Что есть истина? Единственно верный ответ

Зера Черкесова 2
 Преамбула:если  дочитаете до конца эту  статью, то вам также откроется Момент Истины, содержащийся в приведенной выше  иллюстрации:фотографии весенней  почки на дереве.

 Из беседы:
 Диалог об истине-размышляя  над  изречением  Маркса:

 Я процитировала  в Афоризмах  мысль Маркса:

 • Истина так же мало скромна, как свет.
                К.Маркс

 ироничный  отзыв рецензента:
 
 она, видимо, в инфраизлучении.

   Мой ответ был таков:

 Я думаю, что Маркс здесь имел в виду(надо отыскать контекст):если ты считаешь, что изрекаешь истину-не смущайся, не отступай, не поддавайся гипнозу авторитетов и мысли о том, что ты слишком незначительная величина, что есть умнее тебе, кто лучше знает как должно, и т.д. Короче, истина  сама свет - и должна быть сродни свойствам  света-ее "светимости" и естественности излучения.

  Прекрасный афоризм К.Маркса!

 На  что собеседник написал мне:

 Спасибо, что  припоминаете мысли великих.

Так что есть истина?


Нет, не  станем  поднимать многовековую историю нескончаемых дебатов о том - что есть истина?
У одних свои ответы, у других их нет, а  большинство над этим вообще  не задумывается.
И все же...
Я приведу здесь только  один вариант  ответа, и  он  представляется самым  «истинным»(игра  слов) и самым  продуктивным  для генерации новых истин-тех, что  конкретны.
«Истина  всегда конкретна». 

Незамутненный  внутрений  взор помогает истину видеть каждый  раз во всей чувственной полноте. Ибо истина  нам дается в ощущениях предметного мира. 

Но что  же есть истина «вообще»? В первых строках этого  эссе мы  обещали дать ответ на  этот  вопрос. Есть  ли  «единственно возможный верный ответ» на  такой вопрос, как  «Что есть истина?».
Это намеренный эпатаж с  нашей стороны? Отнюдь нет!

Автор  не  раз сталкивалась в ходе общения с разными людьми, далеко  не невежественными и не  глупыми-с  тем, что почти  никто  не  понимает основ и смысла  диалектичекого метода  познания.
Так, один  из  моих постоянных собеседников-оппонентов,  поэт  и  философ по  собственному позиционированию, каждый  раз,  когда я употребляла слово:»диалектика», «диалектический подход» к рассматриваемым дискуссионным  проблемам истории  и общественых систем-огорошивал  меня фразой:

-«Диалектика глупая выдумка Маркса. Она ложна. Диалектика  рассматривает  предмет  только с  двух сторон, а на  самом деле у  предмета много  сторон.»

Придя в себя от  такого  понимания  диалектики, я спрашивала собеседника:

-Боюсь, Вы не  совсем  понимаете смысла диалектики. Эти  две стороны-суть полярности в  законе  единства  и  борьбы противоположностей, что есть пружина всякого развития и движения  во  всем.

Ответ  удивлял меня  еще больше:

-В  природе нет борьбы, это   тоже выдумка  Маркса. В  природе  царит  гармония. В   обществе  тоже должна быть вечная  гармония, а потому  революции-зло и их  нельзя допускать. Общество  должно  развиваться  эволюционно.

Мои ответы, состоящие в том, что  эволюция  и революции(скачки  в развитии)-есть  единый диалектический процесс во времени и пространстве, что  революции есть отрицание   исчерпавшегося этапа и начало нового  витка диалектической  спирали  развития-не  воспринимались. Гармония, и всё тут. Гармония и  вечная эволюция, понимаемые как  остров  вечного блаженства-мечты утопистов  и  монархистов.Никакой борьбы  и никаких  противоречий  не существует в природе, это  происки  злоумышленников(далее варианты  на  разные вкусы:от жидомасонов-куда без  них до ...новейших  рептилоидов, это что-то поновее).

Если бы эти сентенции были  сугубо  индивидуальным  пониманием  мироздания! Однако, и  другой мой собеседник, будучистоль же своеобразно мыслящим человеком, но с ученой степенью в области естественных наук-также  спорил  со  мной о «ложности» диалектики. Те  же аргументы:в  природе царит  гармония,  нет  никакой  борьбы, и  никаких противоречий, и даже развития, цикличности и  т.д.природа  не  знает, все  это  придумали  Маркс и  ко».

Стало  быть, такова нынешняя философская  мода. Печально.

Но должны  ли мы проявлять излишнюю  строгость и повышенные  требования к философской культуре-к образованным  людям, но  не философам  по  специальности(хотя должны, но  об этом  в другой раз!)-если...

Если однажды случился казус, навсегда  оставшийся на скрижалях  отечественной философии.

Предыстория случая: в 50-е  гг 20в. в среде молодых  философов  происходит  брожение:увлечение Гегелем(полузапрещенное, ибо  Гегель по  советским  меркам полагался «идеалистом» в  диалектике, которого «исправил» Маркс ). И, что  еще  страшнее: интерес  к гносеологии-философии   познания!
Но  это же  так  буржуазно! Это  политическая диверсия! Вдохновителями  философской крамолы считались В. Коровиков (впоследствии журналист-международник)-Эвальд Ильенков (впоследствии один  из самых выдающихся, по сей день один  из  немногих почитаемых советских философов).

Далее цитата из Коровиков В.И. Начало и первый  погром//Вопросы философии.1990,№2:

...И вот  13 мая 1955 года Декан  философского факультета МГУ  В.С. Молодцов на  заседании ученого  совета    факультета    произнес  в своей  разгромной речи, которые  навсегда  останутся  на   скрижалях отечественной  философии: 

«Куда  нас тащат Ильенков с  Коровиковым! Они  тащат нас в область  мышления!»  На  что  зал, переполненный приглашенными  на аутодафе студентами, среагировал молниеносно:»Не  бойтесь! Вас  туда не  затащишь!». Это  была  финальная  часть  расправы  над «гноселогами»в  МГУ.

Воистину:не  затащишь в область мышления! В  нее  входят сами, по  внутреннему  побуждению и неукротимому  стремлению.

Но что  есть истина?

Почитаем Гегеля.

Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждения, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. Вот пример такого диалектического цикла, приведенный Гегелем:

«Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого». Гегель.Соч.,т.4.,с.2

 Такой «организмический» подход становится исходным  принципом  геегелевского исследования. Именно  с его  помощью он  производит  диалектический синтез всего  накопленного человечесвтом духовного  богатства. Что примечательно:это наследие человечесва для Гегеля не  просто  «склад сокровищ»,  не  просто  скопление  случайно  соседствующих друг  с  другом мнений, концепций, систем, точек  и углов  зрения. Человечество также своего рода «растение», как  в  кристальном примере  выше. И  оно -человечество-также находится в вечном  процессе  от простого  к сложному, от абстрактного к конкретному, где каждая последующая форма является «истиной» предшествующей, как  цветок является «истиной» почки.

Если жуткий взгляд Медузы Горгоны превращал живое в окаменевшее, то под взглядом гегелевской, а затем марксовой  диалектической философии, напротив, все неподвижное стало подвижным, все неизменное-изменчивым, все застоявшееся-текучим.
Диалектика делает акцент  не  на ставшем, а на становлении , не на вещах и предметах, а на отношениях между ни ми, изучает взаимопереходы.

Вот что  такое истина! И  вот  в  чем ее  конкретность. Цветок  является  истиной  почки.И т.д.
Стадии  организма, социума, природных явлений-отрицают  друг  друга в процессе  собственного развития. Но  отрицание это  не  «зряшное», а диалектическое. Почка  не  может оставаться  в «вечной гармонии»:она становится цветком. Цветок отрицает  почку, являясь также ее   «истиной». И так во всем.
Вот  что  истина  и   что такое  диалектика, данные  нам в ощущениях.


14 ноября 2013г.