Позиция Владимира Рыжкова

Валерий Шувалов
          20 ноября 2013 года президент Путин принял в Кремле делегацию из представителей непарламентской оппозиции. Встреча началась с опозданием на час и продолжалась около двух часов. Из наиболее известных деятелей оппозиции в ней приняли участие сопредседатель партии РПР-Парнас Владимир Рыжков и председатель "Яблока" Сергей Митрохин.
          Владимир Рыжков, в частности, передал президенту список из 70 политзаключённых, которые могли бы подлежать амнистии. Путин обещал внимательно ознакомиться со списком. Идею амнистии он назвал "востребованной", но добавил при этом, что "с ней надо быть аккуратнее". Проводить её, по словам Путина, нужно продуманно и осторожно, иначе в обществе может создаться "нервозная обстановка": вдруг на улицы городов выпустят "каких-то уголовников"...
          Амнистия политзаключённым была основным тезисом Владимира Рыжкова в его разговоре с президентом Путиным. Как известно, эта дискуссия началась на Валдайском экономическом форуме и продолжилась теперь в Кремле.
          Поступок Владимира Рыжкова немедленно осудили многие его соратники по партии. В частности, Илья Яшин написал гневный пост о том, что "коллега идёт на подтанцовку", что нет никакого диалога и что всё это не более, чем декорация.
          Рыжков ответил на это не менее гневно, что действовать надо разными методами. Мнения в бюро его партии по этому вопросу разошлись, в результате чего не было принято никакой соответствующей резолюции. Поскольку приглашение было направлено лично мне как сопредседателю партии, то я сам принял решение идти в Кремль на встречу с Путиным и считаю, что поступил правильно, сказал он. В то время как люди сидят в тюрьме, а выборы фальсифицируются - это надо решать.
          Однако противники встречи с Путиным резонно заявляют, что уже больше месяца прошло с Валдайского форума, а амнистии до сих пор нет и в помине. Создаётся впечатление, что Путин ведёт подобие диалога, улыбается и кивает головой лишь для отвода глаз.
          По мнению политолога Михаила Виноградова, Владимир Рыжков в последнее время более ориентирован на диалог с властью, считая, что она "всерьёз и надолго", а его оппоненты утверждают, что власть не так сильна, как она сама желает это показать.
          Существует мнение, что Кремль пытается в последнее время несколько расширить список так называемой "системной оппозиции" и наладить диалог с наименее радикальными её представителями. Так, Владимир Путин называл Рыжкова на Валдайском форуме по-приятельски "Володей" (что, естественно, не могло не обратить на себя внимание обозревателей), а во время вчерашней встречи в Кремле говорил ему "ты" - так, словно они пили на брудершафт. Очевидно, что Владимир Рыжков и есть теперь основной кандидат на вхождение в этот заветный список как человек с умеренной переговорной позицией. При этом большинство членов его партии по-прежнему остаётся для Кремля нерукопожатной. Прежде всего это относится к Алексею Навальному, которого Владимир Путин - невероятно, но факт! - так до сих ещё ни разу не назвал по имени, как будто его и не существует вовсе.
          Как бы не пришлось Владимиру Александровичу выбирать, замечает в этой связи не без некоторой иронии обозреватель "Бизнес FM" Дмитрий Дризе, добавляя, что если политическая амнистия в стране будет провалена, это будет неминуемо означать поражение умеренного крыла как в самом "Парнасе", так и в Кремле.


На фото РИА Новости: Владимир Рыжков.