Два мира-одно Я. Фестиваль Зимние встречи-2013

Наиля Ахунова
Море внутри меня
Шумит в унисон
С твоим.

Наиля Ахунова


«Любая вещь, попавшая в море, становится удивительной. Даже старый хлам вода отмывает до девственной  чистоты. Отстирывает всю грязь. До такой чистоты, что потрогать страшно. Море очень  специальная штука. Когда приходится в жизни Что-то менять, я всегда вспоминаю берег моря и хлам на песке. Вся моя жизнь – как море…»
Х.Мураками «Страна Чудес без тормозов и Конец Света»

«… разве мир вокруг не отражается в нашем сознании точно также,  как наше сознание отражается в мире? И разве здесь не применима метафора двух зеркал, развёрнутых друг к другу и образующих две бесконечности.»

Такая тема родилась у меня, как продолжение и развитие проекта «Тень цветка», демонстрировавшегося в Музее Современного искусства на двух площадках в рамках выставки японских художников современного искусства «Двойная перспектива» в 2012 году.
 Икэбана в залах музея современного искусства? Возможно ли такое?
Традиция и современность вместе? Древний сад Коракуэн в центре Токио в соседстве суперсовременных небоскрёбов? Конечно да, в этом – особое очарование сада, его вторая, пожалуй, самая главная жизнь.
Представители современной школы икэбана «Согэцу»,созданной в 1926 году знаменитым скульптором - авангардистом Софу Тэсигахара, выставляют свои работы в залах музеев современного искусства в различных странах мира. И всё потому, что в начале 20 века был провозглашён манифест свободы. Своими  инсталляциями Софу перевернул традиционное представление об икэбана и поставил её в один ряд с новаторскими  творениями в живописи, инсталляции, перфоманса. Пикассо цветов – так называли его после первой   персональной выставки. Арт-объекты из живого и неживого материала, сочетающие  древнюю философию  и  простоту современных форм  - это и есть  икэбана школы «Согэцу»,по прежнему дающая представление человеку о его месте между небом и землёй.  В переводе с японского, «Согэцу» - луна и трава, вечное и постоянно меняющееся. Это почти, как клонировать динозавра…

Возможно ли такое? Да!
В рамках выставки, проходящей  в  Московском музее современного искусства «Двойная перспектива» предлагается проект  «Тень цветка».  Дизайнеры и мастера икэбана студии «Кадо» под руководством Замрий Светланы покажут несколько новелл-инсталляций.  Отталкиваясь от понятий «кокоро» и «аварэ», в зрительном зале  создаются инсталляции с использованием  травы и цветов, стекла и дерева, воды и света.  Икэбана? Да! В её современном звучании.

Почему эта тема снова зазвучала  на самарских "Зимних встречах-13" в "Новом Пространстве" - галерее в Областной библиотеке?
Готовясь к этому фестивалю, мои самарские ученики - Сафронова Александра, Шуравина Евгения, Селезнёва Ольга проводили мастер-классы в галерее «Новое пространство» в рамках различных выставок – «Люди и куклы», «Деревянная скульптура», «Времена города, мгновение хайку», «Необычное в обычном» и в каждом  случае – это были два мира: поэзия и цветы, настроение мастеров кукол и мастеров икэбана тонко соприкасались друг с другом, объёмно-пространственная композиция из цветов и скульптура из дерева позволили заглянуть в глубокие корни икэбана, в истоки её происхождения из культа коренного народа японских островов – айнов. Постепенно, минимально возможная композиция из цветов открыла удивительную красоту в обычном цветке, точнее - в одном единственном. И тогда пространство, артист, зритель, композиция – слились в гармонию тонко-согласованных миров.

В этом году вся фестивальная программа в Самаре рассчитана на неделю.
Программа:
2 декабря – открытие фестиваля "Зимние встречи-2013". Фотопроекты. Демонстрация искусства икэбана школы Согэцу учениками и преподавателями из Москвы, Казани и Самары. Каждая региональная группа представит свой проект или сольные выступления.  Композиции  с демонстрационных столов разместятся в пространстве, образуя выставку. Инсталляция "Человек" Хубиты Ламажапова (Самара).
3 декабря – продолжение 1 дня: искусство икэбана.
4 декабря - литературная гостиная. Поэты-варганисты, хайдзины и лингвисты. Искусство оригами и каллиграфии.
5 декабря - музыкальная творческая лаборатория с Ольгой Безруковой.
6 декабря - Новогодние деревья. Конкурс арт-объектов.
Детская программа – "На подушках".
7 декабря -  Любовь Царёва, журналист (Москва): "Мир через призму деталей".
8 декабря – Закрытие фестиваля.

Мастер-классы от участников фестиваля (ежедневно).

«Очень важен первый вздох, последний вздох, состояние между этими вздохами, а также очень важно, что ты сможешь передать это состояние дальше»

Светлана Замрий, профессор,
рук. студии икэбана "Кадо" (Москва)


На фото: С.Замрий и её икэбана "Пространство и время"