25-27 октября в Днепропетровске на базе областной научной библиотеки проходил Международный фестиваль литературных альманахов «Редкая птица». Инициатором и организатором мероприятия стало региональное отделение Конгресса литераторов Украины, возглавляемое Некрасовской Л.В., а точнее редколлегия альманаха»Форум», издаваемого данной литературной организацией.
Фестиваль прошёл неуклюже, жалко, с досадными проколами. В этой заметке я попытаюсь провести критический разбор.
Сама по себе идея фестиваля альманахов оригинальна и заманчива. Но для удачного воплощения задумки нужна благородная цель. Как-то в КВНе прозвучал остроумный вопрос: «Вы хотите посмотреть или похвастаться?».
Так вот, здесь был последний вариант. Сложилось впечатление, что, преисполненным гордостью за своё детище, членам редакционной коллегии «Форум» недоставало всеобщего признания. Посыпавшиеся заявки организаторов на участие в своём фестивале во всех конкурсных номинациях вызывали удивление. Зачем ставить в затруднительное положение членов жюри, которые в действительности находятся в зависимости от устроителей мероприятия?! Если цель фестиваля - популяризация, продвижение новых авторов, учёба, то почему бы не реализовать эти задачи другими способами: к примеру, проведением для участников мастер-класса профессионалами, поднявшимися на ступеньку организаторов? Но, по-видимому, тщеславие одержало верх, и набор участников был направлен на создание фона. Приглашались на фестиваль и заведомо слабые альманахи и авторы. Кроме фона, создавалась материальная база, потому как заявки принимались только после внесения организационного сбора – 250 гривен за участие альманаха и 50 гривен от авторов на участие в одной номинации. Не прошедшим в отборочном туре деньги не возвращались. Испытывали ли неловкость организаторы, лично уговаривавшие авторов принять участие в фестивале? Откровенно говоря, шансы у поэтов при трёх призовых местах на пятьдесят заявок - невелики. Целесообразно было бы разбить поэтическую номинацию на несколько тематических, как обычно поступают организаторы подобных конкурсов. В целом соотношение принятых заявок на номинации оказалось весьма неравнозначным. Меньше всего было желающих состязаться в «критике» - четыре автора. Отборочный тур коснулся, в основном, поэтов и прозаиков.
Если сопоставить Международный фестиваль «Редкая птица» с другими, подобного ранга, на которых мне довелось побывать -«Рыцари слова». «Пристань Менестрелей», «Славянские традиции», «Чеховская осень» и т.д., то по уровню проведения, он просто не идёт ни в какое сравнение с ними, больше напоминая музыкальный конкурс городского масштаба.
Не было ощущения праздника, торжественности, чему способствовало и отсутствие сцены, небольшой зал, духота даже при малочисленности участников. Непонятно откуда взялась цифра 70? Такое количество просто не поместилось бы! В зале все дни присутствовало 45 - 50 человек,включая членов жюри и зрителей, а на заключительном концерте – не более 20. В этом можно убедиться, просматривая фоторепортажи фестиваля.
Из членов жюри присутствовало только три человека. А в счётную комиссию был избран всего один человек. Фактически подсчётом голосов в конкурсах «зрительской симпатии» занимался всё тот же оргкомитет - редколлегия альманаха «Форум». Может быть, этим и объясняется возникновение лишних бюллетеней?
Оглашение итогов было позорным: Гран-при и приз зрительских симпатий присуждены альманаху «Форум» - себе от себя. Из 16 учреждённых призовых мест для авторов, включая зрительские симпатии, 7 - было отдано членам оргкомитета фестиваля. Так, первое место в номинации «Проза» получил Гашинов Ю., третье в номинации «Критика» - Поливода С.. главный редактор «Форума» Кутняк А. занял два вторых места – за прозу и текст песен, а больше всех наград досталось Швец-Васиной Е. – второе место в номинации «Музыка» и два приза зрительской симпатии в музыкальном и исполнительском конкурсах. Можно продолжить косвенным рядом: в музыкальном конкурсе первое место присудили Ломакиной Е. за песню на стихи Швец-Васиной Е., а третье - Логвиновой Г. за песню на стихи Некрасовской Л.. К слову надо сказать, что награды фестиваля – и кубки-статуэтки и медали - выглядели весьма достойно: готовились на совесть - как для себя. Слава Богу, что-то досталось и таким известным авторам, как Годенков И.. Морозов А.. Борозенцев Л., Елисеева Л.,. Скорик С., Хейфец Е.. Два специальных приза было вручено «За перелёт» из Израиля и России, как объявила Л.Некрасовская. Формулировка прозвучала нелепо, обесценивая высокий поэтический уровень Старчевской М. Остальным претендентам были выданы обещанные подарки – шариковые ручки и дипломы участников - не номинантов, не участников второго тура, а просто участников. Неудивительно, что заключительный концерт проходил в полупустом зале. Кроме того, вопреки пункту 7.4 «Положения о фестивале» принять участие в концерте были приглашены не все лауреаты, а только победитель в музыкальном конкурсе зрительских симпатий Швец-Васина Е. и председатель жюри музыкального конкурса Фалькова В. Обидно было за приезжих участников, которым за три фестивальных дня дали возможность прочесть только одно стихотворение либо исполнить одну песню. К тому же, выставленные из гостиницы утром, на заключительное мероприятие они прибыли с чемоданами и после объявления результатов спешно отправились на вокзал менять билеты. Дело в том, что из программы фестиваля странным образом исчезла экскурсия по городу, и отъезд участников был перенесен с 18 на 15 часов. Неужели за девять месяцев подготовки нельзя было спланировать какое-либо культурное мероприятие? А ведь многие участники в Днепропетровск приехали впервые. Не было и общего банкета, как и общего сплачивающего начала. Это я пишу специально для Гутковского В.М,, который в своей заочной заметке о фестивале написал, что все условия для успешного проведения соблюдены.
Одна из участниц назвала фестиваль профанацией, кто-то - самолюбованием, а кто-то "едкой птицей"...
Напоследок о названии «Редкая птица»: странно, что ярых борцов с плагиатом не смутил факт существования с 2009 года в городе Запорожье фестиваля авторской песни точно с таким же названием.
ПОСТФАКТУМ: Эта заметка была опубликована в ноябрьском выпуске "Отражения", а в декабрьском номере Наталья Сидоренко "по части обвинений в адрес счётной комиссии" написала опровержение. Мой ответ:
-Добрый день, Наталья! Прочитала Ваше "Опровержение". Готова написать своё опровержение опровержения.Ничего плохого о работе счётной комиссии я не писала и не знаю, что вас так обидело. Бюллетени вы не печатали, не собирали - просто считали врученные и, думаю, честно считали. Ведущая объявила:"Нам нужно избрать в счётную комиссию одного человека". Об этом я и написала (кстати, я считала, что в счетной комиссии Татьяна Стогова, и не её, а вас я "не видела"). Избрали ОДНОГО человека, а назначение и избрание - это не синонимы. Назначенный человек - всё равно,что член оргкомитета. Далее - о том, что подсчётом голосов занимался оргкомитет, сообщила Швец-Васина: когда я спросила её, почему Ларионову не вручили диплом участника, она сказала, что "вчера до поздней ночи считали, очень устали, могли и пропустить" . Так что же считали члены оргкомитета?! Думается, что вы находились в одном помещении - иначе вы бы не цитировали фразы, которые звучали при обсуждении... Но в своём критическом обзоре я таким мелочам не придавала значения - главное, что было со стороны оргкомитета некорректным - это участие в конкурсе, об этом я и писала. Ведь и вам, находившимся в одной комнате с членами оргкомитета в течение нескольких часов ( а как это сплачивает!) захотелось сказать "Пусть будет так, как получилось". А у них не хватило силы воли отказаться - поломались и согласились... И наконец, моя последняя фраза - о несовпадении количества бюллетеней - основывалась на заявлении оргкомитета о том, что зарегистрировалось 70 человек, а мы каждый день пересчитывали присутствующих- 40-45 вместе с жюри и гостями. Да, Наталья, в отношении ваших угроз судебным разбирательством - свидетелей хватает. Но как это нелепо! Правда сильна тем, что она не оправдывается. Что же вас так задело? Чтобы не возникало сомнений, голосование проводят прозрачным способом - путём поднятия рук - быстро и без всяких толков. Мне приходилось быть в счётной комиссии на "Славянских традициях", когда мы обнаруживали по несколько бюллетеней - до шести, заполненных одной рукой и т.д. В конце концов вернулись к старому способу голосования. И в отношении экскурсий - жаль, что вы не присоединились к нам - мы все три дня показывали город (вместо оргкомитета) - в воскресенье до поздней ночи... Об этом написал Морозов. Несмотря ни на что - с уважением.
Примечание: При столь агрессивном восприятии даже незначительной детали, не совпадающей с действительностью по мнению Н.Сидоренко, усматриваю в "опровержении" большой плюс: со всеми остальными критическими замечаниями, она согласилась.