равновесие, потерянное и обретенное

Юрий Вигнер
ошибочно было бы представлять его все время хмурым. ему нравились французские комедии. он мог рассмеяться над анекдотом. сочинял шуточные стихи. он сочинял пародии. но все это не затрагивало глубины. там, в глубине, он оставался печально-серьезным. по-настоящему его трогали только печальные пьесы и романы, заканчивавшиеся смертью главного героя. он смотрел на жизнь как бы со стороны или, скорее, с возвышенности. человеческая история представлялась ему шествием слепых – вроде того, что изображено на картине Брейгеля. в юности эта меланхолия уравновешивалась энтузиазмом, связанным с развитием науки и техники, познанием Вселенной. но чем дальше, тем больше это развитие, познание представлялось ему лишенным конечной цели, а значит, и смысла. он примеривал на себя портрет одного из персонажей фантастического романа Жерара Клейна: «горькие складки в уголках тонкогубого рта говорили о давней усталости. он не находил удовлетворения ни в себе самом, ни в мире, где он жил». меланхолия его росла и после «прыжка». но, открыв для себя внутреннюю реальность, он мог сопротивляться ей, меланхолии, сосредотачивая свои мысли на внутреннем. это придавало ему силы и для того, чтобы вести жизнь во внешнем мире. равновесие его детских лет отчасти восстановилось, однако главным элементом его душевной конструкции теперь было внутреннее, а не внешнее. можно спросить: разве не то же самое происходит со всеми детьми? нет. все в какой-то мере открывают внутреннюю реальность, но далеко не всем открывается в ней то, что открылось ему.


––––––––––––––––––––––––––––
       «Горькие складки в уголках тонкогубого рта говорили о давней усталости. Он не находил удовлетворения ни в себе самом, ни в мире, где он жил». – Жерар Клейн. «Время не пахнет» // Антология мировой фантастики.