Солон и премудрости афинской демократии

Просвещение
               


               
                Равенство не рождает войну.

                Солон.

   

          СОЛОН (638 – около 559 г. до н. э.) - выдающийся законодатель и знаменитый греческий мудрец-тираноборец. Древнегреческий город АФИНЫ и его политик СОЛОН неразрывны: период расцвета города  начинался в древности с его законодательства  как правителя, избранного жителями этого полиса в 594 году до н. э. демократическим путём из числа девяти архонтов (начальников). До конца своей жизни Солон обличал абсолютизм правления и призывал народ бороться с тиранией.  Он входил в число «семи мудрецов», пользовавшихся у народа особым почётом. Житейская мудрость их проявлялась в афоризмах (гномах). Одни гномы представляли собой нравственные самоограничения, другие заключали философский смысл, третьи являлись мировоззренческими изречениями. Любимый афоризм Солона звучал так: «Ничего сверх меры».



                а) с чего начинался город-государство Афины?

      
                АФИНЫ – город, названный в честь мудрой, знающей, всё умеющей и побеждающей богини. Здесь в древности соединились два слова - народ и власть (demos – kratos), явив форму государства, признающую права и свободы всех его граждан.

         Вначале у древних греков не было государства. Началось с того, что во II тысячелетии до н. э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова. Эти племена,  разделённые естественными  преградами горной страны,  были изначально обречены  на обособленность. В тесных пределах каждого из таких районов вырастут с течением времени столицы: Коринф, Мегары, Фивы, Спарта и другие. Будущим афинянам  или Ионийцам, как назывался союз четырех племен, досталась во время переселения малоплодородная область, омываемая морем, - Аттика. Земледелие здесь было ограничено сравнительно небольшим районом, зато имелись благоприятные условия для ремесла и морской торговли. Особо отметим, что в конце II тысячелетия греки, соединившись в единое войско и избрав себе одного вождя, осадили малоазиатский город Трою. О событиях этой известнейшей из войн повествуют поэмы гомеровского эпоса - "Илиада" и "Одиссея".

               Постепенно в древнегреческом доклассовом обществе, как его рисует Гомер, происходят сложные процессы разделения на простой народ и родовую знать. В руки последней попадают лучшие земли, большие стада и, наконец... власть. Племенем управляют народное собрание, совет старейшин, вождь - базилевс.  Старейшины во главе с  вождём  являлись  военными предводителями, а войско  состояло из числа мужчин народного собрания. Американский историк прошлого века Л.Г. Морган назвал  такой порядок ВОЕННОЙ ДЕМОКРАТИЕЙ.

              Одновременно, это был последний период первобытнообщинного строя, когда земледелие становится главной отраслью хозяйства, оттесняя скотоводство, а ремесло выделяется в самостоятельную отрасль. Обмен товарами принимает регулярный характер и появляются купцы. Повсеместно используются рабы из числа захваченных в плен. И, наконец, образуется семья с господством мужчины, чем окончательно подрывается древняя родовая организация. Сельская община, столь устойчивая на Востоке, не нашла здесь благоприятных условий и стала быстро разлагаться. Земельные наделы сделались частной собственностью отдельных фамилий.

             В УШ столетии до н. э. в. Аттике вырос (вокруг древней крепости) город, которому предстояло сделаться величайшим центром античной и мировой культуры. Основателем его стал по преданию царь ТЕСЕЙ. Решив объединить демы Аттики, он решил отречься от единоличной власти: служить военачальником и следить за исполнением законов. Тесею удалось уговорить граждан стать жителями одного демократического города-государства под названием Афины. Так объединились в один народ двенадцать самостоятельных общин, и в честь этого события царь устроил праздник с жертвоприношениями (Панафинеи). Афины стали  средоточием людей, принадлежащих к разным племенам, родам, фратриям: вместо простого соседства племён происходит их слияние в единый народ. На смену старому делению приходит новое. Постепенно формировались сословия: а) эвпатридов ("благородных") - знати;  б) геоморов - мелких земледельцев; в)демиургов - ремесленников.

              Замещение всех важных должностей стало привилегией эвпатридов. В результате этого совет старейшин превращается в чисто аристократическое собрание,  никем не выбираемое и ни перед кем не отчитывающееся. Его назвали АРЕОПАГ, так как оно заседало на холме бога войны Ареса.  Ареопаг законодательствовал, осуществлял высший суд, наблюдал за действиями должностных лиц. Высшими по значению должностными лицами были АРХОНТЫ - девять старейшин, объединённых в коллегию. Они избирались ареопагом сроком на год.

              Основная же масса была лишены таких возможностей. "Бедные, - пишет Аристотель, -находились в порабощении не только сами, но и их дети и жены. Назывались они... шестидольниками, потому что на таких условиях обрабатывали поля богачей (то есть получали за свой труд одну шестую часть урожая). Вся же вообще земля находилась в руках немногих. При этом если бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и их детей".

             Уже  с начала VI века до н.э. существовали АРИСТОКРАТЫ(знать) и ДЕМОС(народ). Причём под "демосом" в Древней Греции подразумевались свободные граждане, имеющие гражданские права, но не принадлежащие к аристократии. В результате борьбы между ними, победила демократия рабовладельческого толка, основателем которой и стал Солон, о чем будет сказано в следующих параграфах.
               
              В классический период (V век до н. э.) Афины достигли вершины своего развития, определив многие тенденции развития позднейшей европейской культуры. Так с городом связаны имена философов Сократа, Платона и Аристотеля, заложивших основы европейской философии, трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида, стоявших у истоков драмы.

              Афины не только самый древний город в Европе, но и самый уникальный: здесь прекрасно сохранились редчайшие памятники античности. В центре города на холме возвышается знаменитый Акрополь. И поныне вызывает восхищение его вход, украшенный колоннадой – Пропилеи, построенный при великом демократе Перикле под руководством прославленного греческого зодчего Фидия. Он же был автором 11 метровой статуи богини Афины, возвышавшейся внутри великолепного храма – Парфенон (от слова Парфенос - дева), построенного архитекторами Истиным и Калликратом.

           У подножия Акрополя расположилась древняя рыночная площадь Агора (базар). Сюда греки приходили не только для того, чтобы купить или продать товар, но и посоветоваться, узнать последние новости, обсудить законы. Иногда они окружали камень, на который забирался очередной глашатай, и слушали его речи. Где-то здесь, по преданию, нашёл среди глиняных горшков своенравную красавицу Ксантиппу великий философ Сократ и, женившись на ней, удивлял афинян своим необыкновенным терпением.


          
                б) Солон и афинская рабовладельческая демократия

       Демос находился в постоянной вражде с аристократией, шаг за шагом вырывая у нее политическую власть. Когда это ему удалось, в Афинах установилась рабовладельческая демократия. Демократическая форма правления существовала в афинском полисе приблизительно с 500 по 321 г. до н. э.
 
            В 594 году до н. э. всеобщее недовольство вылилось, по словам Аристотеля, в "великую смуту". Господство земельной аристократии пагубным образом отразилось на положении народа. Всюду на полях стояли закладные камни. На них было написано, кому и на какой срок заложен участок. Такая форма залога - ипотека - была ранним изобретением Греции. Земля отдавалась в пользовании должника, но при просрочке платежа -столь обыкновенной - переходила к кредитору.

        "Огромное большинство, и к тому же люди большой физической силы, - пишет греческий историк Плутарх в своих "Сравнительных жизнеописаниях", - собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе одного вожака, надежного человека, и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй".

           Оказавшись в столь сложной ситуации, борющиеся стороны сошлись на кандидатуре поэта и политического деятеля СОЛОНА. Афинский мудрец происходил из знатного обедневшего рода. Оставшись без средств существования после смерти отца, он занялся торговлей и отправился в плавание, чтобы посмотреть мир и приобрести состояние. Разбогатев, Солон вернулся на родину и застал в Афинах ожесточённое противостояние враждующих группировок. К тому же афиняне вели с переменным успехом войну с Мегарами за остров Саламин. Солон возглавил афинское войско и добился успеха, став самым знаменитым человеком в Аттике.

       Богатые его уважали, так как он происходил из знатного рода и был человеком состоятельным. Бедные считали его своим вождём: он бескорыстно защищал их права. Видеть Солона единоличным правителем соглашались и те и другие. Было известно, что он не является "сообщником богатых в их преступлениях" и в то же время "не угнетен нуждою".  Малоимущие знали его, как человека справедливого, и надеялись, что он проведёт нужные реформы с отменой долгов и возвращением земель. Богачи же ему доверяли, как человеку мудрому и осторожному.

          Лидеры враждующих партий предложили Солону стать тираном, но он категорически отказался, пояснив, что тирания – это такое место, на которое не так трудно забраться, как трудно его оставить, а для государства она может стать злом. Позже афинский мудрец так написал о своём решении в стихах: «Когда землю пощадил я родную и тирана власть суровую не взял, то своё, тем самым, имя не покрыл позором я. И мне нечего стыдиться: так скорее всех людей я склоню к себе...»

        Солону поручили примирить враждующих граждан, став между ними посредником, но это было не просто: бедняки требовали передела земель, а богачи не желали расставаться со своими привилегиями. Мудрецу предоставили широкие полномочия с правом сохранять или отменять старые законы и создавать новые.  Избранный архонтом, Солон был наделен чрезвычайными полномочиями, среди которых самым важным было право законодательства. Испытывая давление одних, стремившихся к установлению единовластия, и других, рвавшихся к самому широкому народоправству, Солон выбрал политику "золотой середины".

        ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕФОРМА. Важнейшей политической реформой Солона было установление ИМУЩЕСТВЕННОГО ЦЕНЗА. За единицу исчисления богатства был избран МЕДИМН - мера сыпучих тел (приблизительно 50-60 л).
1. Самые богатые были причислены к первому разряду. Для зачисления в первый класс требовался доход в 500 медимнов зерна ежегодно (или соответствующий эквивалент). Представители первого разряда служили в коннице. Служба эта требовала больших расходов, но зато была менее опасной на войне.
2.  Просто богатые - ко второму. Для зачисления во второй - триста медин зерна или соответствующий эквивалент. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли становиться лишь представители первого разряда. Этот разряд также поставлял конников.
3. Третий разряд составили граждане среднего достатка. для зачисления в третий - двести медимнов. Третий разряд составляли тяжеловооруженные гоплиты - пехотинцы, которые сделались истинной славой афинского войска.
4. Все прочие - феты - были зачислены в один четвертый и последний разряд. Четвертый разряд, первоначально отстраненный от военной службы, составил затем легковооруженную пехоту.

           Таким образом, вместо принципа аристократического (принадлежность к определенным родам) был утвержден принцип имущественный, принцип богатства. От этого выигрывали купцы и ростовщики, проигрывала родовая знать.

          


                в) деяния и Конституция Солона

        КАКОВЫ ЖЕ БЫЛИ ДЕЯНИЯ СОЛОНА? Первым делом он отменил долговую кабалу и аннулировал все поземельные долги. Закладные камни были убраны с полей, граждане, ставшие рабами за долги, - отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу, - выкуплены за счет государства. Со времени Солона рабами в Афинах могли быть только иноплеменники, захваченные на войне или купленные на мировом рабовладельческом рынке того времени. Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках. Одновременно с тем была санкционирована широкая завещательная свобода. Родовые владения, подобно крестьянским дворам, могли переходить наследникам по воле завещателя. Земельные владения знати - опора ее власти - включались в общий гражданский оборот.

         Высшим органом власти сделалось, по конституции Солона, афинское НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ или ЭККЕЛЕСИЯ. В противовес ему были созданы два новых органа: СОВЕТ ЧЕТЫРЁХСОТ и так называемая ГЕЛИЭЯ -суд присяжных заседателей.

             В НАРОДНОМ СОБРАНИИ могли принимать участие все взрослые мужчины, имевшие права гражданства. От участия отстранялись женщины, чужеземцы и рабы. Народное собрание собиралось 3-4 раза в месяц, в нем принимали участие несколько тысяч человек (всё население Афинского полиса, имевшее право голоса, оценивается современными исследователями в 20-30 тыс. человек). На собрании решались наиболее важные вопросы жизни полиса. Во времена расцвета афинской демократии для того, чтобы позволить беднейшим гражданам оторваться от работы и принимать участие в народном собрании, была введена плата за участие в экклесии в размере примерного дневного заработка ремесленника. Таким образом, в Народном собрании участвовали все разряды свободного населения, включая фетов.             

             СОВЕТ ЧЕТЫРЁХСОТ избирался старыми ионическими племенами, продолжавшими существовать, несмотря на все перемены. Каждое из них посылало в совет 100 человек. Играя важную роль в законодательной процедуре, заведуя всеми текущими делами, совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и прямо ограничивал власть ареопага.  Выборы в совет четырехсот были в руках тех, кто распоряжался в старых племенах, то есть в руках родовой знати.

            Судебные дела рассматривались в «суде присяжных» — ГЕЛИЭЕ, которая состояла из 6 000 человек,  выбиравшихся по жребию. Эти 6 000 человек были разделены на 10 дикастериев, примерно по 500 человек в каждом (100 из них считались запасными). При рассмотрении дела оно рассматривалось определенным декастерием, причем из-за многочисленности судей подкуп был практически исключен. Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно. Это было явной уступкой демосу, которому она была очень выгодна.

Продолжал существовать и Совет старейшин - АРЕОПАГ, однако его реальная власть в условиях демократии была очень сильно ограничена.

             Исполняли решения Народного собрания и других органов носители должностей. Все должности в Афинах были коллегиальными и практически все исполнялись по жребию. Исключение составляли должности, требовавшие особых навыков — стратегов и руководителей полисных финансов, носители которых выбирались голосованием. Коллегия десяти стратегов играла очень важную роль в Афинах и сами стратеги были влиятельными гражданами. Обилие государственных должностей в Древних Афинах приводило к тому, что каждый гражданин за свою жизнь не раз занимал различные должности, приобщаясь к управлению государством и постоянно участвуя в его жизни.

            Не все бедняки радовались нововведениям – были и такие, что считали их недостаточными, ожидая раздела земли поровну, но Солону верили и не бунтовали. Вскоре он отменил старинные законы Драконта (Драконовские законы), по которым даже самое незначительное преступление каралось смертью. Всех граждан Афин Солон разделил на четыре разряда по их доходу. Первые три разряда несли службу в сухопутных войсках и могли занимать государственные должности. Бедняки имели право участвовать в судах и в народном собрании. У них не было денег, чтобы приобрести оружие, поэтому они служили, в основном, гребцами на кораблях.


                г) рассуждения и изречения Солона


             Солон не раз рассуждал о том , что такое счастье.  Наиболее распространенная точка зрения подменяет счастье удовольствием. Удовольствие - это имитация счастья, иллюзия, подобная наркотическому опьянению.  Так человек,  внезапно разбогатев,  растворяется  удовольствиях  и чувствует себя абсолютно счастливым и довольным.  Он полностью отрешён от мира, потому что  больше ничего ему в данный момент не нужно. Солон же судил об этом так: «От богатства родится пресыщение, от пресыщения — спесь». 
И он советовал избегать чрезмерных удовольствий,  ибо они рождают печаль. «Забота об излишнем часто соединяется с потерей необходимого», - говорил он.
И особенно предупреждал против  празднеств, оргий и пьянства: «Опьянение есть истинное безумие, оно лишает нас наших способностей». Но лишь потом наступает очень тяжелое похмелье, когда человека ждут тяжкие страдания, но в тот момент он об этом не думает.
 
         Многие из его современников отождествляли  счастье с полным удовлетворением своих потребностей: что еще надо, если они богато живут и им легко доступны физические и духовные удовольствия ? Есть старая древнегреческая легенда, в которой повествуется, как богатый лидийский царь Крез спросил мудреца Солона, видел ли когда-нибудь Солон счастливого человека. На что Солон ответил, что никогда не видел и вообще видеть счастливого человека нельзя, ибо лишь смерть придаёт жизни законченный вид.  "Но ведь я перед тобой, - возмутился Крез, - самый счастливый, потому что я самый богатый". Но Солон ответил, что об этом еще рано судить, так как Крез еще жив, а пока жизнь продолжается, ничего сказать нельзя. Так родилось одно из самых мудрых изречений Солона: «Никого нельзя назвать счастливым прежде его смерти».  И, действительно,  жизнь должна завершиться, и тогда можно ответить, счастлив ли человек.  В данном случае нет, так как вскоре на Креза напали враги, разгромили и разграбили его государство и убили его самого.   
 
        Некоторые люди связывают свое представление о счастье с карьерой, прежде всего с политической: им кажется, что настоящее счастье - иметь власть, управлять другими людьми, все время быть на виду, слушать крики одобрения. Но, как показывает жизнь, политические деятели редко бывают счастливы - власть быстро развращает и опустошает человека. Солон  подчёркивал, что прежде чем повелевать, нужно научиться вначале соподчинению: «Только тогда принимай в руки власть, когда научишься повиноваться». Думаю, в служении своему народу и долгу перед ним Солон видел  смысл не только власти, но и самого понятие счастья. Так, когда  царь Крёз спросил его: «Знал ли ты кого-нибудь счастливее меня?» «Да, знал, - ответил Солон, - Моего земляка Телла. Он был честным, порядочным человеком и умер, сражаясь за родину. Детей своих он воспитал так, что они стали хорошими и уважаемыми гражданами».   Быть истинным гражданином и патриотом  своей страны – вот смысл  нравственного кредо и духовного завещания великого мудреца.

                Существует  и такая притча. Как-то милетский правитель  и мудрец  Питтак уселся у алтаря как проситель и требовал освободить его от власти. На расспросы митиленцев о причине этого Питтак ответил, что трудно быть благородным. Узнав об этом, Солон сказал: "Прекрасное - трудно" или «прекрасное даётся нелегко».  И  отсюда эти слова вошли в поговорку. Другое же крылатое изречение Солона –  «в великих делах всем нравиться нельзя».

             Облик политика-деспота был глубоко антипатичен Солону, ибо по сути своей он был тираноборцем. Он  не уставал повторять: «Кто для многих страшен, тот должен многих бояться». Солон был истинно милосердным человеком  и не хотел жестких законов. Некоторые его афоризмы по этому поводу донеслись до нас через столетия.  Так, на вопрос, почему Солон, как правитель, не установил закон против отцеубийц, он ответил: "Чтобы он не понадобился".

              Солон как бы на будущее предупреждал судей: «Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон».  И  конечно же потрясает своим современным во все века звучанием наблюдение Солона, которое он сформулировал таким образом: «Законы подобны паутине: если в них попадет бессильный и легкий, они выдержат, если большой - он разорвет их и вырвется».

         Солон считал,   что достижение внутренней умиротворённости и гармонии человека –  жить  в согласии с самим собой, без страха, без напрасных надежд и мечтаний, в спокойном и ясном видении проблем и невзгод. Наверно, отсюда его изречения, направленные против ложных взаимоотношений и пустой болтовни:
- Ничего слишком! 
- Во всем нужна мера.
- Знаешь - так молчи.
- К другу не учащай ходить, дабы, пресыщенный тобой, он не возненавидел тебя.
- Упрекай друга наедине, хвали - публично.
- Молчание скрепляет речь, а своевременность скрепляет молчание. 

                И поражают некоторые высказывания, в которые заложены общечеловеческие заповеди:
- Богам - почет, родителям - честь.
- О тайном догадывайся по явному.
- Чего не клал, того не бери.
- Не советуй угодное, советуй лучшее.

               Многие изречения Солона были обращены и к  внутреннему миру человека и его нравственности. Есть среди них и парадоксальные. Когда он оплакивал сына,  кто-то ему сказал: "Ведь это бесполезно!" - "Оттого и плачу, что бесполезно", - ответил Солон.  Или… «Наилучшая человеческая участь - заснуть и не проснуться».


*     *     *

Таким образом,  В 594—593 до н. е. под давлением демоса Солоном были проведены реформы: они существенно изменили весь строй социально-политической жизни Афин, в результате чего уничтожена долговая кабала, впредь запрещена продажа граждан за долги в рабство, аннулированы поземельные долги (которые тяготели над мелкими земледельцами), установлена свобода завещания, что способствовало развитию частной собственности; учрежден новый государственный орган — Совет четырехсот, осуществлен ряд мероприятий, которые поощряли ремесло и торговлю. Солону приписывается также разделение всех граждан имущественным цензом на 4 разряда, принадлежность к которым стала теперь определять их права и обязанности перед государством. Также Солон реформировал аттический календарь, введя систему октаэтерид.

                Солон проводил свои реформы осторожно, используя взаимные уступки и считая, что: «Если в государстве перевернуть всё вверх дном, то потом не хватит сил всё поставить на место». Сохранился древний документ, прославляющий мудрость Солона, открывшего публичный дом, управляемый рабынями, «дав возможность избавиться от похоти без угрозы для общества».

                Вместе с тем именно реформы Солона убедительно доказывают недолговечность политики компромиссов. Борьба между демосом и родовой знатью не закончилась полюбовной сделкой.   Социально-политическая борьба не прекратилась. Реформами были недовольны как крестьяне, не достигшие передела земли, так и родовая знать, утратившая прежнее привилегированное положение. Афины переживают острый политический кризис, завершившийся установлением тирании. Наконец, через  90 лет после Солона, в 509 году до н. э., демократы, объединившись вокруг своего вождя Клисфена, наносят решающий удар по остаткам родового строя, мешавшим функционированию государства как такового.

              И всё же  реформы Солона казались верхом политической мудрости, триумфом политики компромисса.   Когда  Солона спросили, самые ли лучшие законы он дал афинянам, он ответил: "Да, самые лучшие из тех, какие они могли принять».