Приговоренный к слову - О поэзии Анатолия Мельника

Лилия Силина
Л.Р. Безуглая* (Лилия Силина)

Предисловие к книге: Мельник А.А. Пятьдесят стихотворений. - Канев: Склянка часу, 2013. - 63 с.




        Художественная ценность поэзии во многом определяется гармонией языковой формы, создаваемой автором на основе словесного рисунка. Чем больше в стихотворении языковых находок, чем неожиданней и ярче образы, тем сильнее его эстетическое воздействие, тем дальше оно от графоманства и ближе к поэзии.
        Таковы стихи Анатолия Мельника. Слова и буквы для него – живые существа, с которыми он говорит, обменивается мыслями, играет, шутит: «Будет и мне забава – Россыпь беру я слов…»
        Забавляясь, поэт впитывает в себя музыку звуков, проникается смыслами, наполняется энергией сплава формы и содержания. Общение со словами дает поэту силы для жизни, вселяет в нее гармонию, и он констатирует: «Я болею стихами, как астмой, Мне больно без рифмы дышать...»
        Болезнь словом оборачивается лекарством от обыденности, а поэт, «прикованный к решетке стиха», «приговоренный словом к слову», получает уникальную возможность «быть подобным реке – жизнь впитать, размешать, растворить... и парить, поднимаясь душой в стратосферу…»
        Поэт любит слова, и они отвечают ему взаимностью, складываясь в изумительные узоры смыслов. Примечательная особенность стихов Анатолия Мельника – звукопись. Звуковые повторы, переклички слогов завораживают читателя, заставляя не только любоваться звуковым орнаментом, но и задуматься над смыслом – они открывают бездонные смысловые колодцы, из которых можно черпать ассоциации: «Шарики сдулись, не рад я параду… Думаю думу и радую Раду...»
        Ассоциации рождают неожиданные метафоры, порою гиперболические, фантастические, но непременно яркие и выпуклые: «Когда из луковок церквей Попрет вовсю порей…», «Нащупав случайно шнур бельевой, Троллейбусом следую в сад…»
        Тем не менее, языковой игры для поэзии недостаточно. Простая забава со словами остается мертвой игрой, если поэт не подкупает читателя своей личностью, авторской позицией, душевной и духовной красотой своего Лирического героя. Поэзия создается человеком и для людей, поэтому она является проводником в мир человеческой души и призвана помогать в ее познании.
        И это тоже – об Анатолии Мельнике. Поэт искренен в проявлении чувств и выражении мыслей – «как огонь, наг», «Я в стихах не умею лгать…» – говорит он, и читатель верит ему. Потому что узнает в Лирическом герое себя, свою жизнь, свои помыслы, чувства и чаяния. Он такой же простой человек, как все мы, со своими грехами, обидами, тоской и любовью. Ему не дает покоя тот же вопрос – «Зачем, Господь, ты дал мне тело, И голос дал?»
        И ответ найден – поэт отождествляет себя с колоколом. Аллегория не нова, даже где-то чересчур пафосна. Но на фоне простых, близких любому признаний – «Не святой я – грешил, вершил…», «Я ушел из родимых мест И тоску приобрел на вырост…», «Я болтун и брюзга…», и щемящего обращения к Богу – «Боже, убей не больно, Крепкий я только с виду...», слова Колокола-Поэта воспринимаются как непреложная данность: «Пусть из бронзы во мне язык, зазвеню стихом, все равно…»
        Основные концепты поэзии Анатолия Мельника – СЛОВО, ГРЕХ, СОН, РОДИНА, БОГ, СМЕРТЬ, ЖИЗНЬ и, конечно же, ЛЮБОВЬ. Любовь к словам сливается в его стихах с любовью к женщине и с любовью к жизни. И в этом триединстве поэт находит высшее воплощение счастья, заражая своим настроем читателя. Читателю хочется жить, любить, творить, несмотря на невзгоды и перипетии: «Здравствуй, дружище, здравствуй! Крепче за жизнь держись!»
        Так единение красоты словесной формы и богатства ее смыслового наполнения создает Поэзию – особый мир человеческого творчества, мир, в котором Анатолий Мельник – у себя дома. Пойдемте к нему в гости!

15.10.2013


* Лилия Ростиславовна Безуглая - доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры немецкой филологии и перевода Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина