Пропала Русь?

Павел Голованов
      Волею Судеб оказался в Жемчужине Краснодарского края, да и всей России, во всяком случае - одной из прекраснейших жемчужин нашей необъятной Родины, посёлке Мезмай, Апшеронского района. И не просто "оказался", а попал на проводимый уже в 5-ый раз фестиваль "Кузнечное дело Кубани". Данный фестиваль проводится на базе этнографического музея "Традиционные ремёсла Кубани". Идейным вдохновителем и организатором этого мероприятия, как и самого музея (и НЕ ТОЛЬКО!), является народных дел умелец, заслуженный деятель Культуры Кубани Скворцов Михаил Иванович.
      Произнося полагающуюся в подобных случаях речь, дающую официальный старт фестивалю, Михаил Иванович сердечно поблагодарил всех приехавших в это изумительное по красоте и довольно-таки труднодоступное место, расположенное посреди живописных гор, на высоте примерно 650-700 метров над уровнем моря.
      С особой теплотой Михаил Иванович поприветствовал самих кузнецов, которых, так же, как и зрителей, в этот раз собралось рекордное количество.
      Перед началом фестиваля все желающие могли ознакомиться с многочисленными экспонатами музея, включая наиболее замечательные изделия с прошлых фестивалей.
      Например,я наблюдал, как атаман апшеронского районного казачьего общества (РКО) есаул Яковенко Георгий Александрович и его помощница по финансовым вопросам Швыдунова Нина Николаевна, восхищались рукотворным чудом: огромной, роскошной розой и относительно небольшой змейкой. И действительно было чем восхититься! Высокая, стройная, с чуть изогнутым стеблем красавица-роза, со множеством изящно выкованных веточек и листьев, пленяла глаз своим почти как живым бутоном! А скрученная восходящей спиралью обладательница целебно-губительного вещества, показывала нам из своей открытой пасти длинный, раздвоенный язык! Да, велика Сила творчества Человека!!
      Вот и Михаил Иванович, заканчивая открывающую фестиваль речь, пожелал всем нам радостного творческого общения. А порадоваться было чему! Прямо на наших глазах из обыкновенных кусков железа рождались произведения Искусства. И чего тут только не было: и высокохудожественные подковы, и дверные щеколды, и столовые ножи, и кузнечные клещи, и дверные навесы, был ручной бурав (ложкарный) и многое другое. Мастера-кузнецы не только демонстрировали, прямо скажем, - выдающиеся навыки и способности, но и делились секретами своего мастерства со всеми желающими. В первую очередь, конечно же, друг с другом.
      Работа кипела в прямом и переносном смысле. Разбросанные по всей большой поляне музея горны плавили металл. Звенели наковальни. Сильные, волевые мужчины, с хорошим глазомером и крепкими руками, подчиняя железо своей воле и полёту творческой фантазии, навивали мысли о непоработимости нашего духа.
      Сам музей также заслуживает отдельного благодарного слова.
      Постоянно действующая экспозиция представлена коллекциями, рассказывающими о кузнечном, деревообрабатывающих ремёслах (колёсном, бондарном, столярном). В конце XIX - начале XX веков в горных и предгорных районах Кубани эти занятия были наиболее развиты и занимали важное место в традиционной культуре. Архитектурно-этнографический комплекс музея объединяет несколько объектов. Центральное место занимает кузнечная мастерская, которая представляет собой реконструкцию традиционного типа хозяйственных построек того же периода. Экспозиция интерьера кузницы включает в себя подлинное ремесленное оборудование: горн, меха, наковальню и кузнечный инструмент, образцы кованных изделий... Большой раздел экспозиции занимает комплекс по деревообработке, который представлен коллекцией ремесленного инструмента и изделей макстеров бондарей, колесников - специальностей, которые в силу специфики технологии были неразрывно связаны с кузнечным делом. Созданию музейной экспозиции предшествовали многолетние этнографические экспедиции (в том числе беседы с мастерами и потомками ремесленных династий; сбор фото, видео и аудио документов), а также работа с музейными коллекциями и архивами. Сочетание научных изысканий с методом этнографической реконструкции позволило соединить в одном музейном пространстве подлинные этнографические предметы с реконструкциями, выполненными с соблюдением традиционных технологий, которые, дополнив друг друга, помогли воссоздать традиционное убранство ремесленных мастерских. Важнейшей функцией экспозиции является погружение в среду - всё оборудование "работает", то есть посетитель музея может ощутить себя в действуюшей ремесленной мастерской, получая уникальную возможность пробудить в себе так называемую глубинную память, память Предков.
      Ещё стоит упомянуть, что директор данного музея Михаил Иванович Скворцов, также является директором детской школы искусств традиционных народных ремёсел Кубани. Присутствующий на фестивале представитель департамента культуры края передал участникам фестиваля горячий привет от министра культуры Краснодарского края и торжественно вручил Михаилу Ивановичу два сертификата для школы: один на телевизор, а другой на домашний кинотеатр. Присутствовавший тут же атаман Кубанского Казачьего Войска Бакуменко Николай Фёдорович,поблагодарил представителя министра за подарки и заметил, что помощь и поддержка нужны и самому фестивалю, который становится традиционным. На что получил искренние заверения, что до министра эта информация дойдёт.
      Много было примечательного на фестивале. Одним из наиболее ярких событий явилось водружение и дальнейшая охрана казаками Знамени Кубанского Казачьего Войска, которое было привезено из Америки. Оно хранилось там долгие годы в г. Нью-Джерси, в доме местного атамана. Это Знамя явилось живым символом несгибаемого воинского казачьего духа.
      Не менее примечателен тот факт, что Михаил Иванович собрал на фестивале КУБАНСКОГО кузнечного дела кузнецов не только с разных регионов России (Краснодарского края, республики Адыгеи, Москвы, Хабаровска, Сахалина, Ростова-на-Дону и т.д.), но даже из других стран: были кузнецы из Украины, Израиля...
      Примерно за час до открытия и в течение всего фестиваля звучала живая музыка. Причём, как я узнал впоследствии, на каждом из фестивалей бывали различные музыкальные коллективы - хоры, ансамбли, дуэты, творческие студии и т.п. - из разных городов России. На данном фестивале помимо игры и пения специально приглашённых музыкантов периодически звучала гитара, гармонь, пелись исконно Казачьи песни.
      По окончании фестиваля и подведения итогов с вручением соответсвующих дипломов всем участникам фестиваля, был организован "куглый стол", посвящённый некоторым правовым вопросам, непосредсвенно касающихся кузнечного дела.
      Затем, по уже сложившейся традиции, все присутствующие кузнецы вновь ражогли горны и взяли в руки молоты, дабы обменяться друг с другом профессиональными секретами. Да и ещё раз порадовать всех нас своим уникальным умением.
      Также всем желающим были предложены проводники для осмотра местных красот и достопримечательностей.
      Во время подведения итогов, особо было акцентировано внимание на проводимых в ближайшем будущем фестивалях оружейников и ткачества, информацию о которых можно узнать на сайте http://tnrk.ru.
      Под конец отмечу один наиважнейший момент, который касается всего происходящего на территории посёлка Мезмай. В контексте данного очерка, конечно же.
      Когда я в первый раз добирался до Мезмая, меня почти на целую неделю задержала в пути ситуация, связанная с попыткой неких "бравых молодцев" построить на территории Воронежской области (в районе Хопёрского заповедника) предприятия по добычи никеля: ездил (опять же с казаками) на митинг, общался с людьми, получил приглашение поучаствовать в фесьтивале патриотической песни, организованном в поддержку всероссийской акции "Стоп-никель" и т.д.
      Так вот, во время моего пребывания на прилегающей к Хопёрскому заповеднику территории мой друг (коренной борисоглебовец) как-то обмолвился, что одному его хорошему знакамому предложили стать местным атаманом. Но тот отказался, ссылаясь на семью (!). Мол, либо атаманствовать, либо жить с семьёй (?!). Стоило бы здесь, по данному факту, запросить: а для чего, собственно говоря, казачество? То есть: для чего оно вообще существует и кто такие есть Казаки.
      Вот, например, господин Скворцов Михаил-Свет-Иванович НЕ ТОЛЬКО является местным атаманом, выполняя все свойственные этой высокой должности обязанности, НЕ ТОЛЬКО является директором детской школы искусств с соответсвующими, в том числе чисто бюрократическими задачами и проблемами; НЕ ТОЛЬКО является директором музея, НЕ ТОЛЬКО имеет огромное хозяйство и прекрасную семью (впрочем, он ко всем относится с чисто отеческой заботой); НЕ ТОЛЬКО привечает на своей территории путешественников (влючая и вашего покорного слугу!) со всех краёв нашей необъятной Родины (да и из так называемого Ближнего и Дальнего Зарубежья); НЕ ТОЛЬКО является историком-краеведом, имея в проекте новый большой этнографический комплекс, НЕ ТОЛЬКО помагает организовывать выездные детско-юношеские лагеря... И это только те "не только", которые я успел увидеть за столь короткий промежуток нашего знакомства (буквально несколько дней).
      И, конечно же, дорогие друзья, ему бывает нелегко. Иногда, судя по всему, нелегко очень.
      И хотя у меня лично есть к нему несколько пожеланий по улучшению ситуации на вверенной ему территории, это, конечно же, помимо искреннего пожелания долгих лет и исключительного богатырского здоровья ему и ВСЕМ его близким, я спрашиваю: так пропала ли Русь?
 Или же всё-таки это зависит только от нас с вами, дорогие друзья-соотечественники.
      Всех нас...