Как произвести разбор стихов? памятка

Вера Линькова 2
На портале "Стихи ру" многие пытаются подробно разобрать чьё-то понравившееся стихотворение. Иногда автор просит разобрать. Многим и хотелось бы, но не знают как.

Показываю пример конкретных разборов стихов Ирины Бернацкой и Ирчи Ко на стихо-тренинге 15.

... НА НИТЬ ПОЛНОЛУНЬЯ НАНИЗЫВАЯ

Красной нитью по шелку алому -
По перстам,
Черным берегом, да по белому -
По крестам
Куполами судеб - наперстками
Оберег
Серебром, да на нить полнолуния –
Тихий смех…
Тесно в пяльцах судьбине – ниточку
Оборвать
На заплатке сердечко вышито –
Не соврать…


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
1. Мелодика стихотворения, аллитерация
2. Своеобычный строй ассоциативного ряда
3. Образность, метафоричность
4. Сопряжение отдалённых понятий
5. Опосредование тонких нюансов

1.
Мелодика стихотворения Ирины отличается абсолютной чистотой звучания. Ни одного звукового огреха! Ни одного сбоя! Обратите внимание на ударные гласные, создающие мелодичный строй!

КрАсной (два ударных звука) Алому -
По перстАм, ( триада А) (и А, как рифмообразующее)

Черным бЕрегом, да по бЕлому -
(внутренняя рифма! Чёткая, по ударным Е)
По крестам
(Е уже не рифмообразующая, но создающая плавный переход, как чёткий отголосок. Обратите внимание: ПО пЕрстАм - ПО крЕстАм) - чистейшая звукопись!

2.
Обратите внимание на
построение ассоциативного ряда!
( мелодику опускаю: она также идеальна!)

Куполами судеб - наперстками
Оберег

Реальный ли оберег, который "куполами судеб"?
Идёт расширенная пространственная ассоциация. Родная русская земля с её куполами церквей, Вера -  это то, что укрепляет жизнь человека, оберегает его жизнь на земле - ОБЕРЕГ!
Почему напёрстками? Множественная ассоциация. Напёрсток - защита... И напёрсток - маленький кусочек тверди... И напёрсток, как инструмент творения, вышивки, творение своего творческого дыхание и вышивки своей жизни... Ассоциативный ряд можно продолжить. Он зависит от тонкой душевной организации читающего...

3.
Здесь же и создание чудесного образа через ассоциативные ряды:

Серебром, да на нить полнолуния –
Тихий смех…

Образ опять же не навязывается. Каждый воображает  близкую своему сердцу картину. Кто-то видит картину старинной избы, где лунный свет в окно - серебряная нить... Женщина, наполненная печалью, делает свои стежки на ощупь, стежки - как осмысление прожитого дня, судьбы...
На нить полнолуния нанизывается  тихий смех... Он словно сквозь горестные мысли... просачивается слегка...

4.

Тесно в пяльцах судьбине – ниточку
Оборвать

"пяльцы" и "судьбина" - на первый взгляд, отдалённые, не стыкующиеся друг с другом понятия... Но в том-то и мастерство автора - передать строй чувств через поэтическое соединение несоединимого! Именно так и создаются поэтические образы!

5. А "ниточку оборвать" - что значит? И почему "не соврать", глядя на вышитое сердечко? И почему на заплатке?

На заплатке сердечко вышито –
Не соврать…

А это и есть тонко опосредованные нюансы! "Ниточку оборвать" - как оборвать привычное течение жизни... "На заплатке... вышито" - жизнь горестна, "заплатка" на фоне всеобщего... Сердечко... Хотелось бы любви... И себе здесь не соврать, сколько всего не придумывай!

Вот так изумительно чисто и тонко, и мастерски Ирина Бернацкая развернула заданную метафору:
"...НА НИТЬ ПОЛНОЛУНЬЯ НАНИЗЫВАЯ..."

Ира, тебе наш ЦВЕТОК СОВЕРШЕНСТВА - КРАСНОЙ НИТЬЮ!:)

Разбор стихотворения Ирчи Ко "ЧТОБЫ"


http://www.stihi.ru/2013/11/05/1354

Вечер. Среда. Новострой –
длинношеее
острой макушкой небо царапает.
Где-то в разрытой за лето траншее
ждет четверга
запоздалый романтик,
Чтобы…

В горних зарницах
молнии высверки -
алые призраки рваного паруса…
Выверив курс, как пилот над поляной
нас зазывают:
«От- дать деревянные!»
Брешь в небесах – разрослась
червоточиной
моря не вычерпать, застится небо…
Геолог контуженый Кантом и Гегелем
в сердце с утра постучался
непрошено,
но там уже был
самолет сбереженный
в четверг после дождичка,
Чтобы…

Зеленый прораб не наехал на Машу,
машет лопатой она – не старея
жжет светофор поутру красноглазо
женщина, словно
танцуя ламбаду,
очень изящно
валит деревья,
трамбует асфальтик, оставив сироткой
ботиночек старый в песочнице
детской …
Звездные войны? с Мерса вторжение?
Ролекс. смартфон и шарпей
навороченный,
Чтобы…

В бывший когда-то поселок
Таежный
летал Санта – Клаус с искусственной елкой.

Трезвая пятница
с грацией страуса
в недозастывший бетон прячет голову


 С мелодикой всё отлично! Хочется поговорить о раскрытие темы. Стихотворение написано по заданию тренинга "Встретились в песочнице ботинок и шарпей". Раскрытие совершенно неожиданное!
Каков характер этого стихотворения?
Можно отнести его к разряду - ГРУСТНО-ИРОНИЧНОЕ.
Изначально Ирчи дала сноску : "Нам песня строить и жить помогает". Надо полагать, что грустная ироничность имеет отношение к романтике советского времени.
   Эта романтика не восхваляется автором и  не осмеивается. Скорее всего, осмысляется через призму сегодняшнего времени. РОМАНТИКА - хорошо ТОГДА. РОМАНТИКА - смешно СЕЙЧАС. Если сложить ТОГДА и СЕЙЧАС, то рождается свой взгляд с улыбкой скорбной... Вот первая строфа:

Вечер. Среда. Новострой –
длинношеее
острой макушкой небо царапает.
Где-то в разрытой за лето траншее
ждет четверга
запоздалый романтик,
Чтобы…

Совершенно своим поэтическим языком Ирчи рисует картину стройки. Обратите внимание, как обычное "подъемный кран" она передаёт через действие, не называя предмет:
"длинношеее
острой макушкой небо царапает."

Создаётся цепочка ассоциаций: длинношее - жираф - шея жирафа - подъёмный кран - стройка.
   Дальше вступает в систему нашего восприятия образ "запоздалого" романтика у "разрытой за лето траншеи". Само союзное слово ЧТОБЫ, предполагающее придаточное цели, несёт здесь свою смысловую нагрузку - цель НЕ обозначена. И в этом своеобычная прелесть. Самостоятельно звучащий союз ЧТОБЫ несёт определённый смысл: что будет ЗА необозначенностью цели?

ВТОРАЯ СТРОФА блистает фейерверком событийности! Не перечисляю. И так  вдохновляет!
Третья преисполнена ироничности! Мы все помним с детства эти картинки в "Крокодиле" на тему: "Копай Маша!" Когда куча мужиков с советами, а женщина одна и с лопатой:)

женщина, словно
танцуя ламбаду,
очень изящно
валит деревья,
трамбует асфальтик, оставив сироткой
ботиночек старый в песочнице
детской …

Та женщина Маша, с точки зрения нашей современности, выглядит, как некая госпожа Апперцепция ( абсурд)... Можно ли изящно валить деревья, словно танцуя ламбаду?:)Это даже не мазки красок на стёртые холсты прошлого времени, это, скорее, оттенки взгляда под другим ракурсом...
До болезненного сарказма:

"трамбует асфальтик, оставив сироткой
ботиночек старый в песочнице
детской …"

Из того детского совсем по-другому выглядят герои другого детского прошлого:
"Ролекс. Смартфон и шарпей
навороченный,
Чтобы…"

И снова этот рефрен "ЧТОБЫ". То есть, попытка выявить предназначение такой чудовищной подмены понятий  Того времени и ЭТОГО...
Союзное слово придаточного цели ЧТОБЫ у Ирчи выглядит как самостоятельный ГЕРОЙ ОТВЕРГНУТОГО СМЫСЛА... Над этим стоит задуматься!

Грустно-иронично и ощущение Санта-Клауса - в посёлок Таёжный. Это как апогей абсурда и всего неуместного, когда в РАЗРУХУ НОВОСТРОЯ...

Концовка  высоко поэтично выражена трезвой пятницей и головой страуса в бетоне. Не просто страуса, а "грацией страуса"! Опять же эффект комизма, переплетённого  с болью за всю нашу жизнь. Зачем  оно было всё новостроечное, романтизированное, героичное?..

"Трезвая пятница
с грацией страуса
в недозастывший бетон прячет голову

Чтобы…*"

А НЕ ЗАЧЕМ! Просто, ЧТОБЫ! С бессмысленно захороненной целью!:)

Ирчи, ты настолько глубоко и серьёзно раскрыла тему оставленного в песочнице  ботинка и шарпея!... Настолько неоднозначно и больно, что сердце за ту эпоху, эпоху безмятежно счастливой песочницы, переворачивается!
   МАСТЕР ТЕМЫ!!!!! - таким титулом награждаем тебя за стихо-тренинг 14!
Ещё бы кратко добавила: Изумительный ВЫВЕРТ ПАРАДОКСАЛЬНОСТИ!:)