Бюллетень от Ланы Степановой - Красивые стихи

Конкурс Самовыражение 2
БЮЛЛЕТЕНЬ ФИНАЛ "КРАСИВЫЕ СТИХИ"
--------------------------------------------
ОТ ЛАНЫ СТЕПАНОВОЙ




Должна признаться, не совсем понимаю, что значит «красивые стихи». В моём понимании красивые – это те, которые хорошо написаны. Но, возможно, Эмили имела в виду совсем другое? Предположу, что все стихотворения этой подборки соответствуют теме.

Есть стихотворения, к которым я придиралась, но пятёрки всё же поставила. Это потому, что дробных оценок не предусмотрено, а недочёты не настолько серьёзны, чтобы снижать за них целый балл.

1. «Слишком чисто вымытый закат...»
• «Покат-закат» - рифма хорошая, незатёртая.  Но почему закат происходит под углом, наклоном? (именно такое значение слова «покатый»).  Не могу это представить.
• Интересная схема рифмовки.
• Замок и Шопен – должно быть, это аллюзия на стихотворение Северянина «…Королева играла – в башне замка – Шопена». Но если этого не было, какой смысл упоминать? Может быть, написано специально для конкурса о замках?

5/5

2. «Я вернусь...»

• Ветры-километры – неразлучная рифмическая парочка.
• Я стану ветром-лучиком и т.п. – тоже приём далеко не новый.
• Откровение – это внезапное прозрение, просветление. Подходит ли это слово по смыслу?
• «Лягу стихами» - как это, куда?
• Последний катрен построен целиком на грамматических рифмах, что сильно его опрощает.

4/4

3. «Забытое танго из ретро-винила...»

• На мой вкус, в этом стихотворении слишком много красивостей: птица-сердце, вкус медового счастья, дождинки на ресницах, нежные поцелуи и др. Для меня – сладковато.
• Самое магическое для меня второе четверостишие. Оно, действительно, звучит, как заговор.
• Не очень удачен неологизм «забвенные».
• Можно ли сказать «из окон грустит…»?  «Из окон звучит» говорят, т.к. звук выходит за пределы комнаты.  А «грустит», наверное, находясь в помещении. Не утверждаю, что это неправильно, но сомневаюсь.
• После «радиола» нужна точка, иначе получается, что и журавли находятся там же, «из распахнутых окон».
• «АвгусТ Танго» - слияние согласных на стыке. Читается как «августанго».
 
4/4

4. «Наверно, сплю...»
• Псалмы о том, как героиня «калачиком свернулась»? Вряд ли. Псалмы – это песни религиозного содержания, они должны Бога прославлять, а не рассказывать о переживаниях лиргероини.  Хотя во сне всё может быть… 
• Можно ли рассыпать воду?
• «Густой течёт сироп обмана» - не понравилась инверсия. Но в целом интересно, и настроение передано.

5/5

5. «Я женщина».

• Очень рискованно писать стихи, используя строчки известных поэтов. Это обязывает. Читающий поневоле сравнивает стихотворение с текстом, указанным в эпиграфе, и обычно в пользу классика. В этом стихотворении мне самой лучшей показалась строчка Ахматовой, к тому же оно всё построено именно на ней.
• «Млечный путь серебряною спицей/Быть может, соткан женщиной-Луной» - спицей не ткут, а вяжут. Притом, не менее чем двумя спицами. А для тканья нужен ткацкий стан.
• «слоВ Вечное» - тяжело читается
• «Но звездный хор сверкающей десницей/ Вновь гасит Солнце огненной волной» -
грамматически фраза построена так, что непонятно, кто кого гасит – звёздный хор – Солнце или наоборот? И десницей (правой рукой) или волной?
• «Но - лепет ночи, тайна поцелуя,/В закатном блике гаснущая тень…» - мне здесь не хватает сказуемого (-ых)
• «Вновь виновата я перед тобою /За стих дневной со сбившимся концом» - тоже непонятно. Перед кем можно быть виноватой за неудачное стихотворение? Ну не получилось, так потом можно поправить или написать новое.
• Бывают ли «молчания» во множественном числе? Я сомневаюсь.

4/3

6. «8-ое Марта!»

• Опять поэты о поэтах, стихи в стихах…Одна из популярнейших стихирских тем. Жаль, что нельзя было обойтись без этого, потому что в стихотворении есть несколько интересных авторских находок, но «стихостандарт» их забил.
• Интересно также, чем злоупотребляет мороз, надеюсь, что он не наркоман?)
• Ваяют обычно что-то объёмное – скульптуры, фигурки и т.п. Узоры на стёклах всё же относятся к живописи, а не скульптуре.

4/4

7. «Не станет кошка королевой»

• И здесь замок появился. Может быть, это и 1-е стихотворения с какого-то тематического конкурса?
• Не нравится рифма «седла-утра», совпадает только один ударный гласный.
• «Вокал голосков» - что-то в этом не то… Наверное, потому что вокал  может быть только голосом и никак иначе.
• «а геометрия мозаик/казалась шахматной доской» - о какой мозаике идёт речь? Плитки на крыше? Но разве их выкладывают шахматным узором? Впрочем, автору лучше знать.
• «Всю ночь, как эльфы, веселились,/всяк-каждый на себя похож» - Не знала, что эльфы славятся своим весельем. Если каждый был похож на себя, стоит ли это отдельного упоминания?
• «хотя и призрачные крылья/под утро вымочил им дождь» - котам и кошкам? Я думаю, что эту тему надо было развить – как и почему у них появились призрачные крылья.
• «Дождут закат» - грамматически правильно будет «дождутся заката». Или «подождут», но никак не «дождут».
• «Закат-так» - не понравилась рифма.

4/4


8. «Пропадаю»

• Впечатления от стихотворения в целом приятное, но есть места, с которыми не согласна:
• «Словно во сне: безмятежно, спокойно и пресно». Сны бывают очень  разные, в том числе и беспокойные, и переполненные эмоциями.
• «Вот я тону, пропадаю как сто Атлантид,/ Гордый Варяг! Только я не хочу на поверхность!» - лучше было бы избежать повтора местоимения. Тем более, что «я» снова появляется в следующих катренах.   
• «Я не хочу ни дороги, ни твёрдой тропы…/
С риском для жизни – по краю, над бездной, по кромке.»
• Грамматически получается, что героиня не хочет никаких дорог и троп, в том числе и по краю. Но по смыслу  вроде бы должно быть противопоставление…
• Последнему утверждению не верю: любовь любовью, но инстинкт самосохранения ещё никто не отменял. Сомневаюсь, что героине будет всё равно, если её попытаются бросить «в набежавшую волну»)

4/4

9. «Позволь»

• «О чём другом мечтать почти не смею» - грамматически правильно – «ни о чём другом…»
• «И только строчки говорят во мне» - строчки говорить  не могут, это просто способ расположения письменного  текста. Говорят звуки и слова.
• «Как обещала, я недолго буду» - из контекста понятно, но грамматически предложение не завершено. Недолго буду (что делать? где находиться? И т.п.)
• Обилие личных местоимений: «с собой», «во мне», «мою», «я»… Уменьшить бы их количество, ведь по форме глагола всё равно понятно, о ком идёт речь.
• «Нелепый маг, играя в куклы-вуду…». Ничего себе, «игры»… С помощью Вуду обычно убивают.
• Мне кажется, что стихотворение несколько затянуто, можно было бы его сделать лаконичнее.

4/4

 
10. «Бог стихий, пожалей петербургских поэтов...»

• Выси – ударение на первом слоге.
• И опять о поэтах. Почему надо спасти именно их?  Чем люди, умеющие рифмовать, лучше прочих людей?

4/4

11. «Лунная фантазия»

• Первый катрен для меня не очень интересный, зато во втором любопытные образы: тонет жара, ночь-орлица, луна-молодица. А вот куски серебра не понравились: куски – это нечто тяжелое, что сразу должно пойти на дно.
• Звёзд, мне кажется, слишком много для такого короткого стихотворения: «звёзды запутались в ветках», «звёздную пыль», «имя твоё между звёзд».
• «Бисера россыпь, как ёлочный дождь,/Переплелась с городскими огнями».
• Что в данном случае является россыпью бисера? Тоже звёзды? А почему огни городские? По описанию пейзаж кажется совершенно не городским.

4/4

12. «В полнолунную ночь»

• Рифмы «души-тиши», «уходить-дожить», «глубин-лавин» «войду-проведу» не понравились своей грамматичностью, а «ветров-висок» - неточностью.
• Эмоционально стихотворение не затронуло, т.к. не люблю слишком много красивостей,  но и не оттолкнуло.
• «Неуёмная загадка» - в каком значении применён эпитет?
1)Такой, который не унимается, который нельзя сдержать, успокоить, остановить. Н-ая дрожь. Н-ое веселье. Н-ая ярость, страсть. Н. кашель. Весь день шёл н. дождь.
2)Полный сил, энергии, неутомимый, неугомонный. Н. человек, старик, игрок, рыболов. Н. характер, темперамент. < Неуёмно, нареч. Н. смеяться. Неуёмность, -и; ж.
Мне кажется, слово не подходит.
• «Голубая прохлада небесных глубин» - речь идёт о ночи, а небеса голубые в светлое время суток. В конце предложения я поставила бы восклицательный знак.

4/4

13. «Полдень»...

• Не нашла фраз, которые были с явными ошибками или неправильностями, но чем-то мне не нравятся  «лучами жаркими облита», «смакую воду родника», «отрадным видом душу грея». Какие-то они неестественные, несовременные. Наверное, и не должны быть: стихотворение сугубо традиционно. Но для меня скучновато. 
• Почему ромашки кружат по спирали, а пижма и осот не подвижны?
• «Смотрю, чтоб насмотреться…» - тавтология.
• ДосЫта – просторечное ударение. Рядом с такими словами как «отрадный» и «упоительно» звучит диссонансом.

4/3

14. «Оленька»

• Не люблю стиль, в котором написано стихотворение («под фольклор») но придраться не к чему: в рамках жанра всё правильно. И лирический элемент, и юмор присутствуют.
• Не понравилась только смена схемы рифмовки в предпоследней строфе, где пропали дактилические рифмы.

4/5


15. «Март».

• Пейзажная лирика – очень нелёгкий жанр, так как трудно не подпасть под влияние тысяч и тысяч предшественников. Автору это удалось. Набивших оскомину штампов в нём нет.
• Не понравилось: инверсия «в зеркальность глядя вод» и повтор в одной строфе «холодно-холодна», «вода-вод».

5/5

16. «О детстве»

• Стихотворение мне кажется слишком повествовательным. Если его переложить прозой, оно ничего не потеряет. Мне не хватило поэтичности, изобразительных средств.
• «Мою бабушку». В анапесте надо быть очень внимательными к первому слогу, т.к. туда часто падает сверхсхемное ударение. Получается, что героиня моет бабушку)

4/3

17. «О ней известно так ничтожно мало»

• Есть интересные моменты: заключительная строка, фимиам сжигаемых листьев,   усталость осени от стихов о себе.
• Осечка – откуда это слово, как оно поддерживается образной системой стихотворения?   Вроде бы, никто не стрелял. Более того, в третьем катрене меч появляется.
• Смена рифмовки во втором катрене. Везде  МЖМЖ, а там ЖМЖМ. Это сильно чувствуется при чтении.
• «и понимает, холодность кляня,/ о ней известно так ничтожно мало»  - нужен какое-то знак препинания, заменяющий пропущенный союз «что». Я бы поставила тире или двоеточие.

4/4