Дидя

Наташка Олеговна
 Деда  звали Дидя. Долго, лет до шести. Моих. Мне объяснили, что я не выговаривала сначала, а потом так привыкла. Но на самом-то деле он и был Дидя. Очень большой, громогласный, бывший военный-ариллерист. Хотя так говорить неправильно - полковник в отставке! Вот другой мой дедушка был настоящий дедушка, а Дидя – это Дидя. Но потом как-то неудобно стало всем объяснять, кто такой Дидя и он стал просто дедушка Анатолий Николаевич.
 Года в три меня однажды спросили: «Что тебе снилось?» Эти взрослые всегда ставят ребёнка в тупик, сами-то помните? А ведь ждут ответа. Как их разочаруешь? «Как ягуар  Дидю съел!» - отвечаю. Ягуар видела на днях в зоопарке, очень понравилось слово.  «Как же ягуар мог съесть такого большого Дидю?»  Вот всё не слава богу. На следующий день, едва проснувшись, исправляюсь – «А сегодня мне снилось, как Дидя ягуара съел!» А Дидя мне подмигнул «Остались от этого ягуара одни рожки да ножки. Пойдём сегодня, посмотрим – клетка его пустая» И тут я заплакала. «Эх ты, друг любезный, я ж шучу» - обнял меня дед.
 «Дети не врут, они фантазируют» - заступался он всегда за маленьких сочинителей. А если кто-то нашкодничал, говорил: «Подать сюда, этого Ляпкина-Тяпкина, мы его сейчас за ушко да на солнышко!» Вроде грозно так говорил, а совсем не страшно, даже хотелось быть тем самым загадочным Ляпкиным-Тяпкиным. И мужественным казаком, который при должном терпении станет атаманом. "Так, сказал бедняк" - приговаривал дед, занимаясь чем-то серьёзным. Было очень интересно, что же ещё бедняк сказал, но, видимо, это был какой-то деловой секрет, потому что дед замолкал, снова погружаясь в работу.
  У деда были красивые шахматы, особенно лошадки с резными гривами. В детстве мне разрешали с ними играть. А я попросила научить меня шахматам. Дед засомневался, но стал объяснять.  Я быстро освоила, но никогда не понимала, чего это дед так долго думает, прежде, чем сделать ход и теребила : «Быстрее уже ходи… Не хочу больше в шахматы, давай в морской бой.» В морской бой я тоже постоянно проигрывала. Но, постепенно усвоив, что такое военная тактика, сама становилась самым неудобным соперником для своих друзей.
  «Солнце не вращается вокруг Земли, это только нам так кажется. На самом деле…»  Дед берёт начатую пачку «Опала» - это Солнце, чуть поодаль кладёт спичечный коробок – это Земля, а рядом с ней пуговицу – это Луна.  И пошло-поехало.  Но мне мало, мне надо узнать, а что же делается вокруг – с сахарницей и кофейным бокалом. А вдруг там Чёрная дыра? Это у нас называлось «сходить в Планетарий».
  «Так, давай повторим Азию. Столица Лаоса» - «Вьентьян!», «Так, столица Пакистана» - «Исламабад!», «Столица Никарагуа» - «Это не Азия, дедушка!» - «Эх, как это я забыл»
  На уроке математики тема  - умножение дробей. А я знаю! Надо числитель первой дроби умножить на знаменатель второй дроби и записать в числитель! А знаменатель первой дроби... – Кто тебя такому научил? – Дедушка.- Нет, сейчас другое правило, а это – забудь, оно устарело. Вот тут стало обидно. До слёз. Ведь решение-то правильное.
 «Дедуль, а у тебя кличка в детстве была?» - «Конечно была, в деревнях у всех были клички. У дяди Володи (старшего брата, горел в войну в танке, остался без руки) – Пострел. Хулиганил много, его маманя полотенцем промеж спины только намахнётся отходить – а он в окно. У дяди Лёни (тоже старший брат) – Князь, наверное, потому что особняком держался. А у меня Башкан. Не знаю почему.» Так уж и не знает он.
 «Дед, помоги решить задачу». Мне не надо было помогать.  Я слушаю, киваю,  по наводке нахожу правильное решение. Теперь вторую. Не идёт. Дед объясняет раз, другой – я только мотаю головой. «Да что ж такое, первая вроде сложнее была задача, ты её легко поняла, а тут – никак.» Кажется, я чересчур увлеклась, спохватываюсь - "А-а-а, всё, въехала! Вот тут что откуда берётся!  Спасибо, дедушка!"
 Дед был волшебник. Если у меня что-то терялось или ломалось, он мог починить или откуда ни возьмись найти новое так, что меня почти не ругали. 
Сейчас бы так.