Почти забытые поэты. Василий Филиппов

Вадим Соколов -Циклы
Василий Анатольевич Филиппов родился в 1955 года в Свердловской области, учился на биологическом факультете Ленинградского университета, на филологическом факультете Горьковского университета, работал разнорабочим, лифтером, библиотекарем.

Из-за тяжелой болезни б;льшую часть жизни провел в психиатрической больнице, последние годы жил в психоневрологическом интернате в городе Пушкине.

В середине 1980-х Филиппов был активным участником ленинградского сообщества неподцензурной литературы, интенсивно общался с Виктором Кривулиным, Еленой Шварц, Сергеем Стратановским. Личные и культурные впечатления от этих встреч легли в основу поэзии Филиппова, которую Михаил Шейнкер назвал «коллективным бессознательным "второй культуры"».

В 1998, 2000, 2002 и 2011 годах были изданы книги избранных стихотворений Василия Филиппова. В 2001 году он стал лауреатом Премии Андрея Белого.

   стихи 1965 года

         море

Я к берегу моря иду
И песню про море пою
Про море, лазурное море
Лежащее около скал

Про хмурое гулкое море
Про шторм и девятый вал
Я долго у моря стоял на ветру
Я пел и смеялся.
И с морем прощался.

* * *

    Девушка на ладони

Ты вся поместилась на ладони
Вместе с туфельками и уздечкой коня.

Ты шла по ладони.
Между опухших нецелованных губ
Сияло серебро зубов, мелочь.

Ты перепархивала мотыльком через лужи и линии судьбы,
Ты.

Ты взобралась на разбросанную поленницу волос,
Достигла монастыря-лба.

А потом ты стала спускаться
Пузырьком воздуха по моей вене.

Было больно так, что я был готов
Упасть перед тобой на колени,
Если бы ты проснулась.

Ты в фонари окунулась,
Выполоскала в них зубочистку-пальто.

Ты схватила меня за руку
И тряхнула так,
Что фаланги пальцев встали деревьями.

Ты обернулась ланью, а я обернулся павлином,
А потом мы стали людьми.

Но глаз лани остался в памяти,
В памяти осталась метаморфоза оленьей кожи.

Ты наступала туфельками на ножи
Моей руки,
Которая текла параллельно Неве.

Ты обернулась во сне,
Где фонарей ангельские рожи,

И соскользнул с ладони на траву твой башмачок,
Чтобы от мармелада дрожал язычок.

Ноги твои целовали меня в суставы пальцев,
В ветви ночных деревьев,
Которые шумят: «Поверь ее шагам, поверь им».

Ты удержалась на моей ладони чудом бабочки,
Которая собирает пыльцу с кожи-лепестка.

Твои губы и твоя рука,
Отделенные от меня кожей, —
Все принадлежит тебе.

А не принадлежит тебе
Походка, муравьи, озноб по спине.

И когда ты раскрываешь очи вовне,
Ты смотришь в глаза ночной тьме.

Ищешь на игральной карте моей ладони
Переулок, названье разлуки,
Розу, оброненную в мусорный ящик.

Голос твой настоящий
Настоян на розах учреждения,

В котором ты работаешь днем.
А ночью ты водоем.

 
Куда мы идем?
К картинам Фра Анджелико в дом.

Куда ты идешь по моей ладони,
Спутав кожу с гравием?

Ты касалась меня —
Так водоросли касаются течения.

И платье шуршало, и губы пели
Слова — полуприкрытые веки.

Ты наступила на Венерино кольцо,
Шарила рукой под моей кожей
В поисках выключателя.

Ты показалась в моих ногах птицей-тенью,
Отделилась от стены, воскресла.

Я пододвинул к огню свое кресло
И стал смотреть сквозь пальцы на твои ноги,

На дороги,
Которыми мы шли.

 
Ты поселилась в моей грудной клетке,
В горле,

До боли раздираемым чучелом канарейки —
Моим голосом.

 
Мы прошли облаком над Невой,
А потом ты ушла, чтобы быть одной,

Снять туфельки,
Разбинтовать китайские ножки,

Которые издавали в флейте моих рук
Режущий бритвой вену звук.

 
Ты ушла. Ты ушла. Ты ушла,
Словно сосна из поля зрения или зеркала.

Но осталась родинка на плече
И губы — сухие листья.

О чем они шептали, прижимаясь к ладони,
Впиваясь в яблоко в агонии?

 
Я в огне, в вагоне я.
Ты в окне, я на дне.
Держась за руки, мы не тонем.

* * *

    Бабочка

Гляжу на небо. Распускаются глаза сами,
Словно два георгина.
Может, виною тому движение тучи,
Что толкает глазное яблоко к переносице,
Где сидит бабочка.
Не спугнуть бы ее, не спугнуть бы небо!

 * * *

Запах августовского сена щекочет ноздри-кувшинки.
На окне молока кринки.
Запах продуктов из сельского магазина рассеян по горизонту.
И еловые зонтики
Над грибами-горожанами.

 * * *

     Мало помнить

Мало помнить
Витражи света и крыши под полуденным солнцем.
Верхний этаж. Раскрыто
Окно. И нет никого.
Только бы где-нибудь встретить искомое существо.

 * * *

Идти по проспекту,
Наступая на ноги влюбленным парам,
Наклоняться под ударом
Солнца.

Глоток вина, словно луч солнца.
Руки тянут стакан к лицу.
Зубы кусают стекло алкогольной влаги.

Шипы привкуса оставляют наедине со стаканом.
Какой он круглый, безгранный,
Словно влага, что в нем.

Ладонь обхватила прозрачную сферу влаги,
Которая шипит в горле проглоченной аистом змеи.

За окном мороженицы силуэты ничьи,
И у пьяниц глаза земли.
По залу скачут белые кролики — посетители едят мороженое.

Пьяные вырванными корнями лип смотрят в небо.

Рубли застряли в морщинах лица.
Проступают водяные знаки.

На асфальт падают окурки, глаза, прически.
Почти забытые поэты