Замятин Евгений Иванович

Мфвсм-Словарь Рифм
                (1884 – 1937)

ШТРИХИ БИОГРАФИИ

     Евгений Иванович Замятин родился в 1884 г. в уездном тамбовском городе Лебедянь (ныне Липецкая область). Его мать, Мария Александровна (урожденная Платонова), была образованным человеком, любила литературную классику, играла на рояле. Все это передалось детям.  Отец Замятина, Иван Дмитриевич, был священником.
     Лебедянь по переписи 1883 г. насчитывала 6678 жителей. Это была типичная российская провинция, однако далеко не самая отсталая. Вспоминая детство, Замятин писал: «Вы увидите очень одинокого, без сверстников, ребенка на диване, животом вниз, над книгой — или под роялью, а на рояле мать играет Шопена — и уездное — окна с геранями, посреди улицы поросенок привязан к колышку и трепыхаются куры в пыли. Если хотите географии — вот она: Лебедянь, самая разрусская - тамбовская, о которой писали Толстой и Тургенев...»
    Замятин в 1893-1896 г.г. учился в Лебедянской прогимназии, где Закон Божий преподавал его отец. Образование было продолжено в Воронежской гимназии, которую будущий писатель окончил в 1902 г. с золотой медалью. Замятин вспоминал: «В гимназии я получал пятерки с плюсами за сочинения, и не всегда легко ладил с математи-кой. Должно быть, именно поэтому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестрои-тельный факультет Петербургского Политехникума».
     Параллельно с учебой были митинги и демонстрации с пением Марсельезы, летняя практика на заводах и в портах, заграничное плавание на пароходе «Россия» от Одессы до Александрии, вступление в РСДРП. В декабре 1905 г. Замятина арестовывают за большевистскую агитацию среди рабочих, весной благодаря стараниям матери его освобождают.
    В 1908 г. окончен Политехнический, получена специальность морского инженера. Замятин оставлен при кафедре корабельной архитектуры и с 1911 г. преподает этот предмет. Литературный дебют Евгения Замятина состоялся осенью 1908 г., в журнале «Образование» был опубликован рассказ «Один».
    По состоянию здоровья Замятин в 1913 г. переехал в Николаев. Как шутил писатель, он «построил там несколько землечерпалок, несколько рассказов и сатирическую повесть «На куличках». Повесть вскрывала неприглядное лицо царской армии и общества. Решением
 Санкт -Петербургского окружного суда номер журнала «Заветы» с повестью был арестован, а писатель выслан на Север. По северным впечатлениям были написаны повесть «Север» и рассказы «Африка», «Ела».
     В марте 1916 г. Замятин уехал в Англию, работал на судоверфях Глазго, Ньюкасла, Сандерленда. При его участии был построен ряд ледоколов для России, в том числе один из самых крупных — «Святой Александр Невский» (после революции — «Ленин»). В Англии же начался новый, с иными акцентами и решениями период творчества писателя.
    Узнав о революции, Замятин спешит домой. Послеоктябрьские события внесли в трагикомический, но, в общем, жизнерадостный колорит его произведений мрачные краски. В творчестве Замятина появляется призыв к спасению человеческой личности от надвигающегося распада и «нивелирования». Событием в литературе стал 1920 г., год написания Замятиным романа «Мы». Первый в мировой литературе роман-антиутопия впоследствии сыграл роковую роль в судьбе автора.
    В 20-е годы Замятин много работает, наряду с рассказами и повестями создает ряд драматургических произведений: «Общество Почетных Звонарей», «Блоха», «Атилла». Для официальной советской критики того периода Замятин «противник революции и представитель реакционных идей, проповедующий мещанский покой и тихую жизнь как идеал бытия». В скандальной истории с публикацией романа «Мы» Замятину не помогло заступничество крупных писателей, в том числе Горького. Писатель принимает решение временно покинуть СССР.
    С февраля 1932 г. Замятин жил в Париже не меняя советского гражданства. Он активно работал в качестве пропагандиста русских литературы, кино, театра за рубежом. Главное же произведение, которое Замятин создавал за границей, это роман «Бич божий», посмертно изданный в Париже в 1938 г. Оторванный от родины, писатель внимательно следил за жизнью России. Свои произведения старался отдавать в «русские руки», но в эмигрантской печати принципиально не печатался. Отношение к нему на родине начало теплеть. В мае 1934 г. Замятина заочно приняли в Союз писателей СССР, а в 1935 г. он принимал участие в работе Антифашистского конгресса в защиту культуры в составе советской делегации.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ

* В 1931, понимая бесперспективность своего дальнейшего существования в СССР, Замятин обратился к Сталину с письмом, в котором просил разрешения на отъезд за границу, мотивируя свою просьбу тем, что для него «как для писателя именно смертным приговором является лишение возможности писать». Писатель получил разрешение на выезд с сохранением гражданства и выехал в Берлин, а затем (в 1932) в Париж.

* Роман «Мы» стал первым в череде европейских романов-антиутопий — «Дивный новый мир» О.Хаксли, «Скотный двор» и «1984» Дж. Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Р.Брэдбери и др
 
* Как признавался Замятин в своих воспоминаниях, свою школьную золотую медаль он позднее заложил за 25 рублей и так и не выкупил обратно.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

Замятин приехал в Париж в 1931 году, но не искал связи с русскими литературными кругами; он сохранил советский паспорт в надежде на скорое возвращение.
    Н. Берберова в книге "Курсив мой" пишет о Замятине, с которым она встретилась в Париже в русском книжном магазине  в июле 1932 г.:
   "Он ни с кем не знался, не считал себя эмигрантом и жил в надежде при первой возможности вернутся домой. ... Он был наигранно оптимистичен, говорил, что необходимо "переждать", "сидеть тихо"... Умер Замятин в эмиграции в 1937 году.
         Юрий Анненков в своей книге "Дневник моих встреч" пишет о дне похорон Замятина:
  " Замятин скончался 10 марта 1937 года. В день похорон я поднялся на этаж замятинской квартиры в доме N14, на улице Раффэ, но войти в квартиру у меня не хватило мужества. Я остался на площадке лестницы перед открытой дверью. Через несколько минут из квартиры вышел заплаканный Мстислав Добужинский и прислонился к стене рядом со мной. Он сказал мне, что лицо Замятина сохранило улыбку. Еще минут через пять на лестницу вынесли гроб.   Лестница в доме была крутая, вьющаяся и слишком узкая, так что гроб пришлось спускать по ней в вертикальном положении. Провожающих было немного, но мне было так тяжело, что я не запомнил ни лиц, ни имен.  На похоронах  было  всего человек десять. М.И. Цветаеву, Ю.П. Анненкова и А.М. Ремизова я помню; остальные улетучились из памяти.
     Погребение состоялось на кладбище в Тие."
    Далее Ю. Анненков пишет о том, как много сделала вдова Замятина, Людмила Николаевна для публикации его произведений:
   "По счастью, Людмила Николаевна отличалась редкой бережливостью ко всему литературному наследству Замятина и тщательно охраняла все им написанное. Замятинские архивы уцелели.
    Писатель умер, так и не дождавшись отъезда и не создав ничего значительного за годы, проведенные в эмиграции.

    После смерти писателя романы его публиковались во Франции и ряде других стран мира, в переводах на многие языки. "Всем этим русская литература обязана Людмиле Николаевне", - пишет Анненков. - "В 1965 году, исполнив свой долг, Людмила Николаевна вернулась к своему мужу, и ее гроб укрылся в могиле Евгения Замятина, в Тие".
     Евгений и Людмила Замятины похоронены на кладбище в Тие (Валь-де-Марн), где находится также могила Л. Седова, сына Л. Троцкого.

АФОРИЗМЫ И ЦИТАТЫ Е. И. ЗАМЯТИНА

* Боишься, потому что это сильнее тебя, ненавидишь – потому что боишься, любишь, потому что не можешь покорить это себе. Ведь только можно любить непокорное

* Человек — как роман: до самой последней страницы не знаешь, чем кончится. Иначе не стоило бы и чи-тать....

* Дети - единственно смелые философы. И смелые философы – непременно дети