Внеклассное чтение

Лариса Ищенко2
Внеклассное чтение. То есть чтение детьми литературы, которая им рекомендована помимо программных произведений с учетом возраста школьников.

Известно, что в библиотеке больше всего читателей из начальных классов. Это понятно:  многие только научились читать и им нравится, что никого из взрослых не нужно просить прочитать интересное -  сами пошли, выбрали книгу и горды  собой.

В классе 6-7 этот интерес, к сожалению, постепенно ослабевает.

Четвертый курс филфака пришел на активную практику. Украиноведы. Уроки будут проводить самостоятельно.
У меня две студентки.
Урок будет, конечно, на украинском языке, но и русский использовать можно. Межпредметные связи - хорошо.

Тем более внеклассное чтение.
Предложила практиканткам фрагменты урока, которые считаю нужными.

Они конспект напишут самостоятельно, включая то, что я им показала. Посмотрю, что получится.

1.
Начать урок можно с интересного диалога.
Хорошо бы инсценировать.

Пятиклассник Дима несёт в библиотеку книги.
Навстречу ему сосед:

-Куда ты спешишь с полной сумкой?

-В библиотеку -книги поменять.

-Скажи, ты читал "Тома Сойера"?

-Нет.

-А "Хижину дяди Тома"?

-Нет.

-Наверно, читал "Серебряные коньки"?

-Тоже нет.

-Но уж "Таинственный остров" наверняка знаешь.

-Нет.

-Ну до чего же я тебе завидую!

А теперь вопрос детям: Почему взрослый человек позавидовал мальчику, что тот не читал перечисленные книги?

Интересно, что скажут ученики.


2.

Вот какое замечательное стихотворение написал о любви к книгам поэт Владимир Беляев.

Стоят на полках книги в ряд,
Блуждает взгляд по этим недрам -
Бесценный самый в мире клад
Со мною поделился щедро.

Здесь Пушкин ждёт меня любезно.
Открой мне таинство письма,
Ты не творил пером железным -
То лучше птичьего весьма.

Серёжа, здравствуй хулиган!
Звенишь не бронзой, серебром,
Давно скончался тот тиран,
Кто редко славился добром.

Тебя читали мы тайком,
Ты был тогда у нас в запрете.
Всё в Лету кануло потом,
Всё переменчиво на свете.

Стоят Цветаева и Блок,
Багрицкий Эдуард и Тютчев,
Их всех бы славил между строк,
Но те себя представят лучше.

Отдельно выстроилась проза:
Толстой, Булгаков, Пастернак.
В жару я с ними и в морозы-
Они стоят не просто так.

Я с ними время коротаю,
Читаю, многому учусь,
Страницы трепетно листаю,
В них вся, моя родная Русь.

Стоят тома на полках в ряд,
Скромны, не блещут переплётом,
Без шика, но ценней наград,
Они меня зовут к полётам.

Обязательно  сделать выставку книг тех авторов, о которых говорится в стихотворении.

3.

 Эти сведения студентки переведут на украинский язык. Я им посоветовала сделать рисунки к статьям.

Мы говорим: Прочитать книгу  от доски до доски, то есть от начала до конца.
В старину над книгой трудились переписчики, художники и переплётчики. В основу
переплёта клали доску. Её обтягивали кожей, тканью, иногда парчой или бархатом.
Особо ценные книги украшались золотом, серебром, жемчугом. Тот, кому книга инте
ресна, прочитает её от доски до доски.


Библиотека-передвижка

Середина 10 века. Персия. Медленно движется караван из 400 верблюдов. Это поход учёного
визиря Сахиба, государственного деятеля и воина. Большую часть своей жизни он проводит в
седле.

Сахиб - страстный любитель книг. В его библиотеке их насчитывается около 117 тысяч, и все
он берёт с собой в походы. Вот зачем так много верблюдов: они везут книги.

Этот караван представляет своего рода каталог. Верблюды идут в строго определённом
азбучном порядке, так что караванщики-*библиотекари* легко находят любую книгу, которая
понадобилась визирю Сахиду.


4.

Мое стихотворение-обращение к детям можно прочитать в конце урока.

Пускай уходят сны куда-то,
А сказки остаются.
И мы надеемся, ребята,
Что чудеса вернутся.

Ночной порою  все заснут -
Они откроют двери,
К тому тихонечко придут,
Кто в это чудо верит.

Ещё хочу сказать я вам,
Девчонки и мальчишки:
- Чтоб сказки снились по ночам,
Вы днём читайте книжки.


Страница ВЛАДИМИРА БЕЛЯЕВА

http://www.stihi.ru/avtor/vladisvet