Что будем читать?

А.С.Гусаров
Закончилась очередная 26-я книжная выставка-ярмарка на ВВЦ (которая проходила с 4 по 9 сентября 2013 г.).

Книгоиздатели опять хвалятся количеством книг и тиражей: «на пресс-конференции заместитель руководителя Роспечати Владимир Григорьев рассказал, что за последние полгода было выпущено 59 тысяч наименований книг — это несколько больше, чем в прошлом году, а общий тираж составил 246 миллионов экземпляров» (http://www.rg.ru/2013/09/03/yarmarka.htm ). Но в действительности в нашем книгоиздании далеко не всё благополучно.

Сейчас все признают, что одна из основных проблем книжного бизнеса в России состоит в том, что люди с каждым годом меньше читают. Причём не потому, что читают книги в интернете или электронные книги. Люди вообще читают всё меньше и меньше, потому что, как нас уверяют, теперь у людей стало «клиповое» восприятие мира.

То, что люди меньше читают, говорят и писатели. Например, Михаил Задорнов в  своём блоге представляет свою новую книгу «Вся правда о любви». И замечает: «Издательство недовольно тем, что я выложил эту повесть в сети. Но разве можно сравнить: всего 5-тысячный тираж книги и более 200 000 прочтений только на моих ресурсах?» (http://mzadornov.livejournal.com/ ).
То есть даже такого известного писателя и то издают таким маленьким тиражом. Поэтому М. Задорнов размещает свои статьи и книги на разных сетевых ресурсах, даже на Прозе.Ру (http://www.proza.ru/avtor/zadornovmn) , чтобы только читали.

И даже «Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям подготовило документ – отраслевой доклад «Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития». Правительственные чиновники, конечно, аккуратны и стараются не выходить за рамки сухой констатации фактов: «Затяжной кризис в сфере книгоиздания и книгораспространения все больше приобретает характер хронического явления, которое усугубляется и другими проблемами – широкомасштабным падением интереса к чтению, сужающейся инфраструктурой дистрибуторского звена, переходом читателей традиционных книг в число пользователей электронных гаджетов, книжным пиратством в интернете». В цифрах это выглядит так. Темп снижения по числу названий выпущенных книг и брошюр — 5% (116 888 названий в 2012 году.), по тиражу — 12% (540,5 млн. экз.). И это — самый низкий показатель с 2008 года (соответственно 123 336 и 760,4). Теперь на каждую душу российского населения приходится 3,77 книги (в 2008-м — 5,35).» (http://www.ng.ru/editorial/2013-04-24/2_red.html).
 
В общем, все продолжается в том же направлении, которое Юрий Новиков описал еще в 2005 году после очередной книжной ярмарки в своей прекрасной статье «Как много разных книг», где он очень красочно сравнил книги, которые в основном выпускают издательства, с сорняками ( http://www.proza.ru/2005/10/11-16 ).

Когда лет 10 назад умные люди говорили издателям, что нельзя издавать всякую белиберду, макулатуру, мусор, ответ издателей был прост, как мычание: «Главное, чтобы люди хоть что-нибудь читали, не отвыкали от чтения». Если они искренне так считали, то жестоко ошиблись. Это их «что-нибудь» не только не помогло читателям сохранить интерес к чтению, но и привило всем стойкое отвращение к книгам вообще, внушило всем мысль, что ценность любых книг ничтожна. Похоже, к хорошей литературе уже никто никогда не вернётся, но и от всех этих детективов и любовных романов народ уже тошнит.

А «клиповое сознание» порой объясняется очень просто. Люди не хотят вникать, вчитываться в большие тексты, где «очень много букв», из опасения, что это окажется очередной халтурой, дуростью, бездарным набором слов. То ли дело короткие фразы — в них сразу виден уровень автора.

Как же выживают издательства в условиях этого кризиса?

Прежде всего, теперь издатели решили ориентироваться на детей. Более половины книг, представленных на ярмарке, рассчитаны именно на детей. Издатели видят, что взрослые не читают, и надеются, что для детей-то уж люди купят книги. Будут ли эти книги читать дети — большой вопрос, но главное, чтобы родители купили. То есть в данном случае издатели играют на том, что покупают одни, а читать должны другие. Конечно, золотым дном для издателей всегда были и остаются учебники. Конкуренция за заказ на печатание учебников поистине страшная, смертельно опасная.

И ещё одна интересная тенденция набирает силу в книгоиздании. Издатели, похоже, уже не рассчитывают получить большие прибыли от читателей, то есть от продажи книг. Теперь они стараются получить деньги не с читателей, а с писателей. Всё объясняется просто.

Во-первых, писатель обязательно заинтересован в издании своих книг, так как это удовлетворяет его авторские амбиции и даёт надежду, что книги всё-таки кто-нибудь купит. Во-вторых, у издателей в этом случае нет никаких проблем с распространением книг, так как всё уже заранее оплачено автором. А дальше книги могут лежать на складе издательства или же дома у автора, это уже никого не волнует.

Причём эта тенденция характерна не только для издателей «бумажных» книг, но и для многочисленных литературных порталов интернета. Писатели оказались гораздо более надёжным источником дохода, чем читатели. К тому же сейчас писателями считают себя миллионы людей. Они порой готовы оплатить не только издание книг (редактуру, оформление, печать), но даже и раскрутку. А среди известных людей немало таких, кто к своим титулам и званиям не прочь добавить через запятую «писатель». Это самый выгодный контингент. Им порой и тираж-то никакой не нужен, достаточно нескольких шикарных подарочных экземпляров.

Не забудем ещё и тех, кто использует издательства для отмывания преступных денег. Официально считается, что они пишут книги, расходящиеся огромными тиражами, а на самом деле они просто получают отмытыми наворованные деньги и платят небольшой гонорар издателям.

Вот за счёт этих источников пока что издатели и существуют. Сколько это продлится — увидим.

А для нас, читателей, всё, в общем-то, безрадостно. Нам и в дальнейшем никто не собирается предлагать не только литературные шедевры, но даже просто качественную литературу. Придётся выискивать её самим в интернете. Но таких, кто её хочет найти и готов тратить на это время, к сожалению, становится с каждым годом всё меньше.