Заметки пишущего человека -1

Геннадий Кодиненко
Вы, конечно же, помните, как в детстве носились по комнате и от буйства энергии и радости жизни кричали нечто подобное: бала-кала-деме-кетяки-лаб!!!
 Или еще более забугористое.
 Это ваш мозг включал программу освоения языка. Интеллект еще не умел подбрасывать вовремя необходимые слова, но сигналы действия в языковой центр уже шли – и тот отвечал буйным словотворчеством.
 Игра словом и в слове не только украшает детское стихотворение, но и учит детей переходить от бессмысленного набора звуков к осмысленному изменению слов, чтоб передать такие тонкости мысли чувства, которые обычной речью не выразишь.
 Эти приемы используют многие поэты, пишущие для детей.
 Например, Борис Заходер:

 Откровенно признаю:
 Зверя нет
 На букву "Ю".
 Это - ЮЖНЫЙ КТОТОТАМ.
 Я его
 Придумал сам!

 Или Александр Шибаев

 Норка у норки

 Норка
 Вылезла из норки
 И пошла
 К знакомой норке.
 В норку норкину
 Вошла,
 Норку в норке
 Не нашла.
 Если в норке
 Нету норки,
 Может, норка —
 Возле норки?
 Нет нигде.
 Пропал и след.
 Норка — здесь,
 А норки — нет!

 При этом надо отметить, что прием игры словами и в словах очень сложный.
 Поэт сознательно берет на себя обязательство и ограничение говорить словами или с одним корнем, или с похожим звучанием. Это подобно тому, как набрав в рот камешков, пытаться произнести внятную речь. Именно поэтому у большинства, использующих этот прием, такая игра чаще кончается НЕ созданием произведения искусства, а сочинением обыкновенного дидактического материала для работы по русскому языку. К этой категории стихотворчества я отнес бы и Южного Ктототама Заходера, да и Норку Шибаева. Хотя, безусловно, другой стих А.А.Шибаева я считаю блестящим:

 Вот ива у дорожки.
 А на ветвях сережки.
 А почему не Сашки?
 А почему не Лешки?

 Вот камешки под нами,
 Омытые волнами.
 Их называют галькой.
 А почему не Валькой?
 А почему не Машкой?
 Не Дашкой?
 Не Наташкой?

 Здесь есть не только игра словами и понятиями, НО и образ!
 Чувствуется мудрое лукавство поэта и его легкий юмор. Стихотворение вызывает стремление заучить его и поделиться радостью от прочитанного с другими. Лично я вижу и юное деревце с зелеными сережками на его ветвях, и, в то же время, прекрасную девушку с алмазными подвесками из холодной росы, а сквозь ветви просвечивают лукавые лица мальчишек Сашки и Лешки, которые, заливаясь от радости, хохочут, словно небесные ангелы. А у подножия ивы в хрустальном ручье, просвеченном солнышком до дна, зрю разноцветные отполированные гальки. И еще золотистого малька, парящего над ними, который смотрит на меня черной бусинкой глаза в красном ободке. В журчании воды слышу голоса Гальки, Вальки и Машки, с которыми был знаком еще в дошкольном детстве, и которых нежно любил, еще не зная, что это такое.
 В этом стихотворении поэт А.А.Шибаев сумел решить сложнейшую задачу любого художественного произведения – преодоление материала.
 Но такое посильно не многим. Чаще игра словами превращается в самоцель, то есть не решается задач по более тонкому подходу к смыслу, или, что совсем плохо! - отдает душком безвкусия или черного юмора.
 В этой связи, например, запомнилось стихотворение, созданное Ренатой Мухой в соавторстве с Владимиром Левиным – что уже по себе нонсенс! Стихотворение про спортсмена-пловца.

 Толпа у причала Спортсмена встречала
 И долго качала. Но не откачала.

 - Гы! – скажет ребенок. – Утопленника качала.
 А ведь это «Гы!» - запавшее в душу в малолетнем возрасте, отзовется когда-то холодным равнодушием к беде ближнего. Жаль, что авторам этого стихотворения не хватило такта и вкуса, и что они забыли Пушкинскую заповедь «чувства добрые лирой пробуждать».

 Или еще один опус, явно не для юных ушек:

 На вершине два Орла
 Пили прямо из горла.

 Хотя, к чести Ренаты, есть у нее отдельные стихотворения, которые я бы тоже отнес в категорию «Избранное для детей». Например, это:

***
Дождик тянется за Тучкой,
Шепчет Тучке на ходу:
“Мама, скучно,
Мама, скучно!
Мама!
Можно я пойду?”