Финал конкурса Знай наших! Рефери Михаил Минаичев

Голоса
Здравствуйте. Всё написанное мной субъективно. Ничего личного, токмо поэзии ради.
 
 
31
Никогда не верили в фен-шуй и
не стремились соблюсти баланс
ветра и воды. Теперь бушует
хаос, где гармония была.
Время постепенно растворяет
ци, воруя топливо любви.
Не сдержать словами-якорями
главное. Мешая обновить
краски дорогих воспоминаний -
то, что незаметно отцвело -
сонно растянулась между нами
скука. Предсказуемое зло.
Ощущать дыхание дракона,
разбираться в токах инь и ян
не дано, до Будды далеко нам.
Были мы - остались ты да я.
 
Очевидно, это лидер из того, что мне выпало судить. Во-первых, вполне самодостаточное стихотворение, во-вторых, здесь есть то, что Аркадий Эйдман называет гармонией, а я называю поэтикой. Это, безусловно, поэзия. Стихотворение композиционно выстроено, хорошие рифмы, нет воды. Возможно, чуть-чуть мне не хватает динамики. Есть ещё непонятное для меня место:
«Мешая обновить
краски дорогих воспоминаний -
то, что незаметно отцвело -
сонно растянулась между нами
скука.»
Здесь, мне видится, синтаксическая ошибка. Ежели «краски воспоминаний», то правильнее не «то, что незаметно отцвело, а «те, что незаметно отцвели». И вообще, желательно избегать в стихотворениях этих «мыслей вслух». Это на письме, выделил знаками, и всем всё понятно, а на слух это не ловится. Можете проверить. Стихи всё же музыка слов, а не чёрные буковки на белой глади монитора, верно? Кстати, то, что я написал про это стихотворение больше чем про остальные – хорошо. Это говорит о том, что здесь есть тема для обсуждения.
Итого: 6 баллов.
 
 
32.
Песня на мелодию "Лисапед мой, лисапед".
 
Сельский фэн-шуй.
 
Продавала я сальце, продавала,
Объявленье о фэн-шуй увидала.
И пошла теперь вся жизнь наизнанку,
Не крути же у виска, кум Иванко!
 
ПРИПЕВ.
Ах, фэн-шуй ты мой, фэн-шуй!
Все устрою по фэн-шую.
Я коровам накошу
Сена кипу пребольшую,
Чтоб давали молоко
На ВОСТОКЕ на ЗДОРОВЬЕ.
Быть здоровым так легко,
Пейте молоко коровье!
 
А ЮЖНЕЕ от коров - все в порядке,
Там свинарник у меня, свиноматки.
Так уже устроен двор, там БОГАТСТВО,
Расположено в углу свинье царство.
 
ПРИПЕВ.
Ах, фэн-шуй ты мой, фэн-шуй!
ЗНАНЬЯ - слева, ДЕТИ - справа.
А на ЮЖНОМ берегу
Сельсовет со словом "СЛАВА".
Все ПОМОЩНИКИ мои
Укатили за границу.
ЮГО-ЗАПАДНОЙ ЛЮБВИ
Не дождусь я, как жар-птицу.
 
А пойду-ка лучше к куму, на СЕВЕР.
Самогонку гонит кум для КАРЬЕРЫ.
Занят делом он с утра и до ночи,
Оттого-то и веселый, регочет!
 
Ах, фэн-шуй ты мой, фэн-шуй,
У меня все по фэн-шую!
А Иванко, милый кум,
Обещает - зацелую!
Значит, есть-таки прогресс,
От учения фэн-шуя.
Появился интерес?
Приходите, нарисую!
 
Я не понимаю автора. Всё же это стихотворческий конкурс, зачем писать песню? Это песенный текст, его нельзя оценивать теми же критериями, что и стихотворения. Поэтому здесь я пас, поставил бы один балл, но так как автор приложил усилие и написал разные куплеты, поставлю два балла.
Итого: 2 балла.
 
 
33.
Психологией Китая
Нашу жизнь не залатаешь.
Мы живём, во льдах не тая
И не плавясь на жаре.
Нам ни голодно, ни сыто,
Что хлебаем из корыта,
Что судьба - не дольче вита
И удобства во дворе.
 
Мы обходимся немногим –
Платим жизнями налоги.
В нарушенье экологий –
Каждый больше чем поэт.
Но открыть секрет фен-шуя
У китайцев не прошу я,
И одни порты ношу я
Вот уже пятнадцать лет.
 
Начитавшись их теорий,
Говорю соседу Боре:
«Даже дырки на заборе
По фен-шую ковыряй.
Кот деньгами переплачет
И тогда попрёт удача.
Да и сам ты, не иначе,
Попадёшь в китайский рай».
 
Хорошо написанное стихотворение (я про технику). Хорошие рифмы. Динамика имеется. Но нет главного. Это не поэзия. Это зарифмованная история. Здесь нет никаких поэтических приёмов, нет метафор, нет второго дна, нет звучания. Плоско и в лоб. Зачем ритмовать и рифмовать то, что можно сказать прозой? Да, и ещё мне не глянулся последний стих. Что это за «китайский рай», и на слух плохо и по смыслу, тогда уже –  «конфуцианский»
Итого: 4 балла.
 
 
34.
Ученьем новым ты увлечена,
а я застыл у дома как статУя.
Опять не замечаешь ты меня –
хоть в кимоно и с веером стою я.
Отлично ведь окончил МГУ,
вязал носки и ездил на Феррари.
Где в мире только я не побывал!
Последний раз с коллегой на сафари.
Теперь вот медитирую весь год
и занимаюсь оригами часто.
В питании присутствует лишь рис –
от этого ведь можно склеить ласты.
А я имею яхту, самолёт
и в Сан-Франциско виллу небольшую.
Как жаль, что я тебе не подхожу
по весу, гороскопу и фен-шую.
 
В принципе, те же претензии, что и стихотворению за номером 33, только этих претензий больше. Добавляются неудобоворимые инверсии: «Теперь вот медитирую весь год
и занимаюсь оригами часто», словесный мусор не подкреплённый стилистически – слово «ведь» аж два раза, плохо звучащие места, например, «опять не замечаешь ты меня». Кстати, два личных местоимения подряд это всегда плохо.Из плюсов могу отметить заключительный стих, это за него, собственно, три балла.
Итого: 3 балла.
 
 
35.
Фен-Шуёвые страдания
 
Прихватив мои богатства
От меня сбежала Инь.
Я не смог стерпеть коварства
И теперь на сердце стынь.
 
Как-то к ней попала книга
Под названием «Фен-шуй»
(Вот теперь пошла интрига)
В переводе «слей - и дуй».
 
Заставляла двигать мебель,
Пыль под шкафом протирать.
Целовать дракону гребень,
Деньги с карточки снимать.
 
Мол, нужна такая малость –
Чистота, а деньги грязь.
Мне ласкать теперь осталось
Жабье брюшко, матерясь.
 
Собственно, объективно худшее стихотворение. Это не поэзия. Почему так, я подробно объяснил на примере предыдущих стихотворений, но ежели там есть за что зацепится (в стихотворении № 33 это техника, а в стихотворении № 34 – композиция с хорошим финальным аккордом, то здесь и этого нет. Увы. Последнее место.
Итого: 1 балл.
 
 
36.
(попытка замаскировать под Айболита)
 
Занесло видно ветром на горе
недавно меня в санаторий.
Вдруг под прессинг попал
к дивной даме одной:
я её избегал,
я две ночи не спал…
Ой-ой-ой, ой-ой-ой, ой-ой-ой.
 
Она тощая вся от диет –
виден скелет на просвет.
Надо быть полным дебилом –
шуры-муры крутить с крокодилом.
 
Но мне повезло невзначай –
свалился под вечер Ли Чан.
Этот плюгавый китаец
её приглашает на танец.
 
Он очарован, ей околдован,
к ней как каторжанин прикован.
Он упорно глядит
на её бубенцы,
его сердце болит,
ей на ушко трындит:
- Шу да Ци, Шу да Ци, Шу да Ци.
 
Она для него как Мадонна
Ли дарит на память дракона:
он как солнце блестит
золотой чешуёй.
Её сердце звенит
и она всё твердит:
- Фен-шуя, фен-шуи, фен-шуёй.
 
Ага! Сухаревское «бричмулла, бричмулле, бричмуллою». Знакомо?  Автор выпросил себе льготный билет, в том смысле, что написал (попытка замаскировать под Айболита). И без подсказки стилизация ловится, впрочем, Чуковский весьма узнаваем, это не самая сложная стилизация, верно? Что мне более всего понравилось, так это абсолютно чуковские рифмы. Что мне не понравилось?  Два момента. Первый «на тоненького», а именно, Чуковский всё же детский писатель, нет у него слов, типа, «плюгавый» и «дебил». Второй серьёзней.  Всё эти: «Ой-ой-ой, ой-ой-ой, ой-ой-ой; Шу да Ци, Шу да Ци, Шу да Ци;  Фен-шуя, фен-шуи, фен-шуёй» конечно хороши, но всё же их многовато на такой объём. Но всё одно, это, по крайней мере, интересно.
Итого: 5 баллов.