Диалоги о творчестве

Анна Сергеевна Васильева
- Самолюбование в литературе - дело проигрышное. Как гласит цитата классика, «красота только тогда поистине прекрасна, когда сама себя не замечает». Чуткий читатель –  тот, кто читает и между строк, распознает фальшь, а другой тебе зачем?
- Незачем. Критика - "живая вода" искусства.
- Красота слога или меткость слова ничто, если этим движет самовлюбленность. Последнее - это главный враг творческой личности. Это губит любой талант. Застилает глаза. Сердце, направленное на себя, не сможет проникнуться чужим горем или чужим счастьем… а значит не напишет душевно и чисто, оно напишет через призму "люблю себя в искусстве и искусство в себе". Взять даже этот цикл стихов, он называется «чеченцу моей мечты», но в нем нет ни слова о нем! Только о тебе и твоих чувствах... Даже не чувствах – эмоциях. И абсолютное большинство местоимений «я».
- Не все то, что написано, должно ассоциироваться с автором…
- Как можно быть в чем-то одним, а в чем-то другим? Писатель, поэт - это дело очень тонкое. Поэт берется писать нечто, о чем должен иметь глубокое, прочувствованное мнение. Ведь его читают и могут принять за истину. Ты не можешь написать то, чего нет в твоей душе, точно так же, как и не писать того, что есть. Твое творчество - и есть ты. Можно не сразу понять человека по его произведениям. Но если с ним пообщаться, многое проясняется... И многое может показаться лицемерием.
- По "первому порыву", без анализа, могу сказать: что-то может казаться лицемерием. Но это не лицемерие – скорее, "примерка на себя той или иной роли". Иначе, смена лирических героев. Но это искренне. Как у актеров: не просто вживаться в роль, но жить. И эти роли - и есть наша жизнь. Мы как бы состоим из разных людей, и каждый – настоящий... как то непонятно звучит, но это так. Постоянная жажда перемен и обновлений, мятежность, беспокойство. И чувства, и цинизм, и скука, и эмоции... Какими бы разными они не казались – но они искренни – именно для того или иного момента. Эгоизм, даже некоторый эгоцентризм - это да. Я и не скрывала этого, в общем-то. И самолюбие тоже есть. Но это у большинства.
- Ты - есть ты, независимо от смены масок. Т.е. нельзя говорить одно, и другое писать в стихах. Вот и фальшь. Писать жизнь в отрыве от жизни нельзя. По меньшей мере, надо знать, о чем пишешь.
 - Мы по-разному понимаем цель и, самое главное, суть творчества. Писатель не роль примеряет, а входит в положение героев - чтобы ярче и полнее передать их образ. Но ведь он же не становится этими героями.
- Многообразие чувств и многообразие позиций разные вещи. Я говорю о неких принципах, которые остаются неизменны вне зависимости от маски…
- У меня позиции зависят от чувств, которые я испытываю в тот или иной момент. В романах или повестях писатель даёт герою и героям многое (но не всё) от себя. Или пишет с того портрета, который создал в своем воображении. Хотя, если поразмыслить… «вживаясь в роль», писатель не перевоплощается в героя, но в тот момент, когда на нём маска героя, герой - это он. В эти моменты писатель действительно становится героем, но это не меняет его внутренней сути, потому что в каждом герое есть нечто от самого писателя.
 - Что для тебя первично? быть "богемой" или просто писать, потому что потребность есть?
-  Второе определяет суть первого... Невозможно создавать, находясь на безопасном расстоянии от жизни.
- Я просто хотела сказать, что творчество - есть неизменное проявление твоего «Я». Какое «Я», такое и творчество.
 
- Я, настоящая, постепенно, год за годом, растворилась в повседневной обыденности и натужной праздности, в этой безнадежной пустоте, о которой писал Йейтс в "Дороге перемен". Все это прекрасно с точки зрения обычного человека, но далеко не то, о чем я мечтала…
- Ты стойкая девчонка. Никакие невзгоды и препятствия тебе нипочем. Выпей сто грамм боевых! Депрессия улетучится!
- Усугубится. Мне раньше никогда не было так глобально наплевать на людей и на мир в целом.
- Извини, может тебе это покажется грубым, но я скажу. Я считаю что ты интересная, умная собеседница,  возможно, прекрасный человек в жизни, но... ты Великая Эгоистка. И тебе, как творческой личности, НРАВИТСЯ страдать, а больше этого, тебе нравится наблюдать со стороны как ЭТО у тебя получается. Девочка, у тебя не депрессия! Ты просто очень влюблена –  в саму себя!
- Франсуаза Саган в 19 лет уже прославилась со своим дебютом – романом.
- Франсуаза Саган выросла в очень богатой семье, никогда и ни в чем не знала отказа, получила элитное образование, имела возможность учиться у мэтров. Безусловно, она талантлива, но... Это были 50-е, и она попала в струю. Она написала о том, о чем никто и никогда до нее не писал. Это была бомба, взорвавшая литературную Францию! В нужное время и в нужном месте. Например, напиши Франсуаза Саган свои романы тогда в России, ее расстреляли бы за пропаганду буржуазного образа мышления. Так что, думай сама... Ты тоже можешь ТАК прославиться, если захочешь. Напиши о том, о чем писать нельзя. Есть два варианта: или ты будешь знаменита, или тебя убьют.