Сказание о Тамерлане сценарий

Александр Аркадьевич Грачев
СКАЗАНИЕ О ТАМЕРЛАНЕ



Сценарий короткометражного фильма












ЭКСТ. УЛИЦА ГОРОДА - НОЧЬ

На фоне горящих домов мелькают тени людей, всадников, слышен лязг мечей, людские крики и стоны, ржание и топот коней.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ
В 1395 году Тамерлан с войском вторгся в пределы Русской земли, направляя свой путь на Москву.

ИНТ. КОМНАТА СТАРИННОГО КАМЕННОГО ДОМА - ДЕНЬ

Узкая комната с одним окном. Сводчатый каменный потолок, каменные стены, вдоль которых – грубо сколоченные полки с книгами. В углу у входа - мечи, щиты, лук, колчан со стрелами, воинские доспехи.

ТИТР:

Москва, 1395 год

Посередине комнаты – стол. В комнате – три молодых человека. Двое сидят за столом: ПЕРВЫЙ что-то пишет, ВТОРОЙ читает книгу. ТРЕТИЙ стоит возле полок. Одеты они соответственно тому, как одевалась "золотая молодежь" конца 14 века; в общем, богато и одинаково, с небольшой разницей в деталях.

Слышен колокольный звон.

ПЕРВЫЙ отвлекается от своего занятия.

ПЕРВЫЙ
Так шумен звон колоколов московских! К чему он в неурочный час? Ужели войско грозного Тимура под стенами Кремля расположилось?
Мы знаем только, что Хромец Железный Елец пожег и выступил к Москве и что великий князь Василий Дмитрич ему отпор готовит, с малым войском в Коломне ожидая Тамерлана.

ВТОРОЙ
(ПЕРВОМУ)
Вот ты, считающий себя поэтом и написавший сотни две стихов, прекрасных, впрочем, языком и формой, что скажешь ты, когда венки сонетов сгорят в пожарищах Москвы, и станут пеплом буквы? Быть может, закопаем в землю стихи в саду под яблоней в ларце?

ПЕРВЫЙ
(ВТОРОМУ)
Да и твои стихи не менее прекрасны! Я помню многие и вслух читаю, когда хожу по улицам Москвы.

ПЕРВЫЙ встает из-за стола, проходит за книжные полки.

ПЕРВЫЙ (ВПЗ, ПР.)
Ларец в саду зароем со стихами. Потомки благодарны будут нам.

ПЕРВЫЙ выходит из-за полок. В его руках – ларец. Подходит к столу. Ставит ларец на стол, открывает его, берет со стола исписанные "в столбик" листы бумаги и кладет в ларец. Смотрит на ВТОРОГО и протягивает к нему руку.

ВТОРОЙ достает из-за пазухи листы бумаги со стихами и отдает ПЕРВОМУ.

ПЕРВЫЙ берет рукопись, просматривает ее.

ПЕРВЫЙ
Лет через сто, окапывая яблоню, крестьянин найдет ларец и осторожно откроет, и в тени прохладной начнет читать твои рифмоиды и рифмы о несравненной Акулине, что любила тебя, но отдана была другому. И будет проливать крестьянин слезы, и созовет свое семейство, и промолвит: «В терцетах этих и катренах много правды, и много скорби пережил
 (кладет листы в ларец)
поэт!»

ПЕРВЫЙ смотрит на ТРЕТЬЕГО и протягивает к нему руку.

ИНТ. ЛЕСТНИЦА СТАРИННОГО КАМЕННОГО ДОМА – ДЕНЬ

ТЗ человека, поднимающегося в полутьме по ступенькам каменной лестницы. Слышен колокольный звон.

ИНТ. КОМНАТА СТАРИННОГО КАМЕННОГО ДОМА - ДЕНЬ

ТРЕТИЙ передает ПЕРВОМУ свою рукопись - исписанные "в столбик" листы бумаги.

ТРЕТИЙ
Поэзии благозвучия любил я не меньше вашего...

ПЕРВЫЙ берет рукопись и кладет в ларец.

ТРЕТИЙ идет к полкам с книгами.

ТРЕТИЙ (ПР.)
Но ныне, когда поэзия войны могучим ветром рвет флаги, в бой жестокий увлекая, - такие «благозвучия» слышны...

Открывается дверь, в комнату входит ЧЕТВЕРТЫЙ, кивает в знак приветствия, молодые люди кивают ему в ответ. ЧЕТВЕРТЫЙ одного с ними возраста и сословия; он, видя, что молодые люди беседуют о чем-то важном и увлечены, останавливается в дверях: его настроение отличается от настроения остальных.

ТРЕТИЙ
Что кажется: финал не за горами.

ЧЕТВЕРТЫЙ
Финал не за горами, и об этом послушайте рассказ.

ЧЕТВЕРТЫЙ проходит к столу, садится на лавку. ПЕРВЫЙ и ТРЕТИЙ следуют его примеру.

ЧЕТВЕРТЫЙ
С тех пор, как из Владимира икону Владычицы Земли и Неба Марии Девы Пресвятой в Москву перенесли; с тех пор, как на Кучкове поле митрополит наш Киприан-болгарин икону встретил и в Соборном храме Успенья Богородицы поставил...

ВСТАВКА -

В Соборном храме Успения Богородицы идет служба. На аналое лежит Владимирская икона Девы Марии. Прихожане стоят на коленях, среди них - наши четверо молодых людей.

ЧЕТВЕРТЫЙ (ЗК, ПР.)
С тех пор, как люд московский на коленях взывал к Ней со слезами: «Матерь Божья! Спаси от Тамерлана землю Русскую!» -
с тех пор прошла неделя, и известье я получил от верного гонца.

КОНЕЦ ВСТАВКИ

ИНТ. КОМНАТА СТАРИННОГО КАМЕННОГО ДОМА – ДЕНЬ

Молодые люди сидят за столом.

ЧЕТВЕРТЫЙ (ПР.)
Премноготысячное войско Тамерлана после Ельца остановилось, и вперед Темир-Аксак послал отряд в разведку. Когда деревню на пути к Москве увидели дозорные отряда, померкло небо вдруг от стаи воронья. Она, вираж свершив, крича при этом мерзко, разогналась до скорости стрелы, с небес рванула вниз и нанесла отряду внезапный и значительный ущерб. Но тут же поднялась на высоту и, разогнавшись, снова тучей стрел живых обрушилась на воинов Тимура. Маневр хитрейший этот повторялся воронами с усердием упорным, пока не стихли стоны и движенья внизу, среди заклеванных людей.

ВСТАВКА -

ЭКСТ. ЛЕС - ДЕНЬ

На лесной тропе лежат в разных позах мертвые тела воинов Тимура.

ЧЕТВЕРТЫЙ (ЗК, ПР.)
То был не бой, то было избиенье! Как защитишься? чем? от нападенья свыше?

По телу одного мертвеца важно идет ворона, останавливается, смотрит на кого-то за кадром.

ЧЕТВЕРТЫЙ (ЗК, ПР.)
Казалось бы, в сравнении с орлом ворона - просто погань, а не птица...

ТЗ вороны: другая ворона, сидя на голове мертвеца, погружает клюв глубоко в глазницу, достает что-то окровавленное и глотает.

ЧЕТВЕРТЫЙ (ЗК, ПР.)
Но, нрав имея подлый и жестокий, умело пользуется крыльями и клювом!

КОНЕЦ ВСТАВКИ

ИНТ. КОМНАТА СТАРИННОГО КАМЕННОГО ДОМА – ДЕНЬ

Молодые люди сидят за столом.

ЧЕТВЕРТЫЙ (ПР.)
На каждого бойца отряда пришлось не меньше ста крылатых тварей. Они толкались в небе, торопясь обкаркать, клюнуть метко и нагадить! Когда сбить птицам удавалось шлем, то сразу в голову вонзались клювы, и эта смерть была из самых легких! Другие же лишались постепенно сначала зрения и слуха, затем подвижности, сознанья, жизни. Укушенные в хвост и в гриву кони от боли, страха сбрасывали седоков и под прикрытие деревьев, в лес, неслись, топча людей.

ЧЕТВЕРТЫЙ встает из-за стола, проходит к окну, говорит, глядя в окно.

ЧЕТВЕРТЫЙ
Один лишь спасся. Он мертвым притворился, и злых птиц он обманул, и он Тимуру, вернувшись в лагерь, рассказал, как было дело.
(поворачивается, идет к столу)
И втрое больший полк послал Тимур пожечь деревню и пленить живущих.
Но что произошло с отрядом?

ВСТАВКА -

ЭКСТ. ЛЕС - ДЕНЬ

Пустая лесная тропа, густой туман, причудливые очертания деревьев.

ЧЕТВЕРТЫЙ (ЗК, ПР.)
Они петляли и плутали, вдруг…

ТЗ ВОИНА, едущего в середине колонны: в спину едущего впереди вонзается стрела.

ЧЕТВЕРТЫЙ (ЗК, ПР.)
Их арьергард увидел позади себя врага. Стрелять из луков стал - поверг врагов немало!

Всадники разворачивают коней и под градом стрел, летящих из тумана, стреляют из луков в ответ.

ЧЕТВЕРТЫЙ (ЗК, ПР.)
Когда же поняли они, что шли по кругу, что арьергард вступил в сраженье с авангардом, тогда, объяты велим ужасом, вернулись...

С высоты птичьего полета видна тропа-просека в лесном массиве, представляющая собой ровное кольцо.

ЧЕТВЕРТЫЙ (ЗК, ПР.)
Сказать, что не нашли деревни, Тамерлану.

КОНЕЦ ВСТАВКИ

ИНТ. КОМНАТА СТАРИННОГО КАМЕННОГО ДОМА – ДЕНЬ

ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ сидят за столом, ЧЕТВЕРТЫЙ стоит напротив.

ЧЕТВЕРТЫЙ
И Тамерлан созвал жрецов и чародеев, ему в злодействах помогавших, и сказал им: «Я - мира властелин, цари земные телохранителями служат мне покорно. Мои непобедимые войска мечтают о сокровищах Москвы. В поход я взял вас, чтобы чародейством вы наводили страх и трепет на врагов. Хочу, чтоб завтра путь к Москве мне был открыт».
 
ВСТАВКА -

ЭКСТ. СТЕПЬ - ДЕНЬ

Нижнюю треть экрана занимает степь, две трети - небо. Сильный ветер гуляет по степи, то и дело меняя направление. Степная трава – черного цвета, небо – серо-голубое, солнца не видно. Некий невидимый ДУХ смотрит с двухметровой высоты на этот немного странный пейзаж.

ЧЕТВЕРТЫЙ (ЗК, ПР.)
Взялись за дело крепко чародеи! Апостол Павел запретил именовать нам некоторые вещи, потому я опускаю перечень предлинный всей нечести, что собралась с земель и дальних, и заморских, из преисподней и пространств воздушных, подводных и других планет.

Степь начинает раскачиваться: поднимается левый край степи, правый опускается, затем правый начинает подниматься, доходит до некоего предела и начинает опускаться. И так далее. 

ЧЕТВЕРТЫЙ (ЗК, ПР.)
Они как будто обрастали плотью от принесенных в жертву им людей. Они летали, ползали, смердели, шипели, квакали и хрюкали, и выли… Рога, клыки, копыта, жала, морды… Отрезанные головы вещали. Сушеный филин ухал и моргал. Спал в становище лишь Темир-Аксак, железные имея нервы.

ТЗ Духа: постепенно поднимает взгляд от степи к небу. На экране остается только небо, затем снова появляется степь, но она уже вверху, как если бы человек смотрел на мир, стоя на голове. Серо-голубое небо внизу, черная степь вверху.

ЧЕТВЕРТЫЙ (ЗК, ПР.)
Часа в три ночи нечисть смолкла и исчезла. Но длилась тишина недолго: вопя, взывая: «Пощади, Царица!», к реке бежали дружно колдуны.

Мелькание света-тени, словно падение с дерева, и вот: река, 13 КОЛДУНОВ стоят по шею в воде, видны только головы. Каждая голова свидетельствует о сугубой индивидуальности ее носителя, харизматичность лиц предельна, погранична, близка к безумию.
 
ЧЕТВЕРТЫЙ (ЗК, ПР.)
Влетев по шею в воду, так стояли, иной раз погружаясь с головой...

Слышен свист невидимой плети, и колдуны погружаются в воду с головой.
 
Выныривают. Отфыркиваются.

КОНЕЦ ВСТАВКИ

ИНТ. КОМНАТА СТАРИННОГО КАМЕННОГО ДОМА – ДЕНЬ

ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ сидят за столом, ЧЕТВЕРТЫЙ стоит напротив.

ЧЕТВЕРТЫЙ (ПР.)
До самого утра, когда пришел Тимур. Здоровья пожелав, спросил причину купания столь длительного он. Смолчали чародеи. Затем сказал один: «Владыко, во сне Царицу видел ты земли Московской. Святые, Ангелы, Архангелы с мечами неслись с горы тебе навстречу. Их Царица - Мария Пресвятая Дева - надежная защита христиан, Стена необоримая и Сила». Ответил Тамерлан: «Не зря учился ты по отреченным книгам: я видел этот сон и видел их Царицу. Но вижу я и плод ночных камланий. И посему нам их не одолеть. Вернемся в Самарканд. Через Азов и Грузию. Аминь». Вскричали колдуны: «Вот – отпустила!» И выбрались на берег из реки.

Неожиданно с полки на пол падает книга.

ВСТАВКА -

ИНТ. СВЕТСКИЙ САЛОН ВРЕМЕН ЕКАТЕРИНЫ II - ДЕНЬ

ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ, ЧЕТВЕРТЫЙ и четыре ДЕВУШКИ сидят за красиво сервированным столом, пьют чай. Судя по одежде - это дети дворян, 18 век. ПРИДВОРНЫЙ стоит чуть в стороне. Примечательной особенностью во внешнем виде того времени было ношение париков. Поголовное.

ПЕРВЫЙ
Гомер, Овидий, Данте Алигьери, не прерывая, слушали б тебя! Но где ты видел, чтобы волк голодный, овцу обнюхав, в лес ушел ни с чем? Какие песни бы не блеяла овца, волк, умилившись, схватит ее в зубы и в логово свое снесет добычу. Причиною ухода Тамерлана мог быть,
(задумывается)
к примеру,
(улыбается)
прыщик!

ПЕРВЫЙ поднимает над столом правую руку, как бы держа большим и указательным пальцами прыщик Тамерлана, рассматривает "прыщик", демонстрирует всем, девушки смущаются, одна не выдерживает и прыскает со смеха.

ПЕРВЫЙ (ПР.)
Вскочивший вдруг на теле Железного Хромца! И он, не мешкая, на юг отправился лечиться!

ТРЕТИЙ
Я тоже толерантен. И мнения друзей не осуждаю. Воспитаны мы в духе плюрализма. Но верю я не в прыщик Тамерлана, а в то, что Пресвятая Дева вняла молитвам. Причина здесь в слезинке детской. Так, к Богородице с надеждою взывая, и нам свободу вымолил безгрешный. Вот, слушайте,
(встает, выходит из-за стола)
сложилась песня,
(идет к клавесину)
метафора, развернутая ввысь!
(играет и поет)
Из овражьей жижи болотной расползалось стадо змеиное по холмам дубравным вольготным, по просторным светлым равнинам. У горы до неба, в подножье, собралось змеиное стадо. «Заберемся в Царство мы Божье!» И полезли на гору гады.

ПЕРВЫЙ
(ударяет ладонью по столу)
Довольно! Мы песню далее не можем слушать! Она нас возмутила. Говоришь, что сочинил метафору, но можно ль сравнить волшебный Самарканд с овражьей жижей?! А Царство Божие сравнить с Москвой!

ПЕРВЫЙ снимает парик и трясет им в воздухе. Он очень возбужден.

ПЕРВЫЙ (ПР.)
Ведь это не метафора, мой друг, и даже не гипербола. В поэзии есть грань восторгам, за которой мудрость из сладких звуков переходит в детский лепет!

КОНЕЦ ВСТАВКИ

ИНТ. КОМНАТА СТАРИННОГО КАМЕННОГО ДОМА – ДЕНЬ

ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ, ЧЕТВЕРТЫЙ стоят возле черной лужи, в которую постепенно превращается упавшая с полки книга, как бы расплавляясь. Молодые люди смотрят на нее и друг на друга.

ВТОРОЙ
Мы знаем из преданий старины, Акафистов, Канонов, Песен, что Пресвятая Дева много раз от гибели спасала Византию.

Лужа начинает растекаться в разные стороны тоненькими струйками.

ВТОРОЙ (ПР.)
Но, вчитываясь в летописи наши, тот, кто привык все подвергать проверке, не посмеется ли над тем, что мы случайности и совпаденья...

Струйки превращаются в тоненьких шустрых вертлявых змеек.

ВТОРОЙ (ПР.)
Относим к проявленью Горних Сил?

Змейки, расползаясь, постепенно теряют очертания, становясь невидимыми.

ЧЕТВЕРТЫЙ
Колокола еще не перестали звонить.
(идя к выходу)
Пойдем, братия, поспешим: Богородицу прилежно песньми почтим, ко святей иконе Ея притецем!

Молодые люди выходят из комнаты.

Пустая комната. Звон колоколов.

КОНЕЦ