Бюллетень от Bor G - Красивые стихи

Конкурс Самовыражение 2
БЮЛЛЕТЕНЬ ФИНАЛ "КРАСИВЫЕ СИХИ"
--------------------------------------------
ОТ Bor_G



"И снова Г. продал свою бессмертную душу за 8 рублей".

Это не утверждение. Это цитата. Из "Записных книжек" Ильи Ильфа. Вспомнилась потому, что снова я согласился делать то, что потом обязательно будут делать со мной. И с тобой. Ибо в другой умной книге сказано: “Не судите, да не судимы будете”. А тут всё совсем наоборот.

Опять же тема такая, вся из себя красивая. У Ильфа есть и на эту тему. Вот, например (причём, заметьте, написано ещё в 30-х годах, когда соответствующих операций ещё не делали):

"Ах, как трудно быть красивым, когда некрасива".

Или опять совсем наоборот, в другой фразе:

"Необыкновенно красивая, больная чахоткой девушка. В нее влюблялись. Один заразился и умер. Она пережила всех, умерла после всех".

Ну, да ладно. Будем переходить собственно к стихам. Ибо, как сказано в той же (первой) из вышеупомянутых книг:

"Вас я помню, а стихи забыл".

Или же (или "ибо же") совсем, но не наоборот, почти что строчка из жестокого романса:

"Я писал стихи, тужась и стесняясь".

Итак...


1. "Слишком чисто вымытый закат..."

Техника интересна, можно даже сказать безупречна, при этом со своей изюминкой. Пятистопный хорей, с блуждающей схемой рифмовки: АБВАБВ в первой строфе, АББАБА во второй строфе. При этом в А (и В в первой строфе) рифмы мужские, в Б – женские. Рифмы хороши. В самом построении и звучании есть что-то северянинское. Да к тому же очевидная аллюзия на "пену, замок и Шопена".

Оценки 5/5

2."Я вернусь..."

Хороший, производящий впечатление стих. И это и не удивительно, ибо всем известно, что анапест (пусть даже и всего лишь трёхстопный) может творить чудеса. Рифмы в принципе хорошие. Разве что можно прицепиться к глагольной рифме "смеются-остаются". Я уже не раз упоминал известное положение, что сама по себе глагольная рифма – не есть что-то плохое. Плохо, если рифмовка определяется только глагольными суффиксами, что свидетельствует о том, что эта рифма слабая. В данном случае так и есть – немного смягчает разве что то, что эти глагольные суффиксы растянуты аж на два слога. Но всё равно, желательно бы тут подправить. И ещё. В анапесте первые два слога стопы считаются формально безударными. Но если всё же скрытое ударение имеет место, то оно должно приходиться на первый из двух безударных слогов. Иначе будет ощущаться некоторый сбой. Вот и здесь слышится: " Исцелю твОю боль откровеньем". Но это легко исправляется, например, так: " Исцелю боль твою откровеньем".

Оценки 4/5

3.Забытое танго из ретро-винила...

А вот это просто убойный коктейль. Из всепроникающего, волшебного пятистопного анапеста и мастерского исполнения. Добавить в принципе нечего. Просто прочитать. Если бы могли быть оценки с плюсом – были бы с плюсом. А так...

Оценки 5/5

4. "Наверно, сплю..."

Однако высокий уровень конкурса. Сплошь идут пока очень сильные стихи. Вот и здесь.
Пятистопный ямб, мастерски исполненный (как и не снилось Васисуалию Лоханкину). Мне почему-то вспомнилось стихотворение А.Межирова "Плыл плавный дождь" – хотя оно совершенно о другом, просто по размеру и ещё какой-то внутренней силе, по эмоциональному воздействию напомнило. Очень интересная схема рифмовки в условных строфах и по всему стиху:
АББАВГВГДДЕЖЕЖ АБААБВГВГГ
Причём тройственная рифма Г в конце – очень симпатичная, почти виртуозная транзитивная рифма. Эх, и сюда бы добавил плюсик.

Оценки 5/5

5. Я женщина

В принципе неплохой такой стих. Написан хорошим пятистопным ямбом. Если бы буквально в предыдущем стихе этот ямб (и вообще стих) не был бы исполнен более виртуозно. А так – неплохие рифмы, но порой не самые точные, которые так и хочется подправить (луною-тоскою, звёзд-слёз, луною-тобою) или просто банальные (день-тень). Неплохое исполнение, но фонетические шероховатости встречаются (слов_вечное, вновь_виновата). Опять же, присутствуют смысловые и содержательные банальности. В общем, хороший стих, и по технике неплохой, на соответствующие оценки:

Оценки 3/4

6. "8-ое Марта!"

Чёрт возьми, прелестная вещица. Добротный 4-стопный ямб. Шикарная схема рифмовки, виртуозно исполненная: АБАААААБ. А рифмы то какие – при такой шестикратной рифме. Без разговоров, без всяких скидок на "лёгкость" содержания (вот именно что лёгкость)...

Оценки 5/5

7. "Не станет кошка королевой"

Да что же это такое, я вас спрашиваю! Чем дальше, тем шикарнее стихи. Вот и здесь, можно было бы добавлять плюсы – добавил бы плюсы. Всё здесь к месту. Всё здесь гармонично. Четырёхстопный ямб, рифмовка, образы, аллюзии, просто убойная вещь.

Оценки 5/5

8."Пропадаю"

Граждане хорошие, люди добрые, мы здесь не местные – что же у вас тут деется?.. Где вы таких авторов берёте, косяком идут... Вот и здесь, в этом стихе. Пропадаю. Ибо ниже оценок поставить не могу. Всё к месту, всё гармонично, и дактиль где-то в 4,5 стопы, и даже изначально кажущаяся не самой точной рифма "водой-блесной", ну и эмоциональное воздействие под стать.

Оценки 5/5

9. "Позволь"

Дамы и господа, позвольте. Вы что, издеваетесь над бедным судиёю?
Готовый прелестный романс на основе пятистопного ямба. Прицепиться решительно не к чему. Да и не хочется. Хочется спеть. Даже если не умеешь. И тоже плюсиков добавить.

Оценки 5/5

10. "Бог стихий, пожалей петербургских поэтов..."

Поэтов каждый пожалеть может. А кто бы бедного судью пожалел. Вот скажите, к чему можно придраться в этом стихе? Нет, при желании (и по беспределу) можно придраться и к фонарному столбу, дескать, например, почему такой большой и без балалайки. А вот если по сути, по справедливости. Если кто скажет, к чему – буду весьма признателен. Я вот не нашёл. Отличный стих, и по технике, и по восприятию. Может быть без "плюсиков" – ну, разве что...

 Оценки 5/5

11. "Лунная фантазия"

Ну, вот, наконец-то, обычный стих, со своими недостатками. Ряд слабых рифм (выплывает-затевает, дождь-плывёшь), банальная рифма (орлица-молодица). Банальное содержание, всё на поверхности, всё как бы плоско, без особых слоёв и подтекстов. В принципе, неплохой стих. Ему просто не повезло с соседями по конкурсу.

Оценки 3/4

12."В полнолунную ночь"

Опять пятистопный анапест, пронзительный и беспощадный. Уже одного этого порой достаточно для успеха. Ещё бы содержательно-ассоциативный ряд неплохой (вполне присутствует), ещё бы исполнение соответствующее – а вот здесь заметные шероховатости имеются. Рифмы (войду-приведу, уходить-дожить, ветров-висок) – это, знаете ли, "ни в какие ворота". Есть ещё банальные (души-тиши, слов-любовь). Так и хочется подправить.

Оценки 3/5

13."Полдень"

Такой весь из себя положительный стих. Как принято говорить, на позитиве. Почти как "у ней особенная стать и т.п.", что почти сразу почему-то вспоминается, и не только потому, что размер совпадает. Хорошая пейзажная, даже скорее пейзанская лирика. Лёгкая, бодрящая, как просёлочная дорога в светлый день, ведущая по светлому же пути. И даже досЫта с ударением на втором слоге – вполне допустимо, у того же Крылова встречается, хоть и устар., как принято писать в словарях. Рифмы, конечно, не самые изысканные, порой откровенно банальные – так и содержание не менее банально. Но стих в целом хороший.

Оценки 4/4

14. "Оленька"

А вот здесь. Вроде та же "пейзанская" поэзия. Но насколько глубже содержание, насколько точнее стилизация. Даже глагольные рифмы, которых здесь "вагон и маленькая тележка" – в большинстве своём и оправданы по стилистике, да и просто более точны, чем простые глагольные. Хотя нет, к паре-тройке рифм всё же есть вопросы (погулять-описать, провожал-вспоминал, понесут-нальют). Так и хочется чуток подправить – причём возможность есть. А так – очень симпатичный стих. Жаль, за технику вынужден оценку снизить.

Оценки 4/5

15. "Март"

Многообещающее начало стиха. Очень интересный размер:
!--!---!-!-!-!
!--!---!-!-!-!
!--!---!-!-!-!
!--!---!-!-!-!
Даже не знаю, как его правильно классифицировать. Первая стопа явно от дактиля. Вторая – как бы тоже. А вот дальше идут четыре ямбовых стопы, со строго мужской рифмовкой. Точнее даже будет так:
!--!---! -!-!-!
!--!---! -!-!-!
!--!---! -!-!-!
!--!---! -!-!-!
Ибо после первой ямбовой стопы явно ощущается цезура. Так и просится перед этой цезурой внутренняя рифма. И она кое-где проклёвывается вроде, а кое-где и нет. А здесь, в вопросах внутренней рифмы – почти как с беременностью. Она не может быть "немножко". Она или есть, или её нет. Ладно, оставим внутренние рифмы. Оконечные – тоже не самые хорошие. В общем, стих многообещающий. Но над ним ещё бы поработать.

Оценки 4/4

16. "О детстве"

Такие пронзительные, светлые, ностальгические стихи весьма тяжело судить. Ибо рука не поднимается отделить ностальгию от прозы стихосложения. Но приходится. Начнём с простого. Уставший-настоящей, чёрной-знакомо – это весьма слабые рифмы, это как бы и не рифмы вовсе. Есть несколько рифм не очень точных – но это уже дело вкуса. Серьёзнее с ритмическим рисунком. Он здесь заявлен как трёхстопный анапест. А этот, изначально выигрышный размер требует соблюдения правил собственно себя, любимого. Анапестовая стопа из трёх гласных подряд ("я её") – это ещё ничего, хотя звучит как "а-я-яй". "В свОем сердце" – тоже не очень, но это ладно. А вот с бабушкой вообще двусмысленность получается. Умом понятно, что "бабушка в тёплой накидке" – моЯ.  Но по размеру выходит, что лиргероиня производит с бабушкой некие водные процедуры:
мОю бабушку в теплой накидке.
В принципе со стихом ещё можно (и нужно) работать.

Оценки 3/4

17. "О ней известно так ничтожно мало"

Здесь у нас пятистопный ямб с чередованием мужских и женских рифм:
-!-!-!-!-!
-!-!-!-!-!-
-!-!-!-!-!
-!-!-!-!-!-
Во всех строфах, кроме второй, где во всех строках рифмы становятся женскими, т.е. в нечётных строках строфы добавляется по безударному рифмующемуся слогу в конце. Этот сбой размера, как представляется, не является обоснованным. Дальше, "суровый уложила в ножны меч" – инверсия здесь представляется также вряд ли обоснованной. Вообще, в принципе неплохой стих, хоть и с несколько банальным содержанием.

Оценки 4/4


И что мы имеем в результате в смысле оценок? А вот что:

1 – 5/5
2 – 4/5
3 – 5/5 (+1)
4 – 5/5 (+1)
5 – 3/4
6 – 5/5
7 – 5/5 (+1)
8 – 5/5
9 – 5/5 (+1)
10 – 5/5
11 – 3/4
12 – 3/5
13 – 4/4
14 – 4/5
15 – 4/4
16 – 3/4
17 – 4/4

В стихах 3, 4, 7, 9 мне бы хотелось добавить 1 балл каждому. По какой причине – написано выше.

Ну, а если по правилам это невозможно – тогда я просто механически всем авторам (кроме отмеченных плюсом) снижаю балл за "за художественное восприятие" – чтобы (опять же формально) соблюсти то же соответствие оценок. Тогда получится:

1 – 5/4
2 – 4/4
3 – 5/5
4 – 5/5
5 – 3/3
6 – 5/4
7 – 5/5
8 – 5/4
9 – 5/5
10 – 5/4
11 – 3/3
12 – 3/4
13 – 4/3
14 – 4/4
15 – 4/3
16 – 3/3
17 – 4/3

*
ПРИМЕЧАНИЕ ВЕДУЩЕЙ
--------------------
ПО ПРАВИЛАМ НЕЛЬЗЯ ДОБАВЛЯТЬ БОНУСЫ ПОНРАВИВШИМСЯ СТИХАМ.
ПОЭТОМУ В ИТОГОВУЮ ТАБЛИЦУ ВНЕСЕНЫ ОЦЕНКИ БОРИСА ПО  ПОСЛЕДНЕМУ ВАРИАНТУ

1 – 5/4
2 – 4/4
3 – 5/5
4 – 5/5
5 – 3/3
6 – 5/4
7 – 5/5
8 – 5/4
9 – 5/5
10 – 5/4
11 – 3/3
12 – 3/4
13 – 4/3
14 – 4/4
15 – 4/3
16 – 3/3
17 – 4/3