Бхагавад-гита. Глава 17. Разновидности веры

Кари Вестова
                БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ
               
             (в переводе Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады)

                ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ. РАЗНОВИДНОСТИ ВЕРЫ
                ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~



Текст 1.  Арджуна спросил: "О Кришна, каково положение тех, кто не следуют принципам шастр,
а поклоняются в соответствии с их собственными представлениями? Пребывают ли они
в добродетели, страсти или невежестве?"

Текст 2.  Верховная божественная личность сказал: "В соответствии с гунами природы,
полученными воплощённой душой, вера может быть трёх видов -- в добродетели, в страсти
или в невежестве. Услышь же теперь об этом.

Текст 3.  О сын Бхараты, согласно влиянию на него различных гун природы, человек развивает
определённый вид веры.

Текст 4.  Люди в гуне добродетели поклоняются полубогам, в гуне страсти -- демонам,
а те, кто в гуне невежества, почитают призраков и духов.

Тексты 5-6. Кто налагает на себя суровые тапасьи и епитимьи, не упомянутые в шастрах,
делая это из гордости и эгоизма, кто побуждаем вожделением и привязанностью, кто глуп,
и кто терзает материальные элементы тела, так же, как и Параматму в нём, есть демон.

Текст 7.  Даже пища, которую предпочитает каждый человек, бывает трёх видов,
в зависимости от трёх гун материальной природы. То же относится и к жертвоприношениям,
тапасье и благотворительности. Теперь послушай о различии между ними.

Текст 8.  Пища, дорогая тем, кто в гуне добродетели, увеличивает продолжительность жизни,
очищает их существование и даёт силу, здоровье, счастье и удовлетворение.
Такая пища -- сочная, маслянистая, здоровая и приятная сердцу.

Текст 9.  Пища слишком горькая, слишком кислая, солёная, пряная, острая, сухая и горячая
дорога тем, кто в гуне страсти. Такая пища вызывает страдания, несчастья и болезни.

Текст 10. Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, пища безвкусная,
разложившаяся и испорченная, и пища, состоящая из остатков и непригодных продуктов,
дорога тем, кто находится в гуне невежества.

Текст 11. Из жертвоприношений те, что совершаются в соответствии с наставлениями шастр,
из чувства долга, теми, кто не желает награды, находятся в гуне добродетели.

Текст 12. Но знай, что жертвоприношение, совершённое ради какой-либо материальной выгоды,
или из гордости, о лучший из Бхарат, находится в гуне страсти.

Текст 13. Любое жертвоприношение, исполненное без соблюдения предписаний шастр,
без раздачи прасада (духовной пищи), без пения ведических гимнов и без вознаграждения
священников, и без веры, относится к гуне невежества.

Текст 14. Аскетизм тела состоит в поклонении Всевышнему Господу, брахманам, духовному
учителю, старшим, таким как отцу и матери, а также в чистоте, простоте, целомудрии
и неприменении насилия.

Текст 15. Аскетизм речи состоит в произнесении слов, которые правдивы, приятны,
благотворны и не беспокоят других, а также в чтении ведических гимнов.

Текст 16. А удовлетворённость, простота, серьёзность, владение своими чувствами
и очищение своего существования есть аскетизм ума.

Текст 17. Эта тапасья трёх видов, совершаемая с трансцендентной верой людьми,
не ожидающими материальной выгоды, а занятвми этим только ради Всевышнего,
называется тапасьей в добродетели.

Текст 18. Воздержание, совершаемое из гордости и ради завоевания уважения, чести
и поклонения, считается находящимся в гуне страсти. Оно не может быть ни твёрдым,
ни постоянным.

Текст 19. Тапасьи, принимаемые из глупости, которым сопутствуют самоистязания,
или причинение вреда и гибели другим, причисляются к гуне невежества.

Текст 20. Благотворительность, совершаемая из чувства долга, без желания получить что-либо
взамен, в надлежащее время и в надлежащем месте и по отношению к достойной личности,
относится к гуне добродетели.

Текст 21. К гуне страсти относится такая благотворительная деятельность, которая
совершается в расчёте на какое-то возмещение, или из желания что-либо за это получить,
а также и та, которая совершается неохотно.

Текст 22. А милостыня, поданная в нечистом месте, в неподходящее время, недостойной
личности или без должного внимания и уважения, относится к гуне невежества.

Текст 23. С начала творения три слова -- ом тат сат -- использовались для обозначения
Высшей абсолютной истины. Эти три символических образа использовались брахманами,
когда они пели ведические гимны, и во время жертвоприношений для удовлетворения
Всевышнего.

Текст 24. Поэтому трансценденталисты, совершающие жертвоприношения, занимающиеся
благотворительностью и принимающие тапасью в соответствии с установлениями шастр,
всегда начинают свои действия со слога ом, чтобы достигнуть Всевышнего.

Текст 25. Не желая что-либо получить взамен, человек должен совершать различные виды
жертвоприношений, благотворительной деятельности и тапасьи, произнося слово тат.
Целью такой трансцендентальной деятельности является освобождение из материальных оков.

Тексты 26-27. Абсолютная истина есть цель жертвоприношения в преданном служении,
и обозначается она словом сат. Тот, кто совершает такое жертвоприношение, также
называется сат, как и вся деятельность жертвоприношений, воздержаний и благотворительности,
которая, соответствуя абсолютной природе, предназначена для удовлетворения
Высшей личности, о сын Притхи.

Текст 28. Жертвоприношения, благотворительность или воздержание без веры во Всевышнего,
о сын Притхи, непостоянны. Это называется асат, и бесполезно как в этой жизни,
так и в следующей."






"Человек, желающий пересечь ужасный океан материальных страданий, может сделать это очень легко, приняв прибежище на корабле "Бхагавад-гиты".

Тот, кто днём и ночью слушает и читает "Шри Гиту", никогда не должен рассматриваться как простой смертный. Без сомнения, его подлинный облик божественен.

Вне всех сомнений, что изучающий "Шри Гиту" с преданностью, обретает всё благо, которое он мог бы получить от изучения Вед, Пуран и других Писаний.

Тот, кто внимательно слушает и воспевает славу заключений "Шри Гиты", или излагает суть этого учения другим, несомненно, достигнет высшего предназначения.

Несчастья, возникающие от проклятия или чёрной магии, никогда не войдут в дом, где поклоняются "Шри Гите".

Человек, с преданностью изучающий "Шри Гиту", свободен и счастлив. Хотя и совершает деятельность в этом мире, он не запутывается в ней.

Все святые места в этой Вселенной, такие как Праяг, вечно присутствуют там, где присутствует "Шри Гита" -- вечная песнь Бога".

Тот, кто в смертный час помнит половину, четверть, одну главу или хотя бы один стих «Гиты», достигнет высшего назначения.

Излагая или слушая смысл «Гиты» в смертный час, даже последний грешник получает право на освобождение.

Тот, кто в смертный час с преданностью держит в руках «Гиту», отправляется на Вайкунтху, чтобы в божественном экстазе жить там вместе с Верховным Господом Вишну.

Тот, кто сосредоточивается хотя бы на одной главе «Гиты», после смерти снова родится человеком, чтобы, возобновив изучение «Гиты», наконец обрести освобождение.

Если в смертный час человек услышит хотя бы слово «Гита», его будущее светло.

Любые поступки, сопровождаемые декламацией «Гиты», очищаются и ведут к совершенству.

Человек, декламирующий «Гиту» во время посмертных церемоний (шраддха), удовлетворяет своих праотцов. Покинув ад, они восходят на небеса.

Тот, кто подарит «Гиту» в золотом переплете ученому брахману, никогда не родится вновь в материальном мире.

Тот, кто раздаст в милостыню сотню «Гит», поднимется на абсолютный уровень и вряд ли родится вновь.

Душа, подарившая «Гиту», получает место на планете Господа Вишну на срок семи калп, чтобы общаться с Всевышним в божественном экстазе.

Если, выслушав до конца смысл «Гиты», человек подарит книгу брахману, Господь, довольный им, исполнит все его желания.

Тот, кто никогда не декламирует и не слушает «Гиту», этот сосуд с нектаром, позволяет нектару вытекать сквозь пальцы, чтобы пить яд.

Открыв для себя знание «Гиты» и упиваясь этим нектаром, люди, страдающие в этом бренном мире, находят прибежище в преданности Всевышнему и становятся по-настоящему счастливыми.

Многие святые цари, такие как Джанака, приняли прибежище в знании «Гиты» и, став безгрешными, достигли высшего назначения.

При декламации «Гиты» не имеет значения, высокого или низкого происхождения человек. Только вера делает его достойным декламировать «Гиту», поскольку среди всех видов знания «Гита» - воплощение Абсолюта.

(Из "Гита-Махатмьи")




   


О "БХАГАВАД-ГИТЕ"
~~~~~~~~~~~~~~~~~

"Бхагавад-гита" -- одно из самых почитаемых произведений Священной Ведической литературы.
"Бхагавад-гита" также известна под названием "Гитопанишад".
Она -- суть всего ведического знания и одна из наиболее важных Упанишад в ведической литературе.

"Бхагавад-гита" -- самое известное Ведическое писание.

Она является квинтэссенцией всего ведического знания, и потому утверждается,
что если даже не изучать всю другую ведическую литературу,
а ограничиться чтением "Бхагавад-гиты", любой человек сумеет разрешить все жизненные проблемы,
получить освобождение из самсары (круговорота бесконечных рождений и смертей материального мира)
и сделать свою жизнь совершенной.

"Бхагавад-гита" была поведана Верховным Господом богу солнца Вивасвану
более 120 400 000 лет назад. Вивасван передал её прародителю человечества Вайвасвату Ману,
а тот рассказал "Гиту" своему сыну и ученику Махарадже Икшваку, правителю планеты Земля, около 2 005 000 лет назад.
С тех пор "Бхагавад-гита" существует в человеческом обществе. Однако со временем это знание было частично утеряно,
и Бхагаван Кришна вновь поведал "Гиту" Арджуне на поле битвы Курукшетра около 5 000 лет назад.


Существует много разных изданий "Бхагавад-гиты", к которым написано большое количество различных комментариев,
однако большинство из них являются неавторитетными, поскольку авторами переводов и комментариев
была нарушена ведическая традиция передавать трансцендентное знание, содержащееся в Ведах, таким, как оно есть,
в чистом и неискажённом виде, без навязывания читателю "своего личного мнения"
и без собственных поправок, интерпретаций и дополнений.


"Бхагавад-гита как она есть" в переводе Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады
представляет ведическое произведение в его первоначальной форме, являясь оригиналом этой священной книги знания.
"Бхагавад-гита" с комментариями Шрилы Прабхупады представляет учение Вед в его абсолютной форме --
таким, каким оно передавалось по парампаре (цепи ученической преемственности Совершенных Учителей,
идущей от Господа Кришны -- Верховной Личности Бога.






ЗДЕСЬ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ СТАТЬЮ О "БХАГАВАД-ГИТЕ КАК ОНА ЕСТЬ":
http://www.stihi.ru/2016/10/19/5887