Поэзия левой руки

Пётр Вакрахти
Итак поэзия!
Что такое поэзия в смысле литературного жанра?
Что же людям нужно от поэзии?
Как выясняется, разным людям от поэзии нужно совершенно разное.
Большинство людей считает, что задачи у поэзии те же, что и у прозы,
то есть – высказать мысль, нарисовать картинку или рассказать историю, но в отличие от прозаика
 поэт это делает более емко, более структурно организованно и более эмоционально,
одним словом более изящно. Но есть меньшинство, считающее, что поэзия начинается как раз там, где
проза заканчивается. И тут возникает путаница.
Здравый смысл подсказывает, что если «гын гын гын рэх» – это
поэзия, то «мороз и солнце – день чудесный» -
это что-то другое и наоборот, а называть одним словом совершенно разные явления –
неправильно. В целом ситуация довольно пикантная.
Выходит декламировать автор с вариацией на тему «вот моя деревня, вот мой дом родной»,
а ему говорят, что это не поэзия а структурная проза. Потом выходит
автор с вариацией на тему «лиловомольный олипан и аволи вуоли»,
а ему говорят, что это не поэзия, а бред сивой кобылы.
Возразить там и там получается нечего, а в воздухе повисает некое
нездоровое напряжение. Чтобы выйти, наконец, из этой пикантной ситуации,
я предлагаю ввести термины ПОЭЗИЯ ЛЕВОЙ РУКИ и ПОЭЗИЯ ПРАВОЙ РУКИ
по аналогии с тантрой и другими мистическими учениями. А с тем, что в поэзии
присутствует мистическое начало ,в основном,  все согласны.
Никаких объективных критериев, где кончается никчемная белиберда и начинается
ВЫСОКАЯ ПОЭЗИЯ ЛЕВОЙ РУКИ, где кончается тривиальный рассказ и начинается ВЫСОКАЯ ПОЭЗИЯ ПРАВОЙ РУКИ, нет и быть не может. Это дело вкуса и только вкуса.
Но вкус можно тренировать и развивать.
По большому счёту, раз уж существует такой термин, как проза,
то ПОЭЗИЯ ПРАВОЙ РУКИ – это по сути изящная проза,
а чистая поэзия – это именно ПОЭЗИЯ ЛЕВОЙ РУКИ,
но такая категоричная терминология заведомо не приживётся.
Поэтому предлагаю остановиться на терминах
ПОЭЗИЯ ЛЕВОЙ РУКИ и ПОЭЗИЯ ПРАВОЙ РУКИ.
Это два разных, друг другу не мешающих, направления,
два крыла одной птицы.
Итак ПОЭЗИЯ ПРАВОЙ РУКИ – это поэтический текст, который можно
пересказать, сохранив суть эмоционально-смыслового посыла.
Рассмотрим примеры

Горные вершины
Спят во мгле ночной
Тихие долины
Полны свежей мглой.

Не пылит дорога,
Не дрожат листы.
Подожди немного –
Отдохнёшь и ты.

Пересказываем:

Вершины горные во мгле ночной спят.
Тихие долины свежей мглой полны.
Дорога не пылит, листья не дрожат.
Немного подожди - и ты отдохнёшь.

Другой пример:

Не жалею, не зову не плачу –
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Пересказываем:

Не плачу, не зову не жалею
Всё пройдёт, как дым с белых яблонь.
Охваченный золотом увядания,
Не буду я больше молодым.

Третий пример:

По дороге зимней скучной
Тройка борзая бежит.
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Пересказываем:

По зимней скучной дороге бежит борзая тройка.
Утомительно гремит однозвучный колокольчик.

Как мы видим, при пересказе что-то ушло, но многое осталось.

Такие тексты хороши тем, что их можно переводить на разные языки, и
для их восприятия не нужно владеть абстрактным мышлением.
Однако,у многих, даже не самых глупых людей, возникает сакраментальный вопрос, а именно:
стоит ли заморачиваться размером и рифмами, если и без них вполне  выразительно.


А теперь возьмём примеры из поэзии левой руки

Уколол колокол волокно воздуха,
Целиком вылакал молоко волк.
Улюлюкали колокола.
Молоко лакали волки
Клокочущеколко,
Клокочущеколко.
Целиком вылакал волокно волк,
Уколол колокол молоко воздуха.

Пересказывать бесполезно!!!!!

Другой пример:
Грохот хохота
Хохот рокота
Рокот хохота
Хохот грохота
Грохот рокота
Рокот грохота

Пересказывать бесполезно!!!!!

Третий пример:

Я забыл бал белого лба
Ты забыл бал белого лба
Он забыл бал белого лба
Бык был бел
Бока были белы
Рог был бел
Лоб был бел
Мы забыли бал белого лба

Пересказывать бесполезно!!!!!

Такие тексты имеют многомерный смысл
и, соответственно, многомерный пафос,
но переводить их невозможно или почти невозможно,
и опять же у многих, даже не самых глупых людей,  возникает сакраментальный вопрос:
а стоит ли заморачиваться с абстракциями, если и без них можно жить интересно.

ПОЭЗИЯ ЛЕВОЙ РУКИ и ПОЭЗИЯ ПРАВОЙ РУКИ.
Это два разных, друг другу не мешающих, направления,
два крыла одной птицы.
 Что кому ближе и интересней –
каждый решает сам. Но, если
человек хочет жить поэтически богато,
то ему подобает воспринимать
поэзию разных видов.

А детсадовские потасовки между авангардистами и академистами,
должны, на мой взгляд либо отойти в прошлое, либо
перейти на качественно новый  смысловой уровень.

Если кто-то предложит своё решение этой, давно назревшей, проблемы,
то жду с интересом.