По конк. лирики - Про любовь. 1. Жанр и тема

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2013/10/11/6445 Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2013/11/16/4370  Итоги конкурса

Трудно представить себе автора сайта, на странице которого нет хотя бы одного стихотворения о любви. Между тем, именно на эту тему я еще ни разу не проводила  конкурса: боялась, что заявки соберутся слишком быстро, но, к сожалению, окажутся не самого лучшего качества!  Именно поэтому в эту, столь популярную тему я сознательно внесла дополнительное  ограничение приема: исполнение произведения в жанре «интимная лирика» (интимная лирика - это более общее и более правильное название «любовной лирики»).

Несмотря на мои пояснения по приему, заявок поступило много: в конкурсе приняло участие 97 авторов, среди которых было всего только 26 лауреатов Фонда ВСМ и 1 гранд магистр Фонда.

Конкурс Ликбеза «Про любовь», как и два идущих вслед за ним ликбезовских конкурса («Крокодил не ловится» и «Кофейный») нацелены на освоение понятия жанра или формы исполнения произведения.

Многие авторы смутно представляют себе, что такое жанр исполнения, и путают понятие жанра с «рубрикой» или даже с «темой стихов». Если их стихи написаны про любовь, то авторы автоматически относят их к жанру «Любовной лирики». Между тем, про любовь можно написать в самых разных жанрах: в жанре лирики, в жанре иронии, в жанре «рассказа в стихах», в форме нравоучений и назиданий на тему любви или в форме текста песни с куплетами и припевами; стихи могут быть также исполнены в виде твердых либо канонических форм (сонет, триолет, ода, баллада, лимерик т.п.). Тема у всех стихов одна - «про любовь», а формы исполнения этой темы совершенно разные!

Для данного конкурса требовалась и принималась только любовная лирика. Что вообще отличает лирику от всех других форм? Во-первых, ее изысканный, литературный (а не разговорный) поэтический язык, в котором автор широко использует специальные средства украшения поэтической речи (тропы): образы, сравнения, метафоры, аллегории, гиперболы, олицетворения и др. Во-вторых, доверительный и откровенный тон повествования, почти всегда идущий от первого, авторского, лица. Автор (а точнее, его лирический герой, от лица которого пишется лирическое стихотворение) делится в стихах своими личными переживаниями и размышлениями, повествует о  пережитом им и конкретном опыте. Именно этот характер доверительности и искренности отличает лирику от стихов в жанре «рассказ в стихах» (в худшем случае, рифмованного пересказа чьей-то банальной житейской истории) или от иронических стихов, язык которых даже при написании их от первого лица совсем другой - жанровый, остроумный, включающий в себя разговорные и даже неправильные обороты речи, но вовсе не речи автора, а передающие особенности речи (характеристики образа) его персонажа!

Итак, при приеме заявок я всячески старалась подсказать автору, что его стихи - другого жанра, а значит, они не смогут быть по достоинству оценены судьями.

 Конкурсы Ликбеза ориентированы на тех, кто заинтересован в росте своего мастерства, в узнавании нового, на тех, кто читает теорию и старается в ней разобраться. Но нашими участниками становятся (и это - прекрасно!) не только читатели Ликбеза. Таковые не привыкли к советам и не согласны с тем, что их стихи могут не принять на конкурс, а я, как Председатель конкурса, не имею особого права им отказать или просто не умею их убедить, что представленные стихи разумнее заменить: всегда есть время и право каждого автора до конца приема сделать замену или доработку произведения. Я не любительница споров и конфликтов во время приема: если чувствую, что в моём совете решительно не нуждаются, то  стихи принимаю (сверх положенного числа 70 заявок), но, как правило, такие стихи всё равно не получают голосов и от членов  жюри, у каждого из которых есть свое мнение.
 
Помимо неправильно выбранного жанра, в данном конкурсе были проблемы и с темой произведений.

При выборе произведения на конкурс всегда полезно вчитаться в тему конкурса и понять ее именно так, как она сформулирована, а не так, как вам хочется ее понимать. В данном случае стихи должны были убедить читателя, что их ЛГ действительно любит, а не выставляет претензии тому, кто не ответил ему взаимностью, не занимается холодным и отстраненным философствованием о любви, не наставляет в рифму других, как любить правильно, а как - неправильно, не ведёт речь о своих сексуальных потребностях и развлечениях, не имеющих отношения к любви. Таких стихов - соответствующих жанру, но написанных не про любовь, а про свои личные нужды и желания, - подавалось на конкурс достаточно много, и они, в своем большинстве, успеха у судей не имели.

Третье условия успеха на любом учебном конкурсе Ликбеза - это проработка текста. Обычно автор перед подачей своей заявки на участие даже не удосуживается перечесть свои давно и наспех написанные стихи: проверить их ритм, вдуматься в построение фраз и в значение использованных им в тексте слов и выражений, сверить правильность фонетических ударений, увидеть и заменить слабые и банальные рифмы и случайно вставленные (для заполнения строки) слова, проверить необходимость бесчисленных «И» в начале строк и насущность избыточности притяжательных местоимений…. Всё это автора совершенно не волнует: он обращает своё внимание только на название конкурса, а текст объявления не всегда даже дочитывает до конца. Тем не менее, все эти совсем не мелочи, наверняка помешают номинации его стихотворения! Важно ведь не заявку подать, а оказаться в числе тех участников конкурса, чьи стихи кому-то из команды жюри понравились…

Любые стихи, подошедшие по теме и жанру, в любом конкурсе очень полезно перечитать и обновить - исправить все их мелкие и крупные недочеты. И чем чаще вы будете участвовать в разных конкурсах, тем большее число ваших старых стихов обретут новую - лучшую жизнь, а вы приобретете нужные навыки написания.
 
В данном конкурсе я не голосовала. Выбор первой пятерки стихов-лауреатов меня скорее удивил, чем обрадовал, но и не огорчил - стихи достойные. Просто каждый из нас по разному понимает любовь и по разному ее ощущает: нет ничего удивительного в том, что разброс мнений членов жюри был столь велик: 11 судей посчитали лучшими 52 очень разных стихотворения! 

А теперь, как обычно, от слов, перейдём к практике. Покажу вам те стихи, которые показались мне интересными для рассмотрения, и, если понадобится, дам к ним некоторые пояснения.
               
                Продолжение см. http://www.stihi.ru/2013/11/22/3689