Иван Тургенев

Мфвсм-Словарь Рифм
                (1818 – 1883)

    Тургенев Иван Сергеевич , прозаик, драматург. Родился 28 октября (9 ноября н.с.) в Орле в дворянской семье. Отец, Сергей Николаевич, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода; мать, Варвара Петровна, - из богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство Тургенева прошло в родовом имении Спасском - Лутовинове. Рос он на попечении "гувернеров и учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных дядек и крепостных нянек".
     С переездом семьи в Москву в 1827 будущий писатель был отдан в пансион, провел там около двух с половиной лет. Дальнейшее образование продолжал под руководством частных учителей. С детства он знал французский, немецкий, английский языки.
      Осенью 1833, не достигнув пятнадцатилетнего возраста, поступил в Московский университет, а в следующем году перевелся в Петербургский университет, который окончил в 1836 по словесному отделению философского факультета.
     В мае 1838 едет в Берлин слушать лекции по классической филологии и философии. Познакомился и сдружился с Н.Станкевичем и М.Бакуниным, встречи с которыми имели гораздо большее значение, чем лекции берлинских профессоров. Провел за границей более двух учебных лет, сочетая занятия с продолжительными путешествиями: объездил Германию, побывал в Голландии и Франции, несколько месяцев жил в Италии.
      Вернувшись в 1841 на родину, поселился в Москве, где готовился к магистерским экзаменам и посещал литературные кружки и салоны: знакомится с Н. Гоголем, С. Аксаковым, А.Хомяковым. В одну из поездок в Петербург - с Герценом.
      В 1842 успешно сдает магистерские экзамены, надеясь получить место профессора в Московском университете, но, поскольку философия была взята под подозрение николаевским правительством, кафедры философии были упразднены в русских университетах, стать профессором не удалось.
     В 1843 поступил на службу чиновником "особенной канцелярии" министра внутренних дел, где служил в течение двух лет. В этом же году состоялось знакомство с Белинским и его окружением. Общественные и литературные взгляды Тургенева определялись в этот период в основном влиянием Белинского. Тургенев публикует свои стихотворения, поэмы, драматические произведения, повести. Критик направлял его работу своими оценками и дружескими советами.
      В 1847 надолго уезжает за границу: любовь к знаменитой французской певице Полине Виардо, с которой он познакомился в 1843 во время ее гастролей в Петербурге, увела его из России. Три года прожил он в Германии, затем в Париже и в поместье семьи Виардо. Еще до отъезда отдал в «Современник» очерк "Хорь и Калиныч", который имел шумный успех. Следующие очерки из народной жизни публикуются в том же журнале на протяжении пяти лет. В 1852 выходят отдельной книгой под названием "Записки охотника".
    В 1850 возвращается в Россию, в качестве автора и критика сотрудничает в "Современнике", ставшем своеобразным центром русской литературной жизни.
    Под впечатлением смерти Н. Гоголя в 1852 публикует некролог, запрещенный цензурой. За это подвергается на месяц аресту, а затем высылается в свое имение под присмотр полиции без права выезда за пределы Орловской губернии.
     В 1853 было разрешено приезжать в Петербург, но право выезда за границу было возвращено только в 1856.
     Летом 1855 в Спасском был написан "Рудин"; в 1859 - "Дворянское гнездо"; в 1860 - "Накануне", в 1862 - "Отцы и дети".
     Ситуация в России быстро изменялась: правительство объявило о намерении освободить крестьян от крепостной зависимости, началась подготовка реформы, порождая многочисленные планы предстоящего переустройства. Тургенев принимает активное участие в этом процессе, становится негласным сотрудником Герцена, посылая обличительный материал в журнал "Колокол", сотрудничает и с "Современником", собиравшим вокруг себя главные силы передовой литературы и публицистики. Литераторы разных направлений поначалу выступали единым фронтом, но скоро появились острые разногласия. Произошел разрыв Тургенева с журналом "Современник", причиной которого стала статья Добролюбова "Когда же придет настоящий день?", посвященная роману Тургенева "Накануне", в которой критик предсказывал скорое появление русского Инсарова, приближение дня революции. Тургенев не принял подобной трактовки романа и просил Некрасова не печатать эту статью. Некрасов стал на сторону Добролюбова и Чернышевского, и Тургенев ушел из "Современника". К 1862 - 63 относится его полемика с Герценом по вопросу о дальнейших путях развития России, приведшая к расхождению между ними. Возлагая надежды на реформы "сверху", Тургенев считал необоснованной веру Герцена в революционные и социалистические устремления крестьянства.
    С 1863 писатель поселился вместе с семьей Виардо в Баден - Бадене. Тогда же стал сотрудничать с либерально-буржуазным "Вестником Европы", в котором были опубликованы все его последующие крупные произведения, в том числе и последний роман "Новь" (1876). Следуя за семьей Виардо, переехал в Париж. В дни Коммуны жил в Лондоне, после ее разгрома вернулся во Францию, где оставался до конца своей жизни, проводя зимы в Париже, а летние месяцы за городом, в Буживале, и совершая каждую весну непродолжительные поездки в Россию. Общественный подъем 1870-х в России, связанный с попытками народников найти революционный выход из кризиса, писатель встречает с интересом, сблизился с руководителями движения, оказывал материальную помощь в издании сборника "Вперед". Вновь пробуждается его давний интерес к народной теме, возвращается к "Запискам охотника", дополняя их новыми очерками, пишет повести "Лунин и Бабурин" (1874), "Часы" (1875) и др.
    Начинается общественное оживление среди учащейся молодежи, среди широких слоев общества. Популярность Тургенева, в свое время поколебленная его разрывом с "Современником", теперь снова восстанавливается и быстро растет. В феврале 1879, когда он приехал в Россию, его чествовали на литературных вечерах и торжественных обедах, усиленно приглашая остаться на родине. Тургенев даже склонен был прекратить добровольное изгнание, однако это намерение не было осуществлено. Весной 1882 обнаружились первые признаки тяжелой болезни, лишившей писателя возможности передвижения (рак позвоночника).

                ПОСЛЕДНИЕ  МЕСЯЦЫ

   Замыкалось кольцо тургеневской жизни, угасали воспоминания. Лицом к лицу он встретился с той, что всю жизнь пугала его, являясь в виде страшной стихийной силы, слепой, никого не щадящей, ничего не различающей. Мучительная болезнь  - рак спинного мозга – приносила ему нечеловеческие страдания. Когда, опомнившись, он вспоминал о них, он рассказывал, что  был на дне моря и видел чудовища  и  сцепления  безобразнейших организмов, которые никто не описывал, потому что никто не воскресал после таких спектаклей.
   В июле 1882 года фактически прекратилась его личная жизнь: писать он больше не  в силах, после пятой строчки начинает чувствовать боль и колики в плече, без морфия глаз закрыть не может. Но получив известие о железнодо-рожной катастрофе недалеко от Спасского, Тургенев скорбит и пишет  коснеющей рукой Я. П. Полонскому: «Ужасные слова – «стоны слышались под землёй до 10 часов утра» - так и засели гвоздём  в голову. Неужели  же не было сейчас приступлено к раскопке?» Три дня спустя он снова заводит об этом речь: «Как меня измучила Бастыевская катастрофа – Вы представить себе не можете. Мне постоянно мерещатся эти несчастные, задохнувшиеся в тине…»  И он упрашивает своих друзей сделать всё для родственников пострадавших, всё, что  бы он сделал сам, находясь на месте.
   Крестьяне пишут ему письмо во Францию с сожалением, что он не приехал в Спасское, - и тёплое чувство вспыхивает в его душе.
   За две недели до конца в нём вспыхивают творческие силы, но руки уже не могут держать перо. И тогда он просит Полину Виардо «дунуть на умирающую лампаду». Он просит записать под диктовку рассказ «Конец» - о судьбе помещика, который и после реформы продолжал грубо  обходиться с крестьянами, пока его не нашли на большой дороге с проломленной головой.
   За несколько дней до смерти он завещает похоронить себя на  Волковом кладбище, подле своего друга Белинского.. Высшее его желание – лечь у ног учителя, Пушкина, но: «Я не заслуживаю такой чести», - прошептал он.
   В бреду, прощаясь с семейством Виардо, он забывает, что перед ним французы, и говорит с ними на родном русском языке. «Ближе, ближе ко мне , - говорит он, вскидывая веками во все стороны и  делая усилие обнять  дорогих ему людей, - пусть я всех вас чувствую  тут около себя… Настала минута прощаться…прощаться…»
   Последние слова Тургенева переносили его  на просторы родных орловских лесов и полей – к тем людям, которые жили в России и помнили о нём: «Прощайте, мои милые, мои белесоватые»…
   Кто знает, какие картины витали в его сознании, когда он отошёл в мир иной 22 сентября 1883 года в два часа дня и когда после смерти черты его лица приняли спокойный, но необычайно ласковый и мягкий отпечаток.
   Россия похоронила его согласно завещанию и со всеми почестями, достойными его замечательного таланта.
   Открылась новая страница его судьбы – «жизнь после смерти».

    Смерть Тургенева произвела огромное впечатление, выражением которого были его грандиозные похороны. Отпевание происходило в русской церкви св. Александра Невского на улице Дарю в Париже. Гроб с телом великого писателя по железной дороге доставили в Петербург. От самой границы на всех остановках служили панихиды. Множество людей заранее собирались у станций и полустанков по пути движения скорбного груза. Торжественная встреча в столице произошла 27 сентября (9 октября) 1883 года на перроне Варшавского вокзала. По свидетельству А.Ф. Кони "следование гроба на Волково кладбище представляло необычное зрелище по своей красоте, величавому характеру и полнейшему и единодушному соблюдению порядка. Непрерывная цепь 176-ти депутаций от литературы, от газет и журналов, ученых, просветительных и учебных заведений, от земств, сибиряков, поляков и болгар заняла пространство в несколько верст, привлекая сочувственное и нередко растроганное внимание громадной публики, запрудившей тротуары, - несомыми депутациями изящными, великолепными венками и хоругвями с многозначительными надписями. Так, был венок "Автору "Муму" от общества покровительства животным; венок с повторением слов, сказанных больным Тургеневым художнику Боголюбову: "Живите и любите людей, как я их любил", - от товарищества передвижных выставок; венок с надписью "Любовь сильнее смерти" от педагогических женских курсов. Особенно выделялся венок с надписью "Незабвенному учителю правды и нравственной красоты" от Петербургского юридического общества… Депутация от драматических курсов любителей сценического искусства принесла огромную лиру из свежих цветов с порванными серебряными струнами".

Место для могилы Тургенева было куплено за полторы тысячи рублей в дорогом втором разряде у северной стены Спасской церкви. Его похороны прошли при таком стечении народа, которого никогда ни до того, ни после того не было на похоронах частного лица. По словам П.В. Анненкова, "на могиле его сошлось целое поколение со словами умиления и благодарности к писателю и человеку". В 1885 году на могиле Тургенева установили надгробие - бронзовый бюст на постаменте. Когда в середине 1930 годов создавался мемориальный некрополь "Литераторские мостки", туда стали переносить захоронения и памятники с разных кладбищ города и с части того же Волковского кладбища. В 1938 году от закрытой Спасской церкви на Литераторские мостки перенесли прах и памятник И.С. Тургенева. Так, благодаря решению советских властей Ленинграда, было выполнено завещание Тургенева - теперь его могила находится лишь в нескольких десятках метров от могилы В.Г. Белинского.

Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур. Он имел мировую известность, его романы, повести и рассказы становились не только литературными явлениями, но и событиями в общественной жизни России. Едва ли не каждое крупное произведение Ивана Сергеевича Тургенева вызывало отклик современников, о книгах Тургенева в своих статьях писали Чернышевский и Добролюбов, Писарев и Герцен. Романами Тургенева не только зачитывались: его героям и героиням подражали и в жизни.
 
                ИНТЕРЕСНЫЕ СЛУЧАИ ИЗ ЖИЗНИ

* Иван Сергеевич Тургенев считался «самой большой головой русской литературы». Как был установлено, его мозг был весом в 2000 грамма – эта цифра внушительно превышает по весу мозги других знаменитостей.

* Как признался сам Тургенев, – кость на его темени была очень тонкая. Так что при ударе рукой по этому месту Тургенев мог потерять сознание или упасть в обморочное состояние. Этот факт был поводом для обвинения.

* Что же касается молодости писателя, то был он в это время легкомысленной личностью. Были такие случаи, что Тургенев мог пригласить к себе на обед кучу гостей, а в последствии забыть об этом, что вызывало крайнее недовольство со стороны гостей, но он начинал извиняться и просить прощения у гостей, предлагав искупить свою вину приглашав опять на обед, гости смягчались, и приходя в назначенный день и час на обед, могли опять не застать его дома. Это могло повторяться большое количество раз, за такие выходки Тургенева смело можно было охарактеризовать «мальчишкой» который вытворяет всякие шалости.

* Тургенев очень любил ходить в синем фраке с золотыми пуговицами, которые были ввиду львиных голов, так же в белом жилете, цветном галстуке и клетчатых панталонах.

* Когда Тургенев  приезжал в Германию – пополнить свой багаж знаний, он любил тратить родительские деньги на сомнительные похождения и студенческие пиры. Но однажды перевод денежных средств блудному сыну прекратился, и он был вынужден был остепениться. В один день, к нему пришли посылка из России, за которую он заплатил последние гроши, а вышло так, что там внутри оказались кирпичи.

* А вообще Тургенев это женская душа, которая одела на себя грубое обличие циклопа, у него был тонкий, можно сказать женский голос. Он был лишен музыкального слуха, и не любил петь, поэтому не мог взять ни одной верной ноты.
* У Тургенева был тонкий, почти женский голос. Это несоответствие между высоким тенорком и его богатырской грудью сразу бросалось в глаза. Будучи совершенно лишенным музыкального слуха, он, тем не менее, очень любил петь. И хотя у него не получалось взять ни одной верной ноты, слушатели приходили в восторг от этого комического зрелища. «Да что же мне делать? Ведь я и сам знаю, что у меня не голос, а просто свинья!» — сокрушался Тургенев.
* Как у всякого выдающегося человека, у Ивана Сергеевича были свои странности. Взять, к примеру, его манеру смеяться. По словам Фета, смеялся он самым заразительнейшим образом: «Валился на пол и, стоя на четвереньках, продолжал хохотать и трястись всем телом». Когда на него нападала хандра, надевал на голову высоченный колпак и... ставил себя в угол. И стоял там до тех пор, пока тоска не проходила.
* Следует отметить также и его чрезвычайную чистоплотность и почти маниакальную любовь к порядку. Два раза в день он менял белье и вытирался губкой с одеколоном, садясь писать, приводил в порядок комнату и бумаги на столе, и даже вставал ночью, вспомнив, что ножницы лежали не на том месте, на котором должны быть. У него портилось настроение, если оконные шторы были неаккуратно задвинуты. Не мог писать, если хотя бы одна вещь на письменном столе лежала не на своем месте.
* По утрам Тургенев долго занимался своим туалетом и особенно тщательно причесывался. «Смотри, — говорил он Полонскому, — я начинаю справа этим гребнем... пятьдесят раз, потом налево... пятьдесят раз; затем другим, более частым гребнем — сто раз. А потом — щеткой. Ты удивлен, не правда ли? Но, понимаешь ли, хорошо причесываться, и быть безукоризненно приглаженным, всегда было моей страстью с самого детства».

                АФОРИЗМЫ ТУРГЕНЕВА

- Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

- Горе сердцу, не любившему смолоду!  (Из романа "Дворянское гнездо")

- Добро по указу - не добро.

- Древние греки недаром говорили, что последний и высший дар богов человеку - чувство меры.

- Друг мой, великий писатель Русской земли...
(Из предсмертного письма Льву Толстому)

- Если бы с молодостью уходило одно хорошее - то остальные возрасты человеческой жизни показались бы до того невыносимы, что всякий индивидуум перерезывал бы себе горло на тридцать втором году. Много дрязг плавает в шумных волнах молодости и уплывает с ними; а все-таки лучше этих волн нет ничего.

- Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами не живут, и другим не дают.

- Женщина не только способна понять самопожертвование: она сама умеет пожертвовать собой.

- Исключения только подтверждают правила