Биант Приенский - гражданин и философ

Просвещение
                "Всё своё ношу с собой"
                Биант.




                а) место рождения и  упоминания

                Биант Приенский (также Виант, Биас, Биант из Приены, VI век до н. э.) — древнегреческий мудрец и общественный деятель, один из семи особо чтимых мудрецов. Родившись в небольшом ионийского города Приена, он не оставил после себя ощутимых биографических следов. Есть сведения, что отцом Бианта был некий Тевтам, но из какого тот происходил слоя - совершенно неизвестно.

               Стоит однако напомнить, что  Приена  — ионийский город на западном берегу Карии, на мысе Микале, при устье реки Геза, в 10 км к северу от Меандра и в 16 км на восток от Эгейского моря. Сама же Иония являлась областью на западном побережье Малой Азии у Эгейского моря, (теперь территории, прилегающие к Измиру в Турции). Основанная в XI в. до н. э. Эпитом, сыном Нелая, она входила в число двенадцати ионийских городов, среди которых были  Милет, Миунт, Эфес, Колофон, Лебедос, Теос, Эритрея, Клазомены и Фокея. К Ионии относились острова Самос и Хиос и Смирна — колония, основаннная эолийцами и позже захвачена Колофоном, став ионийским городом. Каждый город был практически полностью автономен, и хотя их объединяли общие политические интересы, они не составляли конфедерации как, например, ахейцы или беотийцы. Предложение Фалеса Милетского объединиться в политический союз было отвергнуто (VI век до н. э.).

             Во время правления лидийского царя Крёза Иония была завоёвана и вошла в состав Лидии. Правление Крёза завершилось полным завоеванием его царства персидским царём Киром II Великим, основателем империи Ахеменидов. После непродолжительного сопротивления все города эллинов на западном побережье попали в полное подчинение к персам. Жители Приены принимали самое видное участие в панионийском празднестве и в восстании против персов.
             Именно тогда произошёл наиболее известный эпизод из  жизни Бианта. Когда персы покорили Приену, и жители, покидая город, забирали всё своё имущество, один Биант не взял ничего. На вопрос, почему он ничего не берёт, Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». 
Это изречение скоро стало одной из излюбленных греческих пословиц.  Эта фраза, известная также в латинской версии — Omnia mea mecum porto — стала крылатой.

             Наиболее полные сведения о Бианте приводит Диоген Лаэртский в своём труде «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Кроме этого известны следующие упоминания о Бианте:

•  Гераклит, очень критичный и скупой в суждениях, позитивно отзывался о Бианте.  Известно следующее упоминание: «Был в Приене Биант, сын Тевтама, в котором больше толку, чем в других»;

•  Есть запись о нём и в известной античной хрии, когда эфиопский царь задаёт задачу египетскому — выпить море, на что Биант придумывает ответ, но об этом  чуть ниже;

•  Оставил о нём высказывание и Василий Кессарийский - святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов.( IV в.н.э.). Сохранилась запись следующего содержания: «Поэтому Виас, когда сын, отправляясь к Египтянам, спрашивал, что делая, особенно угодит он отцу, отвечал: „Приобрети напутствие к старости“, а напутствием назвал добродетель, заключив ее в тесные пределы; потому что ограничил пользу ее продолжением человеческой жизни».


                б) умный политик

            В различных трудах древнегреческих авторов сохранилось несколько упоминаний о политической деятельности Бианта Приенского, а также цитируются его высказывания.

                1. Между Самосом и Приенами шла продолжительная борьба за кусок малоазийского побережья, лежащего напротив Самоса. Борьба шла с переменным успехом, но в одном из сражений жители Приены разгромили самосцев, уничтожив более тысячи их воинов. Но на стороне Самоса выступил Милеет, и в битве при Дриуссе приенцы были разбиты милетянами. Тогда на Самос отправился Биант, которому удалось добиться урегулирования конфликта на удовлетворивших всех условиях.

                2. Во время II-ой Мессенской войны Биант выкупил из спартанского плена несколько мессенских девушек, воспитал их как своих дочерей и затем отослал их в Мессению к отцам, дав каждой из них приданое. Через некоторое время после этого афинские рыбаки вытащили из моря бронзовый треножник с надписью «Мудрому». Тогда перед народным собранием выступил отец одной из девушек ( по другой версии выступали сами девушки, но это маловероятно), рассказал о судьбе этих девушек и добродетельном поступке Бианта из Приены и объявил, что мудрый – это Биант. Народное собрание согласилось с этим предложением, и треножник был послан Бианту. Биант же, увидев надпись на треножнике, заявил, что мудрый – это Аполлон, и не принял треножника.
По другой версии, Биант посвятил этот треножник храму Геракла в Фивах, так как он был потомком фивян, основавших Приену.
Впрочем, аналогичные рассказы существуют про большинство греческих мудрецов.

                3. Когда лидийский царь Алиатт (отец известного Креза) осаждал Приену, Биант с помощью небольшой хитрости сумел спасти родной город. Он раскормил двух своих мулов и подогнал их к лагерю царя. Тот поразился виду раскормленных мулов и решил, что у осажденных полный порядок с продовольствием. Алиатт решил пойти на переговоры и послал своих представителей в Приену для переговоров. Биант тем временем велел накопать большие кучи песка и присыпал их слоем зерна. Затем эти кучи зерна были продемонстрированы послам Алиатта. Получив сообщение послов об увиденном, Алиат заключил с Приеной мирный договор. Вскоре после этого Алиатт пригласил Бианта к себе, но тот отказался и сказал: "Пусть Алиатт наестся луку". (Т.е. пусть он наплачется.)

                4. Лидийский царь Крез вел завоевательные войны в Малой Азии. Ему удалось захватить греческие города на материке и заставить их платить ему дань. Через некоторое время Крез решил покорить греков и на островах и начал приготовления к строительству большого флота.
В это время в сарды прибыл Биант Приенский, который уже имел репутацию одного из мудрейших людей Эллады. Крез решил с ним побеседовать, пригласил его к себе и стал расспрашивать, что нового в Элладе. Биант ответил:
"О, царь! Островитяне закупают множество коней, собираясь в поход на Сарды против тебя".
Вначале Крез решил, что Биант говорит правду, и стал высказываться так:
"О, если бы только боги внушили островитянам эту мысль идти на конях против лидийцев".
Тут Бианту пришлось прервать царя, чтобы избежать недоразумения:
"Царь! Ты, конечно, страстно желаешь, чтобы островитяне со своей конницей попали в твои руки на материке, и к этому у тебя есть все основания. Что же, ты думаешь, желают островитяне, узнав, что ты намерен построить флот против них? Ничего другого, как захватить лидийцев на море и отомстить за порабощенных материковых эллинов".
Крез задумался, потом решил, что Биант говорит правильно и велел прекратить все приготовления к строительству флота. С ионийскими же островитянами он по совету Бианта стал поддерживать дружеские отношения.

                5. Когда ионийские города Малой Азии были захвачены персами, в Панионии собрались представители этих городов и стали решать, что же им дальше делать. Тогда Биант из Приены посоветовал ионийцам отплыть на Сардинию и основать там один, общий для всех ионян, город. Таким путем ионийцы создали бы самый крупный и процветающий город во всем Средиземноморье и избежали бы порабощения персами.
Это предложение Бианта было отвергнуто, да и сам он, постранствовав некоторое время, вернулся в родной город.

                6. Очень большую известность Бианту в Древней Греции  принесли его выступления в суде, причём он никогда не брался выступать в защиту неправого дела. У Гиппонакта сохранилась даже поговорка: "Сильнее, чем приенянин Биант в споре". Причем, сам Биант говорил, что лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, – ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов – твоим другом.

                Некоторые же исследователи полагают, что  Биант нёс антидемократическое содержание, когда утверждал, что большинство всегда неправо. Диоген Лаэртский считал наиболее известным изречением Бианта следующее: "Большинство – зло".
Трактовать это изречение можно по-разному. Некоторые находят родство со следующей сентенцией Бианта: "Жизнь, говорил он, надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало и много; а друзей любить так, будто они тебе ответят ненавистью, – ибо большинство людей злы". У Стобея сохранился краткий вариант: "Большинство людей дурны".



               
                в) веселые анекдоты о Бианте

               
          Существует и два анекдота, которые  более известны в сборниках об Эзопе, но эти истории, несомненно, имеют древнее происхождение.

               Первая. Царь Египта Амасис однажды послал Бианту жертвенное животное и попросил его вырезать и прислать ему обратно самую лучшую и самую худшую его части. Биант вырезал и отослал царю язык жертвы. Эта история получила широкую известность и принесла Бианту большую славу.
Только все дело в том, что саисский царь Амасис правил тогда (570-526 гг. до Р.Х.), когда Бианта уже не было в живых.

               Сохранилась и другая история про Амасиса и Бианта. Амасис прислал Бианту письмо, в котором просил помочь ему в споре с эфиопским царем. Тот обещал уступить Амасису много городов и земель, если тот выпьет море, а в противном случае царь Египта вынужден будет уступить ему земли у Элефантины. Биант посоветовал Амасису согласиться на предложение эфиопского царя и выпить море, но тот должен предварительно перекрыть все реки и ручьи, впадающие в море. «Пусть сначала запрёт все реки, впадающие в море, пока царь будет его пить, — потому что речь ведь шла о том море, которое есть, а не о том, которое прибудет».  Ведь Амасис соглашается выпить только то море, которое будет в момент заключения договора, а не то, которое будет постоянно пополняться реками и ручьями.

                Сохранилось еще несколько анекдотов, относящихся к Бианту.
Однажды Биант плыл на корабле среди не слишком добропорядочной и нечестивой публики. Когда началась буря, люди стали взывать к богам о помощи, но Биант прикрикнул на них:
"Тише, не то боги услышат, что вы здесь!"

               Один нечестивый человек спросил у Бианта, что такое благочестие. Биант не ответил. Тот стал приставать, почему, мол, не отвечаешь. Тогда Биант сказал, что благочестие – это не его дело.
 


                г)Знаменитые афоризмы

         


"Лучший дом тот, в котором хозяин также ведет себя по доброй воле, как вне дома – по воле законов".
"Сила человеку дается от природы, умение говорить на благо отечества – от души и разумения, а богатство средств – у многих от простого случая".
"Не спеши браться за дело, а взявшись, будь тверд".
"Говори, не торопясь: спешка – знак безумия".
"Люби разумение".
"О богах говори, что они есть".
"Недостойного за богатство не хвали".
"Не силой бери, а убеждением".
"Что удастся хорошего, то, считай, от богов". (Вариант: "Причиной любой удачи считай богов, а не себя".)
"Из молодости в старость бери припасом мудрость, ибо нет достояния надежнее".


Биант говорил, что несчастен тот, кто не в силах снести несчастье; что только больная душа может влечься к невозможному и быть глуха к чужой беде.
На вопрос, что трудно, Биант ответил:
"Благородно перенести перемену к худшему".
На вопрос, что человеку сладко, Биант ответил:
"Надежда".
На вопрос, какое занятие человеку приятно, Биант ответил:
"Нажива".

Вот еще несколько афоризмов Бианта:
"Надо посмотреть на себя в зеркало, и если выглядишь прекрасным — поступай прекрасно, а если безобразным — то исправляй природный недостаток добропорядочностью".
"В бедности богатых не кори, если только не очень задолжал".
"Не болтай: промахнешься — пожалеешь".
"Не будь ни дурнем, ни злыднем".
"Безрассудства не одобряй, рассудительность — люби".
"Соображай, что делаешь".
"Слушай побольше, говори к месту".
"Бери убеждением, а не силой".



*    *    *

              Умер Биант в суде, но уже будучи глубоким стариком. Легенда о его смерти гласит, что он выступал перед судом в чью-то защиту. Закончив свое выступление, он сел и положил свою голову на грудь внука. Потом была речь его противника. Затем судьи подали свои голоса, и дело решилось в пользу того человека, которого защищал Биант. Когда же судей распустили, то оказалось, что мертвый Биант лежит на груди своего внука.
Граждане Приены устроили ему пышные похороны, а на гробнице сделали надпись:
"В славных полях Приенской земли рожденный, почиет
Здесь, под этой плитой, светоч ионян, Биант".

В Палатинской Антологии сохранилась другая версия эпитафии Бианту:
"Здесь почиет Биант. Сединой убеленного снежной
Свел его пастырь Гермес мирно в Аидову сень.
Правою речью своей заступившись за доброго друга,
Он на груди дорогой к вечному сну отошел".

В Приене в честь Бианта был выделен священный участок, называвшийся Тевтамий (название дано по имени его отца).


             Биант сочинил около 200 стихов про Ионию и про то, как ей лучше достигнуть благополучия. Но из всех его стихов сохранился только такой:
"Будь всем гражданам угоден, где тебе ни случится жить:
В этом – благо истинное, дерзкому же норову
Злая сверкает судьба".

            Биант свято верил в силу закона, ибо считал: ""Крепче всего народовластие там, где закона страшатся, словно тиранна". Биант утверждал, что царь или тиранн более всего стяжает славы, "когда он первый явит образец покорности законам".