7. Первый Рубикон

Александр Куванов
А,  если  б  кто  к  окну  приник,
Увидел  бы  цветы  обоев,
Часы  настенные,  без  боя,
И  книги,  очень  много  книг

(Чтоб  их  прочесть,  вся  жизнь  нужна).
Два  старых  ненадежных  стула,
Стол  письменный,  торшер  сутулый,
Диван,  для  отдыха  и  сна.

Монашья  келья.  Ерунда! 
Здесь  изреченье:  «Дом  мой  -  крепость»  -
Всем  очевидная  нелепость,
Кто  только  ни  входил  сюда,

Не  вел  беспечный  разговор,
Не  сиживал  на  том  диване
И  на  каком  ни  будь  романе
Не  останавливал  свой  взор.

Хозяин  этого  жилья
В  серьезном  вузе  обучался.
В  те  дни  здесь  собирались  часто
Его  ближайшие  друзья

И  под  гитарное:  «трень – брень»
Острили,  танцевали,  пели
И  расходились  еле-еле,
И  вновь  являлись  через  день.

Прошли  школярские  года.
Друзья  к  нему  заходят  реже,
Да  и  остроты  у них  те  же,
Что  и  тогда.

«Сынок,  ты  нагулялся   всласть, 
Женись»  -  ему  твердила  мама.
Здесь  многие  бывали  дамы,
Но  ни  одна  не  прижилась.

Да,  не  везло  ему,  увы.
Или  тому  виной  характер?
Кто  он?  Да  так,  один  приятель,
С  ним,  может  быть,  знакомы вы.

О  нем  пишу  я  почему?
И  сам  не  знаю. Шутки  ради.
Был  просто  чистый  лист  в  тетради
Да  тишина  в  пустом  дому.

                1984 г.


 
Морозный  вечер,  тишина,
Глухая  серая  стена
Видна  из  моего  окна.
Пейзаж  до  одури  уныл,
Прохожий,  ангел  ли  без  крыл
Его  случайно  оживил.

Двор  пересек  наискосок,
Нетвердо  с  пятки  на  носок
Ступая.  Снег  скрипит  под  ним.
Куда  он  в  этот  час  гоним?
В  какой  приют,  к  объятьям  чьим?

Исчез.  Вновь  тишина  окрест,
Стена,  а  за  стеною  лес,
И  я  хозяин  этих  мест.
И  мой  удел  -  смотреть  в  окно
И  замечать  -  уже  темно,
Хотя  не  все  ли  мне  равно?

Поскольку  схожи  вечера  -
Сегодня  то  же,  что  вчера  -
Скамейка  посреди  двора,
Стена  облезлая  да  снег,
Да  времени  тревожный  бег,
Да  ангел.  Или  человек.

                начало 80х





Возможно  явь,  возможно  сон  -
По  окна  снегом  занесен
Мой  дом,  где  тьма,  как  в  преисподней,
Но  карты  четырех  мастей
Мне  напророчили  гостей
Сегодня,  ночью  новогодней.

И  я  включаю  полный  свет.   
Гостей  в  дому  в  помине  нет  -
Гаданье,  это  несерьезно.
Поскольку  замело  пути,
Поскольку   далеко  идти,
Поскольку   вьюжно  и  морозно,

Поскольку… Кто  я  им?  В  ответ:
«Возможно  друг,  возможно  нет  -
Как  то  так  и  другое  ложно.
Поспешный  суд  -  неправый  суд».
И  не  пришли,  и  не  придут.
Возможно  к  лучшему.  Возможно.

И  я  наполню  свой  бокал,
И  отраженья  двух  зеркал
Со  мной  до  дна  его  осушат.
Мы  просидим  всю  ночь  втроем,
Возможно,  даже  попоем,
И  это  успокоит  душу,
Возможно…
                начало 80х





Где  же  ты,  невозмутимости  броня?
Я  ладонями  закрыл  лицо  свое.
Эта  музыка  преследует  меня,
А,  быть  может,  я  преследую  её.

Дирижер,  руками  разгребая  дни,
Стер  границы  меж  сегодня  и  вчера.
Что  там  -  дальние  сигнальные  огни
Самолета,  или  уголья  костра?

Или  где-то  в  зале  вновь  зажегся  свет,
И  сошлись  -  гляди  и  лица  узнавай!  -
Люди,  те,  которых  ныне  рядом  нет,
Говорят  они  забытые  слова,

Удивляясь,  кто  собрал  их  и  зачем,
Сквозь  годов  поток  и  расстояний даль,
Почему  опять  поет  виолончель,
И  слезами  заливается  рояль?

Эта  скрипка…  и  тревожный  шепоток.
Дверь  открыта.  Входит  женщина.  Она
Не  одна.  Он  ей  не  муж.  Он  ей  никто.
Он  еще  никто  ей.  Давняя  вина

Перед  кем-то  -  только  ли  перед  собой?  -
Тяготит.  Как  шумен  памяти  музей!
Невозможно  возвращенье  тех  друзей
И  той  женщины…

                начало 80х


                * * *

А  перед  сколькими  людьми  я  виноват,
Мне  одному  известно.
И  перед  многими  еще  виновен  буду  -
Нельзя  прожить,  не  причиняя  зла,
Порой  непреднамеренно,  порой
Обдуманно,  жестоко  нанося
Губительные,  страшные  удары, 
И  этим  чью-то  приближая  смерть,
Как  кто-то  приближает  смерть  мою.
Вот  круг  замкнулся.  Я  оправдан.  Да?
Оправдан?  Почему  же  по  ночам
Пытается  мне  ребра  раздавить
Вины  огромный,  непосильный  груз?

                начало 80х


                ‘’To  be,  or  not  to  be?
                That  is  the  question’’

Игра  идет  не  в  шутку,  а  всерьез.
Ночь.  Ты  сидишь,  не  зажигая  света.
Час  пробил.  Гамлет  задает  вопрос,
А  ты  не  знаешь  на  него  ответа.

Сойдет  с  ума  растерянный  суфлер,
Когда  к  нему  решишься  обратиться:
Вопрос,  а  дальше  -  чистая  страница,
Подсказки  нет.  Обязан  сам  актер

Дерзнуть  и  выбрать  -  пан  или  пропал!  -
Задачка  с  тучей  грозных  неизвестных,
Но  только  этим  интересна  пьеса,
Поскольку  ведом  всем  её  финал.

Настал  твой  час,  твой  самый  главный  срок,
Куря  за  сигаретой  сигарету,  решайся  -
Гамлет  начал  монолог
И  от  тебя  сегодня  ждет  ответа.

                начало 80х

                * * *

Снег  тал,  вода  студеная  чиста.
Как  хорошо  в  такое  время  года
Вновь  навестить  знакомые  места,
Пить  легкое  вино,  читать  рапсода

И  видеть  -  с  неба  рухнул  солнца  луч
И  вдребезги  разбился  о  страницу  -
Не  заслониться  и  не  отстраниться,
Его  осколок  жарок  и  колюч.

Вот  теплый  день,  вот  долгожданный  март.
Мой  домик  словно  из  колоды  карт
Сколочен  в  пору  дачного  сезона.

Зимою  в  нем  и  темь,  и  стынь,  и  дрожь,
А  ныне,  в  половодье,  он  похож
На  ветхую  лачужку  Робинзона.
                начало 80х



                * * *
               
Веранда,  недопитый  чай
В  стакане,  слабый  запах  дыма.
И  предвечерняя  печаль
Привычна  и  необъяснима.

Валяет  ветер  дурака,
Из-под  тишка   касаясь  кожи.
Мысль  о  минувшем  не  тревожит
И  мысль  о  будущем  легка.

Прошли  года  метаний,  вот
И  зрелость.  Взглядом  обегая
Сад,  вижу  -  клонит  ветку  плод,
От  спелости  изнемогая. 
                начало 80х.