Цицерон Марк Туллий

Мфвсм-Словарь Рифм
                (106 – 43 г. до н. эры)

ШТРИХИ БИОГРАФИИ

Политический деятель, оратор, философ и писатель. Сторонник республиканского строя. Из его сочинений сохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем. Сочинения Цицерона — источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме.

Цицерон родился 3 января 106 года до нашей эры, в Арпине (Италия), в 120 км к югу-востоку от Рима, в семье всадников. С 90 года жил в Риме, обучаясь красноречию у правоведа Муция Сцеволы Авгура. В 76 был избран квестором и отправлял магистратские обязанности в провинции Сицилия. Как квестор, исполнивший свою магистратуру, стал членом сената и прошел все этапы сенатской карьеры: в 69 — эдил, 66 — претор, 63 — консул. В качестве консула Цицерон подавил антисенатский заговор Катилины, получив в виде признания своих заслуг почетное звание Отца Отечества (впервые в истории Рима присвоенное не за воинские подвиги). В 50-51 — наместник провинции Киликия в Малой Азии.

Начиная с 81 года,  и, на протяжении всей жизни,  Цицерон с неизменным успехом выступал с политическими и судебными речами, стяжав репутацию величайшего оратора своего времени. В качестве наиболее известных речей: «В защиту Росция из Америи» (80 г.), речи против Верреса (70), «В защиту поэта Архии» (62), четыре речи против Катилины (63), «Об ответе гаруспиков», «О консульских провинциях», в защиту Сестия (все три — 56), тринадцать речей против Марка Антония (так называемые Филиппики) — 44 и 43.

С середины 50-х годов Цицерон все больше погрузился в занятия теорией государства и права и теорией красноречия: «О государстве» (53 г.), «Об ораторе» (52), «О законах» (52). После гражданской войны 49-47 (Цицерон присоединился к сенатской партии Гнея Помпея) и установления диктатуры Цезаря Цицерон вплоть до конца 44 жил в основном вне Рима на своих сельских виллах. Эти годы характеризовались особым подъемом творческой активности Цицерона. Помимо продолжения работы над теорией и историей красноречия («Брут», «Оратор», «О наилучшем виде ораторов», все три — 46), он создал основные сочинения по философии, среди которых наиболее важны и известны «Гортензий» (45 г.; сохранился в многочисленных извлечениях и отрывках), «Учения академиков» и «Тускуланские беседы» (все — 45 г.); к 44 г. относятся два произведения особого жанра — «Катон, или О старости» и «Лелий, или О дружбе», где Цицерон создал идеализованные и стоящие на грани художественного изображения образы духовно ему особенно близких великих римлян предшествующего века — Катона Цензория, Сципиона Эмилиана, Гая Лелия.

В марте 44 года был был убит Цезарь; в декабре Цицерон возвратился в Рим, чтобы попытаться убедить сенат защитить республиканский строй от наследников диктатуры Цезаря — триумвиров Октавиана, Антония и Лепида. Речи и действия его оказались безуспешны. По настоянию Антония его имя было включено в проскрипционные списки, и 7 декабря 43 Цицерон был убит.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ  ИЗ ЖИЗНИ

- За всю свою долгую жизнь он составил  более 100 речей, 56 из которых сохранились полностью, от 20 остались только фрагменты, ещё 35 мы знаем по заглавиям.

- Согласно преданию, когда Антонию доставили голову Цицерона, жена диктатора, проткнув язык  Цицерона иглой, сказала: - Ну, что, договорился?

- Выдал Цицерона один из его учеников по имени Филолог. Позднее Антоний выдал его Помпонии (жене Цицерона), и она казнила его после страшных пыток, в частности, заставляя отрезать от себя куски мяса, жарить их  и есть.

                ПОСЛЕДНИЕ ДНИ

 После смерти Цезаря в 44 году, Цицерон в качестве вождя сенатской партии  энергично нападал на Антония, и  тот добился внесения имени Цицерона в проскрипционные списки. Лица, попавшие в эти списки, объявлялись вне закона, и всякий, кто убивал или выдавал этих людей, получал награду, имущество их конфисковывалось, а рабы получали свободу.
   Цицерон узнал о том, что объявлен вне закона, когда находился вместе с братом Квинтом в своём поместье близ Тускула «…Они решили, - пишет Плутарх,- перейти в Астуру, приморское поместье Цицерона, а оттуда отплыть в Македонию к Бруту, ибо уже ходили слухи, что он располагает большими силами. Отправились они, удручённые горем, в носилках;  останавливаясь в пути и располагая носилки рядом, они горько сетовали друг перед другом. Особенно беспокоился Квинт, думая об их беспомощности, ибо, говорил Квинт, он ничего не взял с собой, да и у Цицерона запас был скуден. Итак, лучше будет, если Цицерон опередит его в бегстве, а он догонит его, захватив из дома необходимое. Так они и порешили, а затем обнялись на прощанье и в слезах расстались.  И вот, несколько дней спустя, Квинт, выданный рабами людям, искавшим его, был умерщвлён вместе с сыном. А Цицерон, принесённый в Астуру и найдя там судно, тотчас сел на него и плыл, пользуясь попутным ветром до Цирцея. Кормчие хотели немедля отплыть оттуда, но Цицерон, потому ли, что боялся моря или не совсем ещё потерял веру в Цезаря, сошёл с судна и прошёл пешком сто стадий, как - бы направляясь в Рим, а затем,  в смятении, снова изменил намерение и спустился к морю в Астуру. Здесь провёл он ночь в ужасных мыслях о безвыходности своего положения, так что ему приходило даже в голову тайно пробраться к Цезарю в дом и, покончив с собой у его очага, навлечь на него духа мести; и от этого шага отвлёк его страх мучений. И опять хватаясь за другие, придуманные им беспорядочные планы, он приказал своим рабам везти его морем в Кайету, где у него было имение – приятное убежище в летнюю пору, когда так ласкающее веют пассатные ветры.  В этом месте находится и небольшой храм Аполлона, возвышающийся над морем. В то время как судно Цицерона подходило на вёслах к берегу, навстречу ему  налетела, каркая, поднявшаяся с храма стая воронов. Рассевшись на берегу, одни из них продолжали каркать, другие клевали крепления снастей, и это показалось всем дурным предзнаменованием. Итак, Цицерон сошёл на берег и, войдя в свою виллу, прилёг отдохнуть. Множество воронов сели на окно, издавая громкие крики, а один из них, слетев на постель, стал понемногу стаскивать с лица Цицерона плащ, которым  он укрылся. А рабы, видя это,  с укором спрашивали  себя, неужели они будут ждать, пока не станут свидетелями убийства своего господина и не защитят его, тогда как животные оказывают ему помощь и заботятся о нём  в незаслуженном им несчастии. Действуя то просьбами, то понуждением, они понесли его в носилках к морю.
   В это время появились убийцы, центурион Геренний и военный трибун Пониллий, которого Цицерон некогда защищал  в процессе по обвинению его в отцеубийстве; были при них и слуги.  Найдя двери запертыми, они взломали их. Цицерона на месте не оказалось, да и люди, находившиеся в доме, утверждали, что не видели его. Тогда, говорят, некий юноша, вольноотпущенник Квинта, брата Цицерона, по имени Филолог, воспитанный Цицероном в занятиях литературой и науками, указал трибуну на людей с носилками, по густо обсаженным, тенистым дорожкам  направлявшихся к морю. Трибун, взяв с собою несколько человек, побежал вокруг сада к выходу; Цицерон же, увидев  бегущего по дорожкам Геренния, приказал рабам поставить носилки  тут же, а сам, взявшись по своей привычке левой рукой за подбородок, упорно смотрел на убийц; его запущенный вид, отросшие волосы и измождённое от забот лицо внушали сожаление, так что почти все присутствовавшие закрыли свои лица в то время, как его убивал Геренний. Он выставил шею из носилок и был зарезан. Умер он на шестьдесят четвёртом году от рождения. Затем Геренний, следуя приказу Антония, отрубил Цицерону голову и правую  руку, которыми он написал «Филиппики».
  Голова и рука были доставлены обрадованному Антонию, который поместил их на ораторской трибуне римского форума.
    Но сначала во время пира голову принесли на подносе Марку Антонию, и больше всех над ней издевалась  Фульвия – жена Антония, которая раньше была замужем за Клодием и Курионом.  Все трое ее мужей были  самыми неприми-римыми врагами Цицерона.

                Плутарх.                Избранные жизнеописания.      
               
                АФОРИЗМЫ  ЦИЦЕРОНА

- Благо народа – высший закон
- Бог наделил нас не знанием вещей, а умением пользоваться ими.
- Бумага все стерпит.
- В оскорблении содержится какое – то жало, которое люди благоразумные и хорошие переносят с величайшим трудом.
- Вероятностные знания — вот предел человеческого разумения.
- Вещь непостыдная становится постыдной, когда ее прославляет толпа.
- Возможна ли в жизни радость, когда денно и нощно приходится размышлять, что тебя ожидает смерть?
- Все достоинство добродетели — в действии.
- Все прекрасное редко.
- Всякому подобает то, что больше ему свойственно.
- Всякому — свое.
- Высшее право — высшая неправда.
- Где хорошо, там и отечество.
- Голоса взвешивают, а не считают.
- Друзья познаются в беде.
- Если есть что-либо почтенное, то это цельность всей жизни.
- Если мы не бессмертны, то человеку весьма желательно своевременное угасание его жизни. Ибо природа устрои-ла жизнь, как и все другие явления, так, чтобы в старости она приходила к своему завершению, как театральный спектакль, причем мы должны избегать утомления и тем более пресыщения.