Фенимор Купер

Мфвсм-Словарь Рифм
                (1789 - 1851)

ШТРИХИ БИОГРАФИИ

15 сентября 1789 года в Берлингтоне, Нью-Джерси, в многодетной семье Уильяма и Элизабет Купер появился на свет мальчик, которого назвали Джеймсом; именно ему предстояло спустя несколько десятилетий заслужить звание одного из самых популярных американских писателей.
    Джеймс был совсем маленьким, когда его семья покинула Берлингтон; отец мальчика купил в штате Нью-Йорк несколько десятков акров земли, где собирался, ни много ни мало, построить целый город, который назывался бы Куперстаун. Надо сказать, что вскоре эта амбициозная затея была Уильямом Купером реализована.
    С самого детства Джеймс полюбил окружающую его природу Америки; часто вместе со своими братьями он отправлялся бродить по глухим местным лесам или проводил время на берегу прекрасного чистого озере. Также мальчик любил слушать рассказы старожилов о тяжелых временах их молодости, о схватках с индейскими племенами и лихими разбойниками.
    Семья была хорошо обеспечена и имела положение в обществе; Куперы жили в огромном доме, носившем название Отсего Холл, Джеймс учился в частных школах Олбани, а в 1803 году поступил в Йельский университет (в то время называвшийся колледжем), который, к сожалению, не закончил – в 1805-м его, вполне успевающего студента, выгнали из престижного учебного заведения за плохое поведение.
    Отец молодого человека посчитал, что суровая флотская жизнь сможет привить отпрыску такое понятие, как дисциплина, и вскоре направил Джеймса служить на флот. Несмотря на богатство и положение своего отца (который вскоре после переселения в Куперстаун получил место местного судьи), Джеймс начал свою флотскую карьеру простым матросом на корабле «Стерлинг»; за годы плаваний молодому человеку удалось посетить немало стран, побывать в Европе.
    В 1809 году отец будущего писателя скончался; Джеймс унаследовал значительную по тем временам сумму денег, а также стал (наряду со своими братьями) одним из владельцев дорогостоящей недвижимости.
    Еще будучи матросом, Джеймс начал встречаться с Сьюзан Де Лэнси, дочерью влиятельного нью-йоркского чиновника; 1 января 1811 года они поженились, а спустя несколько месяцев Купер оставил флот.
    В течении нескольких лет Куперы жили попеременно то в Куперстауне, то в Вестчестере, пока наконец не построили собственный большой дом в Скарсдейле; удачная женитьба позволяла Джеймсу не особенно заботиться о добывании средств к существованию: он уделял некоторое время сельскому хозяйству, состоял в народной милиции, а также занимался воспитанием детей. Однако, в течении нескольких ближайших лет ему пришлось также пережить и тяжелые потери: один за другим покинули этот мир пятеро его братьев. На Джеймса легла обязанность обеспечивать не только свою семью, но и семьи своих братьев, а их финансовые дела были далеки от идеала.
       В 1811 году Купер женился на француженке Делане, происходившей из семьи, симпатизировавшей Англии в эпоху войны за независимость; ее влиянием объясняются те сравнительно мягкие отзывы об англичанах и английском правительстве, которые встречаются в ранних романах Купера.  Случай сделал его писателем. Читая однажды вслух жене какой-то роман, Купер заметил, что не трудно написать лучше.
 Его жена, знавшая о том, что Джеймс вовсе не любит писать, поставила под сомнение столь смелое заявление супруга; это привело к тому, что Купер немедленно взялся за писательскую работу.   
  За несколько недель написал свой первый роман "Предосторожность". Предполагая, что в виду уже начавшейся конкуренции между английскими и американскими авторами, английская критика отнесется к его произведению неблагосклонно, Купер не подписал своего имени и перенес действие своего романа в Англию. Последнее обстоятельство могло только повредить книге, обнаружившей плохое знакомство автора с английскою жизнью и вызвавшей весьма неблагосклонные отзывы английской критики.
     Его первая книга, «Предосторожность»  вышла в 1820-м; огромное влияние на манеру работы Купера оказали произведения английской писательницы Джейн Остин, да и сам роман повествовал о том, о чем сам писатель знал лишь понаслышке – о светской жизни в Англии.
    Роман имел достаточно скромный успех (хотя английские критики и приняли его достаточно благосклонно), поэтому неудивительно, что для сюжета второй своей книги, романа «Шпион», он решил использовать более близкую и знакомую ему «американскую» тему, а именно события времен войны за независимость.
     Вышедшая в следующем году книга была принята гораздо лучше его дебютной работы и быстро принесла Куперу известность как писателя не только на родине, но и за рубежом; «Шпион» был переведен на несколько языков.
     Роман «Пионеры», которая впоследствии станет одной из пяти книг о приключениях знаменитого Натаниэля Бампо, вышел в 1823-м: читатели сметали экземпляры книги с полок магазинов, как говорится, «как горячие пирожки». Огромный успех «Пионеров» подстегнул Купера написать еще несколько книг о жизни Зверобоя и его индейских друзей.
    Интересно, что очередность событий, описываемых в книгах о Кожаном чулке, не совпадала по времени с очередностью выхода самих книг. Так, в 1826 году Купер опубликовал «Последнего из могикан», которая является второй частью пенталогии, заключительная «Прерия» вышла в следующем году, третья часть серии «Следопыт»  появилась в 1840-м, а годом позже читателям был представлен и «Зверобой» , описывающий самые ранние приключения Бапмо; появившиеся самыми первыми «Пионеры» в итоге оказались третьей частью одной из самых известных в мире серий книг.
    Конечно, Купер не ограничивался созданием книг лишь на тему взаимоотношений поселенцев с индейскими племенами или английскими солдатами. В 1824-м писатель опубликовал роман «Лоцман», в котором затронул еще одну близкую и знакомую ему тему – морскую; она также проявится во многих последующих произведениях Купера: «Красный корсар», «Два адмирала» , «Майлз Уоллингфорд»…
    В 1826-м Купер вместе с семьей уехал в Европу: наконец он сумел осуществить эту свою давнюю мечту; он хотел, чтобы его дети получили европейское образование, а для себя «выбил» должность американского консула во французском Лионе.
     Несмотря на то, что его планы относительно посещения ряда европейских стран не удалось реализовать полностью. Большую часть времени Купер провел во Франции и Италии, также ему удалось посетить Англию, Швейцарию.  Но до Египта, Греции или, например, России, как планировал писатель, ему добраться не удалось, он считал проведенное в Европе время (а пробыл он там более семи лет) не просто весьма полезным – он был очарован Европой. Кроме того, там ему удалось познакомиться в весьма интересными людьми, например, знаменитым английским писателем сэром Вальтером Скоттом.
   Находясь в Европе, Купер не прекращал писательскую работу – за несколько лет он написал и выпустил несколько романов (например, «Прерии» автор закончил в Париже) и рассказов; действие некоторых из них происходит в различных европейских странах.
     Осенью 1833-го Купер вернулся на родину; годы, проведенные в Европе, легли в основу нескольких книг, которые позже были им опубликованы. Но помимо обычных записок туриста Купер готов был представить американской публике и нечто большее; в 1834 году увидела свет его работа, носившая название «Письмо к его землякам», в которой писатель высказывал свою точку зрения и различные критические замечания на тему политических и культурных процессов, происходящих в стране. Эта, а также появившаяся в следующем году книга «Моникины»  вызвали волну недовольства как среди прессы, так и среди американских читателей – почти все были недовольны, что вместо качественных приключенческих романов Купер теперь представлял им свой столь критический взгляд на происходящие в их стране события.
    Писатель продолжал много работать в разных литературных направлениях, описывая в своих книгах жизнь поселенцев, индейцев, моряков… Среди книг, созданных в последние годы жизни писателя, можно отметить популярный роман «Морские волки».

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ

* Когда Куперу было пять лет, в Куперстауне случилась последняя «индейская тревога». В окрестностях поселка была замечена большая группа индейцев, скрытно передвигавшаяся в неизвестном направлении. Куперстаун был приведен в боевое положение: окна и двери домов забаррикадированы, охотничьи ружья и старинные пистолеты заряжены. В напряженном ожидании прошел вечер и добрая часть ночи. Посреди ночи в поселке послышался топот лошадей и раздались выстрелы. Обеспокоенные жители с оружием в руках выбежали на улицы. Оказалось, что в поселок вернулась группа конных шерифов, выезжавшая в погоню за фальшивомонетчиками. Радость возвращения они отметили пистолетными выстрелами в воздух.

* Мать Купера  происходила из старинной зажиточной английской семьи, и ее отец неодобрительно смотрел на ее роман с молодым Вильямом Купером. Но Элизабет была девица с характером, однажды ночью она взобралась на лошадь своего суженого и уехала вместе с ним за пять миль в городишко Бурлингтон, где молодые и поженились.

* О романе «Следопыт» В. Г. Белинский выразился, что это — шекспировская драма в форме романа.

*В семье Уильяма и Элизабет Купер Джеймс был двенадцатым из тринадцати детей, правда, пятеро из них умерли вскоре после рождения. У самого писателя детей было семеро, двое из них также рано умерли.

*Его первый роман, «Предосторожность», был опубликован анонимно.

* Двойную фамилию – Фенимор - Купер - писатель взял лишь в 1826 году, чтобы увековечить память о родствен-никах со стороны матери; со временем дефис в фамилии исчез.

* Джеймс рос любознательным, независимым, вспыльчивым юношей. Своенравный характер шестнадцатилетнего сына беспокоил старшего Купера. Он решает определить его по военно-морской части и для начала отправляет Джеймса простым матросом в плавание в Европу на торговом корабле. «Стирлинг» – так назывался корабль – отплыл из Нью-Йоркского порта в середине октября 1806 года и взял курс на Лондон. Путь в Англию был долгим, море штормило. Где-то перед Португалией за кораблем погналась вооруженная феллюка, и перепуганные моряки спрятали свои серебряные деньги, да так умело, что долго потом не могли их найти. Обнаружили их на дне ящика с хлебом после того, как съели весь хлеб.

*  23 ноября 1826 года Куперу нанес визит Вальтер Скотт. Вот как сам Купер описывает эту встречу: «…Я спускался по лестнице нашей гостиницы, …когда встретил пожилого человека, подымающегося, как мне показалось, с трудом. Во дворе стояла карета. По всей фигуре и по выражению лица входившего, как и по виду экипажа, мне показалось, что посетитель приехал ко мне. Мне даже показалось, что его лицо мне знакомо, хотя я никак не мог вспомнить его имя. Мы разошлись, раскланявшись, и я уже выходил из двери, когда незнакомец вдруг остановился и спросил по-французски: «Не могу ли я видеть господина Купера?» – «Я – Купер». – «Мое имя Вальтер Скотт». …Мы пожали друг другу руки, и я поблагодарил его за оказанную честь. Мы проговорили около часа в моем кабинете… Затем я дважды завтракал с ним, он снова побывал у меня, и мы встретились еще раз у княгини Голицыной, которая устроила прием в его честь… На следующий день сэр Вальтер уехал в Лондон».

* После похорон в 1809 году он возвратился в Нью-Йорк и попросил продлить его отпуск на год, чтобы привести в порядок личные дела. Помимо вступления в права наследства, у Джеймса в этот период были п другие причины для продолжительного отпуска – он собирался жениться. Зимой Джеймс познакомился с Сюзан Аугустой Деланси, по его словам, «красивой восемнадцатилетней девицей». Сюзан была дочерью Джона Питера и Элизабет Деланси, людей не слишком богатых, но состоящих в родстве с наиболее респектабельными семействами из числа старых колонистов.
Невысокая, хрупкого телосложения, Сюзан была интеллигентной и приятной собеседницей. «Я полюбил ее, как может полюбить мужчина, и заявил ей об этом со всей прямотой моряка», – сообщал Джеймс своему старшему брату в мае 1810 года. В соответствии с обычаями Джеймс попросил у Джона Питера Деланси руки его дочери.
– Вы можете обратиться с предложением к моей дочери, если получите одобрение своей матери, – так ответил молодому офицеру отец Сюзан.

* В Куперстауне он по-прежнему ежедневно выезжал с женой на прогулки, а когда ему становилось лучше, медленно прогуливался по поселку. И каждый раз, когда он проходил мимо одного дома, из окна выглядывала давно знавшая его и его семью очень старая женщина и неизменно произносила одну и ту же фразу:
– Джеймс, почему бы тебе не перестать тратить попусту время на твои дурацкие романы и не заняться чем-то серьезным?
    Ее мнение разделяло большинство жителей поселка. Ремесло писателя сделало Купера знаменитым, но ничуть не прибавило ему уважения со стороны его сограждан. Правда, переиздание 11 романов писателя в издательстве Путнама снова привлекло к нему внимание читающей публики. Друзья писателя в Нью-Йорке подумывают организовать банкет в его честь, но он так и не состоялся, вероятно, из-за состояния здоровья писателя.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ
   
    В 1833 году Ф. Купер вернулся в Соединённые Штаты. С возвращением Купера на родину начинается третий, наиболее значительный период его творчества, который характеризуется резкой переменой во взглядах писателя на американскую действительность. Европейские впечатления помогли ему более глубоко разобраться в явлениях жизни США. То, что увидел Купер, вернувшись на родину, заставило его разочароваться в восхваляемой им прежде «американской демократии». Захвативший страну ажиотаж наживы и спекуляции, подчинение жизни страны интересам буржуазных дельцов не имели ничего общего с принципами демократии.
          В этот период Купер завершил работу над серией романов о Кожаном Чулке. В 1840 году был написан «Следопыт», в 1841 году «Зверобой». И в том, и в другом романе отчетливо проявилось усиление критического отношения Купера к американской буржуазной демократии.
          Критика Купером американской общественной системы вызвала яростные нападки на него со стороны консервативных кругов. Писателя всячески травили в прессе, пытались подвергнуть общественному остракизму. Последние годы жизни Купера были омрачены непрекращающейся борьбой с враждебно настроенными критиками и издателями.

    В самые последние годы жизни Купера в его творчестве заметно усиливаются настроения пессимизма и даже отчаяния, объясняемые неверием писателя в возможность осуществления предлагаемой им самим программы возврата к прошлому.
    В феврале 1840 года новый роман Купера «Следопыт, или Внутреннее море» вышел в свет в Англии, а в марте – и в США. В июне того же года появилось французское издание романа. Американские читатели встретили «Следопыта» с интересом в отличие от критиков. Так обозреватель газеты Пэрка Бенджамина «Ивнинг сигнэл» утверждал, что новый роман писателя просто «нечитабелен». Затем появился «Зверобой». Но печать опять промолчала.
    Отрицательное отношение критиков, непонимание его идей огорчали писателя. Здоровье его ухудшалось, временами отнимались ноги, и он мог передвигаться только с помощью палки.   Ему уже трудно было забраться в коляску, и он это делал только с помощью домашних.
    Последняя толстая книга Купера «История Нью-Йорка» вышла всего за несколько месяцев до смерти автора…
    7 апреля 1849 года появились сообщения, что летом в продаже появится новый двухтомник Купера «Нью-Йорк, прошлое и настоящее». Но состояние его здоровья резко ухудшалось, он уже не мог ходить, не мог сам писать и время от времени диктовал новые страницы истории Нью-Йорка своей дочери Шарлотте.
    14 сентября 1851 года Джеймс Фенимор Купер скончался от цирроза печени. Похоронили его на семейном кладбище в Куперстауне. Он не дожил одного  дня до своего 62-летия.
    Через несколько дней в зале нью-йоркской городской мэрии состоялось траурное собрание, на котором председательствовал Вашингтон Ирвинг. Собравшиеся хотели собрать деньги на памятник Куперу, но не смогли набрать достаточно средств. На деньги друзей соорудили небольшую статую Кожаного Чулка и установили ее на местном кладбище возле могилы писателя. В 1853 году дом Купера сгорел, и на его месте позднее был воздвигнут памятник писателю работы известного скульптора Виктора Сальваторе, который и сегодня стоит посреди небольшой площади на том самом месте, где жил и работал Фенимор Купер.

 АФОРИЗМЫ  ФЕНИМОРА КУПЕРА

* Громкие слова не всегда влекут за собой громкие дела.
* Человек находит врагов гораздо легче, чем друзей.
* Искусный льстец может иметь успех до тех пор, пока против него не обратят его же собственное оружие.
* Страх делает умных глупыми и сильных слабыми.
* Опыт - лучший учитель: его уроки мы хорошо запоминаем.
* Нет вернее способа ободрить врага, как показать, что его боишься.