Роксолана

Светлана Бестужева-Лада
Книг и фильмов об этой женщине существует уже огромное количество, причем содержание их сплошь и рядом противоречит друг другу. Общее только одно: внешность. Рыжеволосая, с зелеными глазами… красавица по утверждению одних, замухрышка по столь же категорическому уверению других, умница, тупая интриганка, образец целомудрия и бесхитростности, восточная «леди Макбет», невинная жертва, вынужденная обороняться от бесчисленных врагов…
И это все – о единственной жене турецкого султана Сулеймана Великолепного, Хасеки Хюррем Султан, которую европейские дипломаты в своих донесениях упорно называли Роксаланою или Анастасией (реже Александрой) Ла-Росса. Понятно, что метрики ее никто не видел, так что год рождения определяется лишь приблизительно.
Впрочем, все первые пятнадцать лет жизни этой удивительной женщины – только предположения и догадки, основанные на очень зыбких документальных подтверждениях. Главное то, что Роксолана стала первой женщиной в Османской империи, занявшей место непосредственно рядом с троном султана.
А для этого, согласитесь, одной красоты недостаточно.

 Сведения о происхождении Хюррем достаточно противоречивы. Документальные источники и даже сколько-нибудь надёжные письменные свидетельства, говорящие о жизни Хюррем до поступления в гарем, отсутствуют. Вместе с тем, о её происхождении известно из легенд и литературных сочинений, преимущественно в западных источниках. Современные Хюррем источники не содержат сведений о её детстве, ограничиваясь упоминанием о её русском происхождении.
Европейские наблюдатели и историки именовали Хюррем-Султан «Роксоланой», «Роксой», или «Росса», поскольку предполагали, что она русского происхождения. Михалон Литвин, посол Великого княжества литовского в Крымском ханстве, в своём сочинении 1548—1551 годов «О нравах татар, литовцев и москвитян» 1550года писал: «и любимейшая жена нынешнего турецкого императора мать перворожденного [сына] его, который будет править после него, похищена была из земли нашей». Венецианский посол Навагерро писал о ней как о «Донне ди Росса», а его коллега Тревизано назвал ее «султанша ди Руссия».
Участник посольства Речи Посполитой к османскому султану 1621—1622 годов поэт Самуил Твардовский очень уверенно указывал в своих заметках, что турки сообщили ему: Роксолана была дочерью православного священника из Рогатина, небольшого городка в Подолии неподалеку от Львова. Это косвенно подтверждается существованием старой буковинской народной песни о красивой девушке из Рогатина по имени Настусенька, похищенной татарами и проданной в султанский гарем.
Но были еще и легенды, приобретшие со временем характер подлинных сведений. Согласно одной из них, Роксолана была француженкой, присланной в дар королем Франциском Первым султану Сулейману в благодарность за освобождение его из испанского плена. Вполне правдоподобно, только ко времени этого знаменательного события подлинная Роксолана уже родила султану двоих детей.
Согласно второй легенде, Роксолана была природной турчанкой, купленной для гарема ещё девочкой на невольничьем рынке для прислуги одалискам, при которых и занимала должность простой рабыни. Для любителей сериалов может сойти, но дело в том, что турчанки не могли быть рабынями и уж тем более – становиться товаром на невольничьем рынке. Туда попадали только пленницы – военная добыча или жертвы набегов татар.
Существует так же легенда, что пираты Османской империи в пригороде Сиены напали на замок, принадлежащий знатному и богатому роду Марсигли. Замок был разграблен и сожжён дотла, а дочь владелицы замка – красивую девочку с волосами цвета красного золота и с зелеными глазами привезли в султанский дворец. В Генеалогическом дереве семьи Марсигли действительно существует Маргарита Марсигли (Ла Роза), прозванная так за огненно-красный цвет волос, но эта красавица умерла в очень юном возрасте и никак не могла не только попасть в плен к туркам, но еще и выйти замуж за султана и родить ему троих сыновей – Селима, Ибрагима и Мехмеда.
На самом деле, прославленная султанша была украинских кровей. Убеждение, что Роксолана была русского происхождения, вероятно, возникло в результате возможного неправильного толкования слов «Роксолана» и «Росса». В начале XVI века в Европе, слово «Роксолания» использовалось для обозначения провинции Рутения в Западной Украине, которая была в разные времена известна под названиями Красная Русь, Галичина или Подолье. В свою очередь, современная Россия в тот период времен носила название Московского государства, Московской Руси или Московии.
Скорее всего, во время одного из набегов крымских татар девушка попала в плен и через какое-то время была подарена 25-летнему Сулейману по случаю восшествия на престол его ближайшим советником – Ибрагимом-пашой, греком по национальности, естественно, давно принявший ислам (впоследствии он очень быстро занял пост Великого Визиря). Большинство историков датируют появление прекрасной украинки в гареме 1520 годом. На тот момент девушке было около пятнадцати лет.
Однако подобные подарки падишаху не делались просто так - сначала пленницу тщательно осмотрели опытные лекари и дали заключение: она девственница и абсолютно здорова. Иначе Анастасии никогда не видать Топ-Капы, или «Дома Радости», как высокопарно именовали в Блистательной Порте гарем султана.
По законам веры падишах мог иметь четырех законных жен. Дети первой из них становились наследниками престола. Вернее, наследовал трон один первенец, а остальных часто ждала печальная судьба: все возможные претенденты на верховную власть подлежали уничтожению.
Кроме жен, повелитель правоверных имел любое число наложниц, которое пожелает его душа и потребует плоть. В разное время при разных султанах в гареме жило от нескольких сотен до тысячи и более женщин, каждая из которых непременно была удивительной красавицей. Кроме женщин в гареме состоял целый штат евнухов-кастратов, служанок разного возраста, костоправок, повитух, массажисток, врачей и тому подобных. Но никто, кроме самого падишаха, не мог посягнуть на принадлежащих ему красавиц чисто физически. Руководил всем этим сложным и беспокойным хозяйством «начальник девушек» - евнух кызлярагассы.
Впрочем, одной удивительной красоты было мало: предназначенных для гарема падишаха девушек в обязательном порядке обучали музыке, танцам, мусульманской поэзии и, конечно, искусству любви. Естественно, курс любовных наук являлся теоретическим, а практику преподавали опытные старухи и женщины, искушенные во всех тонкостях секса.
Ибрагим-паша решил купить славянскую красавицу. Но ее хозяин-крымчак отказался продавать Анастасию и преподнес ее в дар всесильному царедворцу, справедливо рассчитывая получить за это не только дорогой ответный подарок, как принято на Востоке, но и немалые выгоды. И не просчитался.
Ибрагим-паша приказал всесторонне подготовить «подарок» султану, в свою очередь, рассчитывая добиться этим еще большего его благорасположения. Падишах был молод и очень ценил женскую красоту, причем не просто как созерцатель.
Паша получил хорошее образование и многое знал, поэтому он дал красавице новое имя - Роксолана, под которым она и вошла в историю. Роксоланами или роксанами в древности называли сарматские племена во II-IV веках нашей эры, кочевавшие в степях между Днепром и Доном. Это и обусловило выбор нового имени для Анастасии.
Ей сказочно повезло: по законам Османской империи купленная рабыня никогда, ни при каких обстоятельствах не могла стать женой повелителя правоверных. А девушка, полученная в подарок – теоретически могла. Последнее препятствие – вероисповедание - Анастасия-Роксолана преодолела без колебаний: дочь христианского священника добровольно приняла ислам. Она торопилась, ибо могла родить детей, а они должны были стать законными наследниками султана!
Очень скоро золотоволосая наложница привлекла внимание султана своими грациозными танцами и прекрасным голосом. Не исключено, что события развивались бы по обычному сюжету: вдоволь насладившись новой любимицей и дождавшись от нее рождения ребенка, султан потерял бы интерес к Хюррем (имя придумано самим султаном) и нашел бы себе другую фаворитку. Но…
Другая бывшая любимая наложница Сулеймана — Махидевран, рабыня албанского или скорее черкесского происхождения, мать наследного принца Мустафы и еще двух сыновей, приревновала султана к Хюррем. Это не выдумки писателей или сценаристов сериалов. Возникшую между Махидевран и Хюррем ссору в своём отчёте за 1533 год описал венецианский посол Бернардо Навагеро:
«…Черкешенка оскорбила Хюррем и разодрала ей лицо, волосы и платье. Спустя некоторое время Хюррем пригласили в султанскую опочивальню. Однако Хюррем сказала, что не может в таком виде идти к повелителю. Тем не менее, султан вызвал Хюррем и выслушал её. Затем он позвал Махидевран, спросив, правду ли ему рассказала Хюррем. Махидевран сказала, что она главная женщина султана и что другие наложницы должны подчиняться ей, и что она ещё мало побила коварную Хюррем. Султан разгневался на Махидевран, отослал ее в дальний дворец и сделал Хюррем своей любимой наложницей».
Остается только удивляться, каким образом европейцы могли узнавать такие подробности из жизни «сверхсекретного объекта империи» - гарема. Кстати, те же «венецианские доклады» утверждают, что Роксолана была не столько красива, сколько мила, изящна, и элегантна. Но, вместе с тем, ее лучезарная улыбка и игривый темперамент сделали ее неотразимо-очаровательной, за что она и была наречена «Хюррем» («радость дарящая» или «смеющаяся»).
Воистину, нет ничего тайного, что не стало бы явным. Существует даже портрет Роксоланы, написанный Тицианом в 1550 году. Вряд ли прославленному живописцу позировала сама великая султанша, которой к тому времени было без малого пятьдесят лет: на портрете молодая женщина. Но есть и другие прижизненные портреты Роксоланы, на которых явно изображена одна и та же женщина, несмотря на различие манеры письма художников, разницу в прическе и одеянии. Роксолана была – и она была красива, спорить с этим не приходится.
Хюррем была известна также своим пением и музыкальными способностями, умением делать изящные вышивки. Но наиболее важным было то, что Роксолана была женщиной большого ума и силы воли, которые и дали ей преимущество среди других женщин в гареме.
Существует легенда о том, как Хюррем попала на глаза султану. Когда перед султаном танцевали новые, тщательно отобранные красивые рабыни, в их круг вдруг влетела маленькая фигурка и, оттолкнув «солистку», рассмеялась. А потом запела свою песню.
Гарем жил по жестоким законам. И евнухи ждали только одного знака, что приготовить для девчонки: одежду для спальни султана или шнурок, которым удавливали рабынь? Султан выбрал первое, бросив Хюррем свой  платок – знак того, что вечером повелитель ожидает ее в своей спальне.
Надо полагать, что Сулейман не разочаровался, поскольку наутро предложил новой любимице просить у него все, чего она только пожелает. Златовласка, с трудом подбирая турецкие слова, попросила… права посещать султанскую библиотеку. Султан был растерян такой странной прихотью, но разрешил. Когда через некоторое время он вернулся из очередного военного похода, Хюррем уже свободно говорила и читала по-турецки и владела еще несколькими языками - арабским и персидским.
Легенда гласит:
«Хюррем султан была ничем не примечательной внешне и весьма склочной по натуре женщиной. Своей жестокостью и хитростью она прославилась на века. И, естественно, что единственным образом, коим она удерживала Султана более сорока лет подле себя – это использование заговоров и приворотов. Не зря ведь ее среди простого люда называли ведьмой».
Довод, что и говорить, убедительный: «народ просто так говорить не станет». Но для большинства народов в те времена любовь существовала только в романах и стихах, в реальной жизни ее практически не было. А уж гаремная любовь – это вообще из области фантастики: при таком выборе прекраснейших женщин сложно сохранять верность одной-единственной хотя бы год.
Сулейман хранил эту верность… сорок лет. Европейские наблюдатели свидетельствуют, что султан был влюблен в свою Хасеки на протяжении долгих лет совместной жизни. Отсюда злые языки обвиняли ее в ведовстве (и если в средневековой Европе и на Востоке существование такой легенды в те времена можно понять и объяснить, то в наше время вера в такие домыслы объясняется с трудом).
Когда послы, Навагерро и Тревизано писали свои отчеты в Венецию в 1553 и 1554 годах, указывая, что «она очень любима своим хозяином», Роксолане было уже порядка пятидесяти и она находилась рядом с Сулейманом долгое время. После ее смерти в апреле 1558 года Сулейман оставался безутешным долгое время. Она была самой большой любовью всей его жизни, его родной душой и законной женой.
Никогда прежде бывшая рабыня не была возведена в ранг законной супруги Султана.
Кроме того, брак Хасеки Хюррем и Султана стал практически моногамным, что было просто неслыханным в истории Османской империи. Тревизано писал в 1554 году, что однажды встретив Роксолану Сулейман «не просто хочет иметь ее в качестве законной жены, всегда держать рядом с собой и видеть ее в роли правительницы в гареме, но и так же он не желает знать каких-либо иных женщин: он совершил то, чего не было сделано ни одним из его предшественников, ведь турки привыкли принимать у себя по несколько женщин, чтобы иметь как можно больше детей и удовлетворять свои плотские утехи».
Ради любви к этой женщине Сулейман нарушил целый ряд традиций и запретов. В частности, именно после женитьбы на Хюррем Султан распустил гарем, оставив при дворе лишь обслуживающий персонал.
Так же реально существующую любовь между султаном и его Хасеки подтверждают любовные письма, посылаемые ими друг другу и сохранившиеся до наших времен. Вот только одно из многочисленных прощальных посвящений Сулеймана своей жене после ее смерти:
«Небеса покрываются черными тучами, ибо нет покоя мне, нет воздуха, думы и надежды. Моя любовь, трепет чувства этого, сильного, так сжимает мое сердце, губит мою плоть. Жить, во что верить, моя любовь…как встречать новый день. Я убит, убит разум мой, сердце перестало верить, нет больше в нем твоего тепла, нет больше на теле моем твоих рук, твоего света. Я повергнут, я стерт с этого мира, стерт душевной печалью по тебе, моя любовь. Силы, нет больше той силы, что ты предавала мне, есть лишь вера, вера чувства твоего, не во плоти, а в сердце моем, я плачу, плачу о тебе моя любовь, нет океана больше, чем океан моих слез о тебе, Хюррем…»
Но любовь – это одно, а законы престолонаследия – совсем другое. Уже после появления Роксаланы в гареме, в 1521 году скончались двое из трёх сыновей Сулеймана – девятилетний Махмуд (от первой жены Фюлане) и трехлетний Мурат (от третьей жены Гюльфем). Единственным наследником остался сын второй жены, Махидевран, шестилетний Мустафа, что в условиях высокой смертности представляло угрозу для династии.
В связи с этим способность Хюррем родить наследника давала ей необходимую поддержку во дворе, в первую очередь, со стороны матери султана, Великой Валиде Хафсы Султан. Вопреки расхожим версиям, отношения между свекровью и новой невесткой были превосходными: валиде-султан заботилась, прежде всего, о продолжении династии, а золотоволосая любимица султана оказалась удивительно плодовитой.
В 1521 году Хюррем родила мальчика, получившего имя Мехмед. В следующем году родилась девочка Михримах,  единственная дочь Сулеймана, после родился Абдаллах, проживший всего три года, в 1524 году родился Селим, а в следующем — Баязид. Последнего, Джихангира, Хюррем родила в 1531 году.
Пока Хюррем рожала детей, Сулейман вел многие победоносные войны, по примеру предков расширяя пределы Османской империи - он захватил половину Венгрии, значительную часть Грузинского царства, оккупировал всю Месопотамию, взял Йемен, Триполи и Алжир. В Европе его уже называли Великолепным и вполне обоснованно боялись ужасающего турецкого нашествия, подобного нашествию Батыя или Чингиза.
Хюррем постоянно писала «султану своей души» письма, посвящала ему стихи и даже писала книги. Это было невиданно по тем временам, и вместо уважения вызывало страх. Ее ученость плюс то, что султан проводил все свои ночи с ней, создали Хюррем устойчивую славу ведьмы. О Роксолане говорили, что она заколдовала султана с помощью нечистой силы.
И в самом деле он был околдован: до появления в его жизни золотоволосой славянки он и представить себе не мог, что женщина может быть прекраснейшим собеседником, таким же знатоком поэзии, каким был сам Сулейман, и умным дипломатом. Так что если раньше подобные беседы происходили только с Ибрагимом-пашой, то вскоре великий визирь обнаружил, что он уже не единственный близкий друг султана. И возненавидел собственный подарок повелителю: кто же мог предположить, что какая-то наложница вытеснит его из души повелителя!
Постоянные интриги при дворе Сулеймана развили в Роксолане способности психолога. Она изучала людей, их поведение и, как результат, всегда знала, кому что нужно сказать и как действовать. Так что вскоре султан обнаружил, что именно Хюррем с ее острым умом способна дать лучший совет в государственных делах. Будущая султанша Османской империи ежеминутно была настороже, потому что там, где ей выпала доля жить, действовал только одни закон: или уничтожают тебя, или уничтожаешь ты. Один Ибрагим-паша, постоянно поджидавший малейшей оплошности Хюррем, был смертельно опасен.
Но ход событий благоприятствовал Роксолане. В 1534 году умерла валиде-султан Хафса Хатун. Ещё до этого, в 1533 году, вместе с сыном Мустафой, который достиг совершеннолетия, в Манису отправилась давняя соперница Хюррем — Махидевран. В марте 1536 года великий визирь Ибрагим-паша, ранее опиравшийся на поддержу Хафсы, был казнен, а его имущество конфисковано. Смерть валиде и великого визиря открыли Хюррем дорогу к власти.
К числу легенд, связанных с Роксоланой, относится убеждение, что Хюррем Султан, будучи первой в истории Хасеки, так же стала первой законной супругой, сочетавшейся узами брака в соответствии с исламскими традициями за все время существования Османской Империи. Следует отметить, что это убеждение необоснованно, поскольку исторически зафиксировано, что в ранний период существования Османской Империи (XIV в.) султаны имели законных жен, сочетавшихся с ними никяхом.
Так, к числу таковых относится жена Мурада I Гюльчичек (Мара, Мария), сестра болгарского правителя, а так же жена Баязида I Молниеносного Деспина (Оливера) дочь сербского правителя. Наконец, отец Сулеймана был женат официальным браком на его матери – Хафсе-Султан.
Но брак между Хюррем и Сулейманом был первым законным браком, заключенным между бывшей рабыней султанского гарема и султаном. Также Хюррем стала первой наложницей в истории османской династии, получившей свободу еще при жизни своего мужа, что также способствовало укреплению её статуса и авторитета среди других наложниц султанского гарема.
Свадьба Сулеймана и Хюррем состоялась в 1535 году. В истории османов это был невиданный случай – султан официально женился на женщине из гарема. Роксолана стала для него воплощением всего, что он любил в женщинах: она ценила искусство и разбиралась в политике, была полиглотом и прекрасной танцовщицей, умела любить и принимать любовь. Ничто их так не радовало, как возможность побыть наедине.
Вот что писал один иноземец (британский дипломат, служивший в Стамбуле) о свадьбе Сулеймана с Хюррем:
 «На этой неделе в Стамбуле произошло невиданное доселе событие: султан Сулейман объявил султаншей свою украинскую наложницу Роксолану, ввиду чего в Стамбуле состоялось большое празднество.
Нельзя передать словами пышность свадебной церемонии, состоявшейся во дворце. Было устроено общее шествие. Ночью же все улицы были иллюминированы. Повсюду были устроены увеселения, на которых играли музыканты. Дома были разукрашены. Народ пребывал в восторге. На площади Султанахмет была сооружена большая трибуна, перед которой состоялось состязание.
На празднество пришли Роксолана и другие наложницы. Участвовали в состязании мусульманские и христианские рыцари. Затем состоялось представление с участием канатоходцев, фокусников, диких зверей, среди которых были и высоченные жирафы. По поводу свадьбы в Стамбуле ходили разные слухи. Однaко никто не знал в точности того, что произошло».
Сулейман и Хуррем могли часами говорить о любви, политике, искусстве… Они часто общались стихами. Роксолана, как настоящая женщина, знала, когда надо промолчать, когда взгрустнуть, а когда засмеяться. Неудивительно, что во время ее правления унылый гарем превратился в центр красоты и просвещения, а саму ее стали признавать правители других государств. Султанша появлялась на людях с открытым лицом, но, несмотря на это, пользовалась уважением видных деятелей ислама, как образцовая правоверная мусульманка.
Дворцовая гвардия боготворила «смешливую госпожу», которую никогда не видели без очаровательной улыбки на лице. Роксолана платила тем же. Она построила для янычар казармы-дворцы, увеличила жалованье и наделила новыми привилегиями.
Военные походы требовали огромных расходов. Хюррем распорядилась открыть в европейском квартале и в портовых районах Стамбула винные лавки, после чего в сокровищницу османских правителей потекла звонкая монета. Этого показалось мало, и Роксолана велела углубить бухту Золотой Рог и реконструировать причалы в Галате, куда в скором времени стали подходить не только легкие или средние, но и крупнотоннажные суда с товарами со всего мира. Торговые ряды столицы росли, как грибы после дождя.
Полнилась и казна. Теперь у Хюррем-султан хватало денег и на то, чтобы возводить новые мечети, минареты, дома престарелых, лечебницы - много чего. Султан, вернувшийся из очередного победоносного похода (он не проиграл ни одной битвы!), не узнал даже дворец Топкапы, который перестраивался на средства, добытые предприимчивой и обожествляемой женой.
Султан Сулейман, проводивший большую часть времени в походах, информацию о ситуации во дворце получал исключительно от Хюррем. Сохранились письма, в которых отражается большая любовь и тоска султана по Хюррем, которая была его главным политическим советником. Роксолана лично переписывалась с правителями Польши, Венеции, Персии, а также покровительствовала деятелям искусства. По её инициативе в Стамбуле было построено несколько мечетей, баня и медресе.
Сулейман воевал, расширяя границы Османской империи. А Роксолана писала ему нежные письма.
«Мой султан, какая безграничная и жгучая боль расставания. Спасай меня, несчастную, и не задерживай своих прекрасных писем. Пусть душа моя получить хоть каплю радости от твоих посланий. Когда нам их читают, твой слуга и сын Мехмед и твоя рабыня и дочка Мигрима плачут, тоскуя за тобой. Их слезы сводят меня с ума».
«Моя дорогая богиня, моя удивительная красота, - отвечал он, - госпожа моего сердца, мой самый яркий месяцу, моих желаний глубинных спутница, моя единственная, ты мне милее всех красавиц мира!»
Из всех сыновей Сулеймана I Великолепного отца-султана пережил только Селим. Остальные погибли ранее в ходе борьбы за трон (кроме Мехмеда, который умер в 1543 году от оспы). В том числе и Мустафа — сын от третьей жены — Махидевран. Существует версия, что именно Хюррем, плетя интриги против Мустафы, спровоцировала его смерть: настроила отца против сына, чтобы престол достался её сыну. По приказу Сулеймана I Мустафу задушили. Легенда добавляет, что Джихангир умер от тоски по своему брату.
Баязид, после неудачной попытки убить Селима вместе с 12 тысячами своих людей прятался в Персии, стал считаться предателем в Османской империи, которая на тот момент находилась в состоянии войны с Персией. Позже султан Сулейман I заключил с Персией мир и договорился, что за 4 000 золотых монет соратников Баязида убьют, а его самого вместе с пятью сыновьями (младшему из которых было 3 года), отдадут посланникам султана. Смертный приговор, который вынес Сулейман своему сыну Баязиду, был исполнен в сентябре 1561 года. Роксоланы уже не было в живых, так что можно предположить, что и казнь наследника Мустафы произошла без ее участия – Султан сам принимал такие жестокие решения.
Профессор истории, автор работы о султанском гареме Лесли Пирс отмечает, что до Хюррем фаворитки султанов играли две роли — роль собственно фаворитки и роль матери наследника престола, и что эти роли никогда не совмещались. Родив сына, женщина переставала быть фавориткой, отправляясь вместе с ребёнком в отдаленную провинцию, где наследник должен был воспитываться до того времени, как займёт место отца.
Хюррем же была первой женщиной, сумевшей одновременно играть обе роли, что вызывало огромное раздражение консервативно настроенного двора. Когда её сыновья достигли совершеннолетия, она не отправилась вслед за ними, а осталась в столице, лишь изредка навещая их. Именно этим во многом можно объяснить негативный образ, который сформировался вокруг Хюррем. Кроме того, она нарушила ещё один принцип османского двора, заключавшийся в том, что одна фаворитка султана должна была иметь не более одного сына.
Не в силах объяснить, как Хюррем смогла достичь столь высокого положения, современники приписывали ей то, что она попросту околдовала Сулеймана. Этот образ коварной и властолюбивой женщины был перенесён и в западную историографию, хотя и подвергся некоторой трансформации. Тем не менее, вся Европа хотела знать подробности о женщине, которая на последнем приеме во дворце поднялась с султаном на трон в платье из золотой парчи с открытым лицом!
В отличие от всех предшественниц, а также от матерей шехзаде, имевших право возводить строения лишь в рамках провинции, в которой они проживали с сыновьями, Хюррем получила право строить религиозные и благотворительные здания в Стамбуле и в иных крупных городах Османской империи. Она создала благотворительный фонд своего имени. На пожертвования из этого фонда в Стамбуле был построен женский базар, позже также названный именем Хасеки, в число строений которого входили мечеть, медресе, имарет, начальная школа, больницы и фонтан. Это был первый комплекс, построенный в Стамбуле архитектором Синаном, а также третье по величине здание в столице.
К числу иных благотворительных проектов Роксаланы относятся комплексы в Адрианополе и Анкаре, вошедшие в основу проекта в Иерусалиме (названного позже имени Хасеки Султан), хосписы и столовые для паломников и бездомных, столовая в Мекке (при имарете Хасеки Хюррем), общественная столовая в Стамбуле, а также две большие общественные бани в Стамбуле.
Возлюбленная Сулеймана II умерла от простуды в 1558 году (по другим версиям в 1561 или 1563) и была погребена со всеми подобающими почестями. Сулейман I  скончался в 1566 году. Он успел достроить мечеть величественную Сулейманийе – один из наибольших архитектурных памятников Османской империи,- возле которой покоится прах Роксаланы в восьмигранной каменной усыпальнице, рядом с тоже восьмигранной гробницей султана. Больше четырёхсот лет стоит эта усыпальница. Внутри под высоким куполом Сулейман велел высечь алебастровые розеты и украсить каждую из них бесценным изумрудом, любимым самоцветом Роксоланы.
Когда умер Сулейман, его гробницу тоже украсили изумрудами, забыв, что его любимым камнем был рубин.
Усыпальница Роксоланы-Хюррем-Хасеки - национальная святыня Турции. За тысячелетнюю историю Османской империи такой чести удостоена единственная женщина - Роксолана.
Роксолана так и не увидела воплощение своей мечты - она скончалась ранее, нежели взошел на трон ее любимый сын Селим. Он царствовал восемь лет. И вопреки Корану любил «принять на грудь», поэтому и остался в истории под именем Селим-Пьяница. Академик Крымский охарактеризовал его как «выродка-алкоголика и жестокого деспота». Правление Селима не пошло на пользу Турции. Именно с него начинается упадок империи Османов.
В оправдание некоторым действительно жестоким поступкам Хюррем можно сказать только то, что она поступала в соответствии с господствовавшими вокруг нее нравами. Кроткая голубица вряд ли уцелела бы среди гаремных интриг, где неугодную жену или наложницу живьем сажали в кожаный мешок, кидали туда же разъяренную кошку и ядовитую змею, завязывали мешок и по специальному каменному желобу спускали его с привязанным камнем в воды Босфора. Провинившиеся считали за счастье, если их просто быстро удавят шелковым шнурком.
Возможно, с точки зрения нашей эпохи ее действия выглядят неприемлемыми, но в эпоху Роксоланы это был единственный способ выживания и самосохранения. Например, братоубийство – это способ предотвращения междоусобиц, которые могли привести к расколу государства.
Роксолана родила Султану пятерых детей - четверых сыновей и одну дочь:
Мехмед (1521 - 1543)
Старший сын Хюррем Мехмет был любимчиком Сулеймана. Именно Мехмета Сулейман готовил к престолу. В 21 год умер от сильной простуды или оспы. Смерть любимого сына повергла Сулеймана в безутешное горе. Он три дня просидел у тела Мехмеда и лишь на четвертый день очнулся от забытья и позволил похоронить усопшего. В честь покойного сына по приказу султана была воздвигнута огромная мечеть Шехзаде Джами. Горе же Хюррем было столь велико, что несколько месяцев врачи опасались за ее жизни. Утешала ее только мысль о том, что теперь дорога к трону для ее любимого сына Селима стала короче без вмешательства людей и лишь по воле Аллаха.
Михримах (1522 - 1578)
Михримах Султан была не только единственной дочерью султана Сулеймана и его жены «смеющейся» славянки Хюррем Султан, но и одной из немногих османский принцесс, сыгравших важную роль в управлении Империей. Как и ее небезызвестная мать, Михримах вела переписку с польским королем Зигмундом II. После того, как в 1558 году умирает Хюррем Султан, Михримах продолжает консультировать отца по поводу ведения государственных дел. А в 1568 году, когда Великим Султаном стал ее брат Селим, Михримах выступала при его дворе авторитетным экспертом государственной политики и даже выполняла функции матери султана, такие например как управление всем гаремом.
Селим (28 мая 1524 - 12 декабря 1574)
Одиннадцатый султан Османской империи, правил в 1566-1574гг.
Селим обрел престол во многом благодаря своей матери Роксаланы. Во время правления Селима ІІ (государственными делами руководил великий визирь Мехмед Соколлу) Султан никогда не появлялся в военных лагерях, не участвовал в походах, но проводил время в гареме, где предавался всяким порокам. Янычары его не любили и за глаза называли «пьяницей». Тем не менее завоевательные походы турок в царствование Селима продолжались довольно успешно, благодаря умелым военачальникам.
Шехзаде Баязид (1525 - 28 ноября 1562)
Баязид был несоизмеримо более достойным преемником чем Селим. Более того, Баязид был фаворитом янычар, которым он напоминал своего отца и от которого унаследовал лучшие качества его натуры.
Но уже через несколько лет между Селимом и Баязидом началась гражданская война, в которой каждого поддерживали его собственные местные вооруженные силы. Баязид, после неудачной попытки убить Селима, вместе с 12 тысячами своих людей прятался в Персии, стал считаться предателем в Османской империи, которая на тот момент находилась в состоянии войны с Персией. Селим с помощью войск своего отца в 1559 году нанес Баязиду поражение под Коньей, заставив его с четырьмя сыновьями искать убежища при дворе шаха Ирана. Но в обмен на большую сумму золота шах передал Баязида официальному палачу из Стамбула. Баязида удушили вместе с его детьми.
Джахангир (1532 - 1553)
Последний сын Сулеймана и Хюррем. Родился больным ребенком. У него был горб и другие проблемы со здоровьем. Чтобы заглушить постоянную боль Джахангир пристрастился к наркотикам, от чрезмерного употребления которых и скончался.
«Султанат Хюррем» породил множество легенд. Одна из них гласит:
«Хюррем Султан приняла решение умертвить двух своих сыновей. Более того, она убедила в необходимости такого шага мужа-султана. Кроме сыновей Роксоланы, дети султана, рожденные другими женами и наложницами, были убиты. Хюррем повелела отыскать в гареме и по всей стране других сыновей Сулеймана, которых родили жены и наложницы, и всех их лишить жизни! Как оказалось, сыновей у султана нашлось около сорока человек — всех их, кого тайно, кого явно, убили по приказу Роксоланы».
Восток, как известно, дело тонкое. Это в цивилизованной Европе короли, принцы и владетельные герцоги могли иметь сколько угодно внебрачных связей и самостоятельно решать, признавать детей от этих связей или так обойдутся. В Османской империи все рождения и смерти подлежали четкому учету и контролю, уж тем более, когда это касалось правящей династии. В гаремных книгах и в иных документах фиксировалось все – начиная с того сколько муки ушло на изготовление десерта для шехзаде и заканчивая основными тратами на их содержание.
Каждый визит любой наложницы в покои султана тоже фиксировался, записывалось, сколько времени она провела у повелителя и какие подарки получила. Если ночь любви приводила к зачатию – будущую мать вообще помещали «под стеклянный колпак», отслеживая каждый ее шаг вплоть до момента родов. Да и после них с матери принца или принцессы глаз не спускали.
Более того, все потомки правящей династии обязательно жили при дворе, на случай, если именно ему придется наследовать трон, ведь не стоило забывать о высокой детской смертности, имеющей место быть в те времена. Так же поскольку Османская династия и её возможные наследники находились в зоне пристального внимания не только мусульманского Востока, но и христианской Европы, то европейских королей их послы извещали о рождении ребёнка у того или иного шаха, по случаю чего полагалось отправить поздравление и подарок. Эти письма сохранились в архивах, благодаря чему можно восстановить количество наследников у того же Сулеймана. Поэтому каждый потомок, а уж тем более шехзаде, был известен, имя каждого сохранилось в истории.
Итак, у Сулеймана было семь сыновей шехзаде, что зафиксировано в родословном древе Османского рода. Четверо скончались естественной смертью, двое были задушены по приказы Сулеймана. Сорок неизвестных сыновей, найденных Хюррем – это уже сказка из разряда «Тысячи и одной ночи».
Вторая, столь же «правдивая» легенда гласит:
«Хюррем, конечно, имела влияние на султана, однако не настолько, чтобы избавить земляков от страданий. За время своего правления Сулейман более 30 раз предпринимал походы на Украину».
Полное, абсолютно бездоказательное вранье. За время своего долгого, почти полувекового владычества (1520-1566) Сулейман Великолепный ни разу не направил своих завоевателей на Украину. Именно в то время возникли построения засек, замков, крепостей Запорожской Сечи, организационная и политическая деятельность князя Дмитрия Вишневецкого.
В письмах Сулеймана к польскому королю Артыкулъ Августа II есть не только угрозы наказать «Деметраша» (князя Вишневецкого), но и требование спокойной жизни для жителей Украины. При этом во многом именно Роксолана способствовала установлению дружеских отношений с Польшей, в подчинении которой в то время были земли Западной Украины, родные земли Султанши.
Кстати, Сулейман прекрасно знал украинский язык (на котором, между прочим, говорили многие его собственные гвардейцы - янычары), любил иногда слушать слепых кобзарей. Блуждая по улицам турецкой столицы, они распевали протяжные песни о подвигах славных турецких хлопцев, всё тех же янычар, храбро рубивших на полях сражений запорожских казаков и привозивших домой богатую военную добычу…
И вообще среди высшей турецкой аристократии было немало лиц славянской национальности, особенно украинцев и поляков. Упоминавшийся уже выше Михалон Литвин, посол Великого княжества литовского в Крымском ханстве писал об этом следующее:
«Все министры этих тиранов, евнухи, секретари и знающие люди и их особое войско – янычары, которые с детских лет обучаются военным знаниям и дисциплине, те, которые выбирают военачальников и баронов,- все они родом из нашей крови».
Так что Роксолана не была «одним воином в поле», она просто умело и активно пользовалась возможностями придворной славянской «партии», манипулируя при этом визирями, пашами и беями, как фигурами на шахматной доске.
Другое дело, что второй такой женщины в истории Османской империи не нашлось.

Портрет Роксоланы кисти Тициана.