1991-й год. Россия Кавказ. Часть 2

Володя Новозеландский
Теже беды не избежала, к большому сожалению, Россия.
Болевая точка, центральный нервный узел, ось конфликтов в России – Кавказ. Кровавое противостояние народов Кавказа с Россией длилось столетия и продолжается. Не являются народы Северного Кавказа гражданами России! Ни русские, ни чеченцы, ни ингуши, ни дагестанцы, ни десятки других народов не рады быть соседями, жить рядом, не уважают друг друга (УВАЖЕНИЕ – как это важно!), не чувствуют себя членами единого гражданства. Гос. Дума России может принимать любые законы, любые наказания за призывы к разделу России, но это не объединит народы, не создаст благоприятный межнациональный климат. Прямо наоборот, «насильно мил не будешь».

Как прямое, непосредственное следствие жестоких сталинских депортаций народов и последующей политики возник кровавый конфликт между ингушами и осетинами. В течение всего периода после возвращения, с 1956 г., ингуши боролись за право на свою землю, на свои дома, за «восстановление исторической справедливости». В 1992 г. за 5 дней погибли более 1000 человек и 35 000 ингушей вынуждены были бежать из своих домов в Пригорском районе Северной Осетии в Ингушетию. Были уничтожены 13 из 15 сёл ингушей.
Корреспонденты газеты Коммерсантъ пишут: «На горных тропах в Ингушетии мы видели поток ингушских беженцев из Северной Осетии, не прекращающийся со 2 ноября. Люди шли днями и ночами под снегопадом и дождём. Многие раздеты, лишь маленьких детей заворачивают в одеяла. Эту тропинку ингуши назвали «тропой смерти», на ней уже погибли, сорвавшись в ущелье, десятки женщин и детей, несколько десятков мирных жителей погибли от переохлаждения. Были случаи родов и выкидышей в горах. Помощь беженцам осуществляли на голом энтузиазме ингуши-соплеменники по другую сторону границы».

В 90-х годах во главе Чечни оказался Джохар Дудаев, заслуженный боевой генерал, человек светский (это особо важно), по словам сослуживцев чрезвычайно честный и порядочный человек. Личность и биография Дудаева представляет немалый интерес. В октябре 1991 г. он был избран президентом и объявил о независимости Чеченской Республики Ичкерия. Фактически он поступил так как все Советские Республики в то время, хотя Чечня не была таковой. 11 ноября 1991 г. Верховный Совет РСФСР, где большинство мест было у противников Ельцина, поддержал самопровозглашённую республику Ичкерия. Но, в конце концов, ельцинское «берите столько суверенитета, сколько сможите проглотить», столкнулось с российским (и не только) «не отдам!», победила последняя.
В первую чеченскую войну, 1994 – 1996 гг., погибли 14 000 российских военных, 3 000 чеченских боевиков, 50 000 мирных жителей. Сотни тыяч жителей бежали от войны. Оценки разнятся в разных источниках.

После убийства Дудаева российскими войсками и активными боевыми действиями сторон происходит чрезвычайно активная исламская радикализация Чечни и Северного Кавказа. В августе – сентябре 1999 г. отряды чеченских боевиков вторгаются в Дагестан для помощи местным ваххабитам.
В Чечне бесконтрольно действуют криминальные структуры и ультрарадикальные исламисты. Регулярно происходят похищиния людей ради выкупа и их рабского труда. Практикуются жестокие убийства. Нет власти России в Чечне, фактически это два государства с открытой границей.
Во второй чеченской войне, 1999 – 2009 гг., (активная фаза до 2000 г.) погибли примерно 12 000 российских военных, 30 000 боевиков и мирных жителей Чечни.
Конфликт на российском Кавказе не прекращается и «съедает» от 1000 до 3000 жизней в год. Более того — имеются признаки его эскалации. 

Может ли Северный Кавказ на самом деле стать частью России? Мог бы если бы и Россия и народы Кавказа смогли перемениться. Если бы, да кабы...
Представим себе, что в России на центральных каналах показывают фильмы о страданиях чеченцев, ингушей и других народов, миллионы, при их депортации, о смерти половины народа от жажды, голода, холода, насилий только в пути и продолжающихся в «чистом поле», куда их привезли. В передачах рассказывали об убийствах и насилии во время изгнания молодых и старых, полных сил и немощных, грудных детей и молодых девушек. Прибавьте тысячи солдат и офицеров сосланных непосредственно из воюющих частей (идёт 1943-44 гг.).
Затем следовало бы показать их реабилитацию, признание полной несправедливости и их возвращение. Куда?! В их домах живут другие люди, которые чувствуют себя хозяевами. И они вправе на это, им Советская власть дала эти дома, у них нет выбора. Здесь нужно сделать оговорку: у кавказцев особое, ранимое чувство к месту, к дому, особенно к могилам предков.
Хорошо бы оказать содействие в создании музеев памяти.
Кстати, СССР и Россия признали депортацию народов «политикой клеветы и геноцида».
Лезгинка на Красной Площади – прекрасно, впрочем также как и любой национальный танец, на то она и есть, эта площадь. А какая кухня, блюда на Кавказе! А традиции семьи, уважения старших, понятие чести...

В тоже время, с той же убедительностью, достоверностью следует показать, рассказать, убедить людей Кавказа (разумеется, прежде самих русских!) в том, что русские и другие народы пострадали от коммунистов в неменьшей мере. Фильмы о сталинских застенках, лагерях, тюрьмах с несчастными людьми всех национальностей, разных религий должны убедить всех в интернациональности зла советского времени.

В сегодняшних «сводках с боевых действий» против бандформирований на Кавказе звучат слова «убито столько-то», но нет: «состоится суд, приходите слушать». И на этом суде одержать победу добра, человечности, разума над злом крови и фанатизма. Суд, как обличитель зла. С философией, экстремистской религиозной, социальной, самой античеловеческой, можно бороться и победить только словом, здравым смыслом. Победа над фашизмом одержана в судах Нюрнберга и местных немецких, в немецкой прессе, системе воспитания. Законы в данном случае крайне важны, определяющи, как и «слово». Но не пуля, которая только повышает градус ненависти. 

Всё это, к несчастью, я вижу как пустые посылы. Реальность в «Русских маршах», националисты чётко и прямо противостоят единению народов, это их кредо. Реальность в приверженцах Жириновского, титулованного члена Гос. Думы, призывающего ограничить рождаемость и обнести Кавказ колючей проволокой. Подчеркнём, в этом он нашёл «поддержку народа».
Республики Северного Кавказа возглавляют «удобные» российским властям руководители, Кадыров, например. Такие люди как, к примеру, Руслан Аушев в отставке (был заменён на КГБиста Зязикова).
«Нет мира под оливами».