Как пишутся стихи. Вдохновение

Адела Василой
Введение

На одном литературном форуме встретилась тема о поэтической кухне - к сожалению, она уже закрыта, а я тоже хотела бы поделиться своими соображениями. Разноплановые там были размышления, частично общеизвестные мысли излагались - но вспомнить их необходимо для того, чтобы ввести в тему тех, кто слишком от неё далёк. Меньше  было конкретных "личных признаний" по теме, из которых мне понравилось следующее:
 
"По-моему, поэтами и рождаются, и становятся. Основа (гены), конечно, играют определенн ую роль, но в процессе взросления (обучение, воспитание) впитываешь знания, которые впоследствии могут пригодиться. Например, как в моем случае: в детстве я много читала, занималась музыкой, пением, ходила в театральный кружок. Затем пришли первые строки - непутевые, нескладные... А через многолетние тренировки и усовершенствования начинают получаться вполне удобоваримые стихи. Филологическое образование также сыграло важную роль. Как рождаются строки? – Приходит вдохновение: от переживаний, трепета чувств, погоды – да от всего, что видишь и чувствуешь." (с) ОльгаВ

Я не знаю, кто этот автор, но хочу похвалить за трезвый ум и понимание. Слишком "возвышенное" мнение по этому предмету выдаёт, на мой взгляд, не столько романтический взгляд на поэзию, сколько самолюбование: "Вот я какой, меня Бог наделил с рождения поэтическим даром, мне диктуют стихи Высшие Силы!" И соответственно - это "аргумент" против всякой критики - дескать, отстаньте от меня, это мне надиктовали "Высшие Силы"! А также повод посмотреть свысока на оппонента: "Жалкий графоман, что ты понимаешь в Поэзии? Сидишь, корпишь над своими опусами, редактируешь бесконечно - а всё потому, что у тебя нет Дара! А я не редактирую и никогда не буду этого делать, даже если не всё гладко, есть сбои, ошибки и ляпы,  потому что каждое слово - божественное". Среди прозаиков редкий субъект осмелится так прямо об этом говорить, но среди горе-поэтов - довольно часто. И всё ради того, чтобы избежать критики и "спасти репутацию" и избавиться от внутреннего дискомфорта. И надо бы предостеречь авторов: самомнение и тщеславие суть плохие советники и являются главным препятствием для творческого роста.

Нет уж, дорогие самозванные любимцы богов - никто вам ничего не диктует! Стихи - это продукт вашего собственного разума, со всем его содержимым: знания, умения, мировоззрение, эмоциональная память и память "предметная", предпочтения, вкусы, темперамент, личностные качества..." Думаю, что этот перечень можно продолжить, но никакого божественного вмешательства тут нет. Ежу, как говорится, понятно, что всё это отражается на творчестве любого автора, никто не в состоянии обойти самого себя... и перепрыгнуть тоже. Другое дело, что некоторые лакуны этого багажа удаётся восполнить - а восполнять их следует постоянно, ибо совершенству нет предела, а к совершенству следует стремиться, особенно писателю. Надо постепенно наполнять запас своих знаний в тех "областях", которые вам интересны и которые могут послужить материалом для ваших будущих произведений, не говоря уже о тех знаниях, которые необходимы для профессионального роста на избранной вами стезе.

Многим этот тон может показаться поучительным - уж вы меня простите, я знаю, что для многих это нож острый - амбициозны мы, собратья графомане! :)) Это я и о себе тоже, потому что отношусь спокойно и слегка иронично к этому термину, а решить дилемму, кто мы такие, могут только немногие современники. Но окончательное решение - за потомками. Я даже отношусь спокойно к тому, что некоторые из наших собратьев считают себя гениями - на здоровье, но пусть это останется их тайной! Почему? Во-первых - это нескромно, но это не так страшно (скромность никому ещё не помогала в творческом росте, а скорее мешала), а во-вторых - вызывающе и агрессивно по отношению к другим, вне зависимости от того, "круче" они или не "круче" по сравнению с нескромным субъектом. Становясь в позу, он их просто унижает - всех скопом, и вызывает сильные отрицательные эмоции, что не добавляет им "очков к рейтингу" - это, разумеется, метафора. То есть, разумнее вести себя поскромнее - золотая середина и здесь хороша!

Но вернёмся к нашим баранам - итак, я утверждаю: всё, что я могу написать, уже содержится во мне, в явном или неявном виде (то есть, в "актуальной" памяти, в подсознании, и/или долговременной памяти)... но - за исключением настоящего момента, в котором мы получаем информацию от внешнего мира. И очень многое зависит от содержания и качества этой информации - если она вызывает у нас сильные ассоциации (то есть подтверждается нашим внутренним знанием, а также эмоциями и чувствами, некогда испытанными), то она может послужить толчком к написанию нового произведения, вызвав сильный эмоциональный всплеск. То самое вдохновение, о котором мы так много говорим и на которое уповаем. Этот всплеск может быть по-разному окрашен - возможен весь диапазон человеческих эмоций, от возмущения и гнева до восторга и светлых лирических чувств. Даже если некоторые из нас не вполне отдают себе отчёт в том, как у них возникло стихотворение, вспомнив все обстоятельства его "рождения", они найдут в себе мотивацию его написания - то, что послужило толчком к тому, чтобы его написать. Бывают также и мотивации "пролонгированного действия". Если автор ещё не готов к реализации своего будущего произведения, в нём запускается процесс длительного анализа всех известных ему "обстоятельств", имеющих отношение к сюжету. Этот процесс может сопровождаться накоплением раздражения или других эмоций, а когда он вплотную подошёл к некоей критической массе, происходит "взрыв вдохновения", в результате которого человек садится и лихорадочно (или нет) записывает свои мысли и выводы в художественной форме. Такой сценарий больше подходит для прозы, для стихов более характерен короткий "толчок" с непосредственной реализацией произведения. И это, в общих чертах, относится ко всем.

Вдохновение.

Что же пишут о вдохновении умные книги? Поищем в Википедии, энциклопедическом  сборнике всяких сведений... Итак: "Вдохновение — особое состояние человека, которое характеризуется, с одной стороны, высокой производительностью, с другой — огромным подъёмом и напряжением сил человека. Является типичной чертой и составным элементом творчества. (С. Ю. Головин. Словарь практического психолога). Хорошее определение, я бы уточнила только: "умственных сил", ибо физические силы не имеют к этому отношения. С другой стороны, возможно, я просто не знакома с состоянием "физического вдохновения", когда слабый человек вдруг становится способным на выполнение задач, требующих огромной физической силы. Такие случаи бывают... Возможно, многие рекордсмены ставят свои рекорды в состоянии "физического вдохновения". Я когда-то читала о старушке, которая вынесла из горящей квартиры огромный шкаф со всем его содержимым - там хранились дорогие ей вещи! :)) Однако, нас интересует вдохновение эмоциональное и интеллектуальное.

Там же, в Википедии, читаем: "Вдохновение — состояние наивысшего подъёма, когда познавательная и эмоциональная сферы человека соединены и направлены на решение творческой задачи... Нередко с пребыванием в состоянии творческого вдохновения связано и возникновение инсайтов - озарений. Состояние вдохновения возникает у человека, страстно и упорно стремящегося к творческому решению поставленной задачи." Ещё цитата: «Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых» (с) П.И. Чайковский.

Здесь мы имеем чёткое указание, во-первых, на тесный контакт эмоциональной и интеллектуальной сфер человека на "ниве" некоей творческой задачи, занимающей его воображение в течении длительного (или не очень) времени, во-вторых - на страстное стремление к её решению, и в-третьих - на предварительный упорный труд, предшествующий возникновению вдохновения. Единственное, что хотелось бы добавить - что этот упорный труд, предваряющий вдохновение, не всегда полностью посвящён решению ЭТОЙ конкретной задачи - в очень большой степени он является просто подготовкой к решению творческих задач определённого направления. Другими словами, труд, затраченный на решение прежних творческих задач, имеет свойство "подключаться" к решению последней - и делать возможным её решение, существенно сокращая затраченное время именно на решение ЭТОЙ конкретной задачи. По сути - это опыт, приобретенный в процессе решения подобных задач. Легко провести параллель - труд, потраченный на изучение теории стихосложения и на "тренинг" (воспользуемся этим новомодным словечком) в написании стихов-этюдов, в дальнейшем является большим подспорьем для реализации вдохновения в написании стихов-шедевров. Потому что, судя по широкому диапазону результатов сего процесса, далеко не всегда можно считать, что вдохновение реализовано наилучшим образом. Это - при либеральном и демократическом допущении, что вдохновение доступно любому человеческому существу, а мы не имеем права подвергать людей дискриминации даже по этому "специфическому" признаку. А вот слабость результатов у подавляющего большинства есть следствие слабости "исходных данных", к которым относятся не только врождённые свойства - ВОЗМОЖНОСТИ развития интеллектуальной и эмоциональной сферы человека, но и приобретенные - СТЕПЕНЬ развития этих сфер путём обучения и постоянного тренинга, и ОПЫТ - знания и навыки в конкретной области применения. И самая приятная сторона проблемы - в том, что мыслительные и эмоциональные возможности можно развивать - долгим упорным трудом. Во-первых - чтение, во-вторых - размышление, в-третьих - упражнение. Вот "три кита" на которых опираются умственные и эмоциональные свойства человеческой натуры. И чем раньше приступить к их активному развитию - тем лучше. Детство и юность - неоценимая пора для становления человека многомудрого... если она упущена, то в зрелом возрасте восполнить её редко удаётся.

Откуда же оно приходит, вдохновение? Возможны два типа источников, которые взаимно дополняют друг-друга, но не взаимозаменяют: внутренний и внешний. Ни одного, ни другого в чистом виде не существует, только лишь один из них может "доминировать" над другим. Внутреннее вдохновение возникает тогда, когда внешний толчок(мотивация) "запускает" старую, давно занимающую воображение автора идею. При этом влияние внешней среды, может быть весьма слабым или вовсе отсутствовать, на первый взгляд. Нам кажется, что вдохновение возникло внезапно, без всякой мотивации, "по наитию", и является каким-то мистическим актом, чудом. Внешнее вдохновение возникает в моменты, когда новая информация, полученная из внешнего источника, производит настолько сильное эмоциональное впечатление (восторг, стресс, потрясение), что личность НЕПРОИЗВОЛЬНО реагирует на этот внешний раздражитель максимально мощно, мобилизуя все свои внутренние резервы, ментальные и эмоциональные. Чем больше этих резервов, тем мощнее всплеск, а если их очень мало, то всплеск может закончиться ничем.  Вот, казалось бы, человек испытал прилив творческих сил такой небывалой силы, что мог бы "горы свернуть", а на деле... ничего не произошло. Вдохновение лопнуло, как прыщик на коже. А если бы дать человеку "в руки" мощный инструментарий - багаж разносторонних знаний и умений, хорошую мыслительную "мускулатуру", тренированную годами упорного труда - то оно бы не пропало втуне.

Вот в этом, кстати, и кроется секрет, почему многие стихи, написанные "от сердца", зачастую так плохи, корявы, банальны и неумелы. Ясно, что коль они "от сердца", то автор испытал эмоциональный подъём, и ему обидно, что результат оказался столь незначительным. При этом ему невдомёк, что подвели "внутренние ресурсы" - грамотность на троечку, неумение ясно и чётко выразить свои чувства и мысли, отсутствие знаний, причём не только в стихосложении, но и в самом широком диапазоне, поскольку эрудиция является немалым подспорьем при сочинении стихов, это необходимая составная интеллектуального опыта, приобретенного в результате чтения и размышлений. Образно говоря, Пегас во время вдохновения нуждается в подкормке, а в пустынной местности он её вряд ли получит.

Итак, сделаем шаг назад и вернёмся к внутреннему вдохновению. Мы пока уяснили, что оно может обойтись слабым импульсом извне, или вовсе без него. Оно возникает из долгих авторских размышлений и переживаний, культивируемых и лелеемых им в глубине сознания, в минуты отдыха и покоя, когда он остаётся наедине с собой. Одиночество - очень важный фактор, который способствует успешному течению этого процесса, как для научного, так и для всякого другого вида творчества. Этот процесс не прерывается даже во время сна - он переходит на другие уровни мозга, которые делают очень важную работу, но которые имеют гораздо более слабые связи с реальностью. Зато эти структуры обладают большим быстродействием - исследование снов (а есть основания полагать, что это "их рук дело", ибо сознание в это время отдыхает) показали, что так "называемый "быстрый сон", когда энцефалограмма спящего человека почти не отличается от энцефалограммы бодрствующего, является временем, когда человек "видит сны". "Фазы быстрого сна" чередуются с определённой регулярностью с фазами "медленного сна", когда сознание полностью отключено. Более того - отсутствие фвз быстрого сна есть симптом заболевания. Количество их частоте возникновения индивидуально, но их должно быть около 2-3 десятков за время ночного сна. То есть за ночь нам транслируется около 20 снов, каждое "видео" занимает от нескольких десятков секунд до 2-3 минут. Проснувшись утром, человек их не помнит, кроме самого последнего, но с одним условием: если он проснулся "вовремя" - не более, чем по прошествии 3 минут от момента окончания "трансляции".

Какова же связь между фазами быстрого сна и творчеством? Иногда - самая непосредственная. Известны случаи, когда учёным снились открытия, над которыми они бились долгое время - формулы, доказательства теорем... Менделееву, к примеру, приснилась его таблица химических элементов. Это, разумеется, случаи внутреннего вдохновения в чистом виде - всё, что было нужно для открытия, уже было заложено внутри их мыслительных аппаратов, оставалось только запустить мощный быстродействующий "вычислитель" для того, чтобы он свёл всё воедино и сделал выводы. Почему быстродействующий? Да потому, что за несколько секунд быстрого сна время протекает совсем не так, как в реальности - за эти несколько секунд человеку "прокручивают" столько кадров и такие "сюжеты", на которые сознание должно было бы потратить не один час реального времени. И самое интересное - у человека есть такой "вычислитель"! Это мозжечок!

Продолжение следует...