Страна Лингвиния. Принцесса Морфология

Лариса Ищенко2
Сижу в своем кабинете - окно (незанятый урок). Слышу, как разговаривают две семиклассницы в коридоре.

- Что у нас следующим уроком?

- Русиш. И русачка новая.

- Как она тебе?

- Не поняла еще. Но вроде нормальная тетка. Только урок этот терпеть не могу.

Девчонки ушли.

Усмехнулась про себя: хорошо, хоть нормальная. А вот то, что предмет не нравится, -это никуда не годится.


Ладно-, думаю-, постараюсь увлечь.


Морфология. Изобретение термина принадлежит Гёте, который долгое время изучал науку о строении и формах растений и животных
Но морфология относится и к языку. Морфо - форма, логос - учение. Вот в чем дело. У слов тоже есть форма и есть строение.

Так начала я первый урок при изучении этой темы. Да, издалека. Чтобы заинтересовать.

А потом превратила в сказочный сюжет.Сказочное королевство "Лингвиния". Одна из прекраснейших ее принцесс - Морфология.
Именно от нее зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное,
Глагол, Прилагательное... Какие еще - узнаем постепенно.

Сегодня познакомимся с именем Существительным, самой представительной (по количеству слов) частью речи. Из девяти
тысяч наиболее частотных слов существительных - четыре тысячи. То есть 44%.

Конечно, если мы будем использовать в своей речи только эти слова, то обедним ее. Однако вполне понятно будет, что
хотим сказать.

Я вам сейчас покажу  одно из многочисленных четверостиший знакомого поэта, где, кроме существительных, нет других частей речи.
А потом предложу несколько интересных заданий по ним.



Звери, птицы, лес, кукушка,
Домик, погреб, гусь, плетень,
Сторож, яблоня, избушка,
Тополь, ветки, листья, тень.


- Какие картины представляются при чтении четверостишья?
- Словарная работа: что такое "плетень"? Почему так называется?
- Какие слова и по какому признаку в каждой строчке можно считать "лишними"?
- Почему эти строчки считаются стихотворением?
- Какие орфографические правила можно повторить? То есть какие орфограммы?


На одном, первом, уроке по теме "Имя существительное" я использовала одно четверостишье. В дальнейшем постепенно использую их все.
Задания будут разные. В каждом из катренов много интересного...

Учение с увлечением - один из принципов дидактики. Это не самоцель - все,что ярко, запоминается лучше.



Благодарю автора Владимир Сын Иосифа за предоставленный материал для использования в работе

http://www.stihi.ru/2013/11/03/2960




ДАНИЛА ХАЛЕВИН


Метель! Мороз! Вино! Конфеты!
Друзья! Подарки! Хвоя! Дети!
Подруги! Бабы! Девки! Телки!
Шампанское! Гирлянды! Ёлки!

Пельмени! Торт! Салат! Оливы!
Куранты! Тосты! Водка. Пиво...
Балкон. Затяжки. Никотин...
Рассол... Таблетки... Анальгин...