Итоги октября. Ксения Туркова

Большой Литературный Конкурс
НЭЙЛ "и будет вечер"
http://www.stihi.ru/2010/02/05/8355 номинатор Сергей Кириллов

Стихотворение оставляет двоякое впечатление, и все же я оставила его в шорт-листе. почему двоякое? С одной стороны, оно кажется таким стремительным, текучим и ускользающим, что его невозможно пересказать, невозможно запомнить, после прочтения сложно воспроизвести хотя бы одно словосочетание, один образ. Это поначалу наводит на мысль о стихотворении-мыльном пузыре, наборе слов методом random choice. С другой стороны, когда вчитываешься в строки, понимаешь, что в этом (вероятно) и есть замысел автора - передать стремительность и состояние растерянности и полусна. Однако я бы посоветовала автору все-таки не сбрасывать со счетов то, какое впечатление стихотворение производит на первый взгляд. Эта стихотворная манера - плетение словесных кружев - сейчас, как мне кажется, очень распространена, и есть большая опасность уйти в стихотворные пустоты, за которыми ничего не стоит.

ЕЛЕНА НАИЛЬЕВНА "На пасеке"
http://www.stihi.ru/2013/08/05/7225 отборочный тур для резидентов

Хорошие, точные образы - занавески из ветра, одеяло с рисунками из звезд, накинутое на день и сползающее набок. Живой, точный образ, передана ткань жизни. Я бы отметила один недостаток, но, на мой взгляд, довольно существенный, потому что с него, собственно, и начинается стихотворение. Все-таки “ждать во все глаза” нельзя, это разрушение фразеологизма, и такая языковая игра мне кажется недопустимой даже как поэтическая вольность. Оставляет впечатление неграмотности, неряшливости стиля и портит впечатление от очень симпатичного в целом стихотворения.

ВИНОГРАДОВА ЕВЛЕНЬЯ "распоследний рай"
http://www.stihi.ru/2013/03/23/8942 отборочный тур для резидентов

Тоже долго не знала, включать ли в шорт-лист, и колебалась. Мне очень нравится первая часть стихотворения. А во второй части замысел как будто ломается, сдается. Ощущение натянутости, как будто некоторые строки (во второй части) высасывали из пальца. И слово “стерва” вообще не отсюда, не из лексического ряда этого стихотворения. Это очень чувствуется, оно выглядит, как вставной зуб. Оставила стихотворение в шорт-листе, по сути, из-за первой части ( “Жду не дождусь, когда ты станешь старым…”)

БОНЗО БОНЗО "ожидание"
http://www.stihi.ru/2010/02/14/6047 отборочный тур БЛК

Как и во многих других стихотворениях, представленных на конкурс, здесь тоже видна неравнозначность частей. Очень хороша первая строфа: сочетание “полюбить память”, точный образ человека, перебирающего старые фотографии, точные и не слишком банальные при этом рифмы. Однако дальше не покидает ощущение какого-то “добора” слов: оборванные предложения, нелогичности. А в третьей строфе вдруг появляется что-то из Грибоедова (“В мои года не должно сметь свое суждение иметь”). Словом, нет единства стиля, и замысле не доведен до конца. Но оставляю в шорт-листе за хорошее начало:)

ДЕНИС БАРАМЗИН "Святоносский маяк"
http://www.stihi.ru/2009/12/30/1988 номинатор Алексей Абашин

Если честно, отметила это стихотворение, прежде всего, за необычность темы. Не знала ничего про Святоносский маяк, а после того, как прочла стих, заинтересовалась и почитала:) В общем, понравилась рассказанная история, она в целом убедительна и образна. Есть неплохая игра слов - Святоносский-светоносный. Но с точки зрения стиля, на мой взгляд, все не очень гладко: встречаются штампы и излишняя высокопарность (среди суровых северных широт, небесная обитель, не родит земля, пульсирует во мгле).

BARRY VERSHOV "Ретро"
http://www.stihi.ru/2002/01/31-723 номинатор Владислав Сергеев

Очень выпуклая картинка с узнаваемыми городскими образами, легкий слог, нет ощущения дописывания, вымучивания стиха. К недостакам я бы отнесла местами примитивные или просто неточные рифмы (в унисон - до сих пор, рай - май, жена - стена), а также некоторую нелогичность повествования. Возможно, я чего-то не до конца поняла, но вначале речь идет о том, что героиня пишет письмо (о котором герой не просил!)  из какой-то далеко страны о том, что “это был только сон”, а в конце герои уже идут по Москве в сияющий мир и заявляют, что неразлучны.

МАРА МАХНАТАЯ "Варенье из печали"
http://stihi.ru/2013/06/14/2667 номинатор Лада Миллер

Этому стихотворению я бы присудила первое место. Очень хорош главный образ - варенья из печали. Здесь срабатывает принцип “соединения несоединимого” - сферы физического, бытового (варенья) со сферой чувственного (печали). Печаль приобретает физические свойства - густоту, вязкость, способностьбыть “законсервированной”, и все это автору очень хорошо удается передать. Если говорить уже непосредственно о поэтических приемах, я бы сказала, что этому стихотворению не хватает более точных рифм, хотя оно на них изначально претендует. Все-таки оттенку-пенки, причин - горчит и печаль - одичал - это не безупречно. Кроме того, рифма ос-сбылось предполгает старомосковский вариант произношения (сбылос), не думаю, что автор предполагал его воспроизводить (хотя тут не берусь утверждать, возможно, такова задумка).

ГАЛИНА РУДАКОВА "Рыбак"
http://www.stihi.ru/2012/04/06/7533 номинатор Игорь Гонохов

Хороший образ рыбака и места, где он живет. Простой, без образных излишеств, язык. Однако эта простота исчезает, начиная с предпоследней строфы. Образный аскетизм, который украшает это стихотворение,  вдруг сменяет буйство метафор типа “над ним стоят опавшие года” (опавшие не могут стоять, тут происходит нарушение образности) “из раны неба алая руда течет” (метафора в метафоре - это уже перебор, особенно здесь).

КЛАВДИЯ СМИРЯГИНА ДМИТРИЕВА "В. Д"
http://www.stihi.ru/2010/05/07/2191 квота Главной редакции

Точные образы, картинка, ткань жизни, легкий ритм (стихотворение очень музыкально). Все отвечает замыслу детской сказки-колыбельной перед сном. Мне кажется небезупречным выражение “послужит вестью нежность”. Все-таки нужно учитывать точное значение слова, а весть - это новость, сообщение. Вряд ли нежность послужит именно вестью. О чем она возвестит? В остальном стихотворение ровное, цельное.