Патриарх Кирилл. О заповедях Блаженств

Борис Пинаев
“Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах...” (Мф. 5. 3–12).
(...)

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное

 Может ли почитаться добродетелью такое качество,
как нищета духовная?
Подобное предположение очевидно противоречит
не только опыту повседневной жизни,
но и тем идеалам, что прививаются нам современной культурой.
 Однако для начала будем иметь в виду,
что не всякий дух соделывает человека духовным,
а тем более счастливым.

Ранее мы говорили об искушениях Иисуса Христа в пустыне.
А ведь там не кто иной, как дух диавольский
предлагал Господу великие соблазны, которые, однако,
не имеют ничего общего с полнотой человеческой жизни.
Но что станется с человеком, в котором возобладает
этот дух диавольский?
Обретет ли он блаженство, будет ли счастлив?
Нет, ибо дух нечистый уведет его прочь от истины,
запутает и собьет с пути.
К счастью, к полноте жизни человека может привести
только Дух Божий, потому что Бог есть источник жизни.
Жизнь с Богом – это и есть полнота существования, человеческое счастье.

Значит, для того, чтобы человек был счастлив,
он должен принять в себя Духа Божия,
освободив для Его пребывания пространство своей души.
Ведь так и было на заре человеческой истории,
когда Бог был в центре жизни Адама и Евы,
еще не познавших греха. Грехом же стал их отказ от Бога.
Грех изгнал Бога из жизни людей,
а на принадлежавшем Ему центральном месте их духовной жизни
воцарилось их собственное “я”.

Произошла мутация жизненных ценностей,
перемена всех ориентиров.
Вместо того чтобы восходить к Богу,
служить Ему и пребывать в спасительном общении с Ним,
человек направил все свои силы
на удовлетворение потребностей собственного эгоизма.
Это состояние, когда человек живет ради себя
и центром своей внутренней вселенной имеет
собственное “я”, именуется гордыней.
А состояние, обратное гордыне,
когда человек потесняет свое “я” в сторону,
а в центр жизни поставляет Бога, именуется смирением,
или нищетой духовной.
В противоположность злату диавола,
обращающемуся в глиняные черепки,
нищета духовная оборачивается великим богатством,
ибо в этом случае на месте духа злобы, эгоизма и противления
в человеке поселяется и животворит Дух Божий.

Итак, что же такое нищета духовная?
“Я полагаю, — пишет святитель Григорий Нисский, —
что нищета духовная есть смирение”.
Что же в таком случае надо понимать под смирением?
Порой смирение ложно отождествляют со слабостью, убогостью, забитостью, никчемностью.
О, это далеко не так... Смирение порождается
великой внутренней силою,
и любой, кто сомневается в этом,
пусть попытается слегка подвинуть собственное “я”
на периферию своих забот и интересов.
А на главное место в своей жизни поставить Бога
или другого человека.
И тогда станет ясно, насколько трудно это делание
и какая недюжинная внутренняя сила потребна для него.

“Гордость, — по словам святого Иоанна Златоуста, —
есть начало греха. С нее начинается всякий грех
и в ней находит свою опору”.
Поэтому и сказано:
“Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” (1 Пет. 5. 5).
В Ветхом Завете мы находим удивительные слова:
“Жертва Богу дух сокрушен;
сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит” (Пс. 50. 19).

То есть Он не разрушит и не истребит личность человека,
который освобождает себя для того, чтобы принять Бога.
И тогда Дух Божий вселяется в такого человека,
как в сосуд избранный.
А сам человек обретает  способность пребывать в Богообщении,
а значит, вкушать полноту жизни и счастья.

Итак, нищета духовная и смирение – это не слабость,
а великая сила. Это победа человека над самим собой,
над демоном эгоизма и всесилием страстей.
Это способность открыть Богу свое сердце,
дабы Он воцарился в нем,
освящая и преображая Своею благодатью нашу жизнь.

+