Занятие по антикоррупционному просвещению уч-ся

Станиславская Галина
Методическая  разработка  интегрированного занятия ( урока)
в рамках антикоррупционного  просвещения  школьников
на тему: «Возможна ли  в России  победа  над коррупцией?»
10-11 классы

Урок проведён 5 декабря 2013 г.в ГБОУ СПб "Лицей искусств "Санкт- Петербург".
               
                Наше дело правое!
                Враг будет разбит!
                Победа будет за нами!
                В.М.Молотов


Тема:  «Возможна ли  в России  победа  над коррупцией?»

Цель: формирование начал антикоррупционного мировоззрения у школьников:  антикоррупционного стандарта поведения, нетерпимого отношения к любому проявлению коррупции.

Участники  занятия – учащиеся 10 и 11 классов.
В качестве  зрителей  могут  быть  приглашены  учащиеся  8-9 классов.
Ведёт занятие учитель.
Ход  занятия:
 Ведущий:
- Здравствуйте!  Сегодня у нас не совсем обычное занятие. В нём  будут участвовать ученики 10 и 11 классов. Оно будет интегрированным, то есть мы будем затрагивать вопросы  и истории, и обществознания, и  немного – литературы.  Необычно оно и  тем, что тема занятия серьёзна и актуальна:  (тема выводится  на экран).   Хочу  представить вам  наших гостей …   Прошу поприветствовать их.
Мы начинаем наше занятие.
Ведущий:
-  Вы  знаете, что говорить мы будем о коррупции. А коррупции  вне общества  не бывает. Общество – необычная область реальности, ведь  его судьба в значительной мере зависит от того, каким  люди видят общество, как  представляют его будущее, насколько они информированы как субъекты социальной деятельности и  как они  осознают общественные процессы, происходящие в нём.  Юноши и девушки   -  это  будущие  творцы  человеческого социума. Впрочем, вы, наши талантливые ученики, уже и сегодня вносите значительный вклад в его развитие. Каким будет общество, сумеете  ли вы  успешно бороться с негативными явлениями и созидать, или останетесь  безвольными  наблюдателями,  будет зависеть от вашего умения видеть проблемы, осознавать их   и  находить способы их решения. Настоящими  гражданами,патриотами и созидателями вы станете только в том случае, если  вы  не будете равнодушны к судьбе родины, а, значит, к судьбам своих родных, близких, любимых людей, если  ваша  гражданская совесть  будет  формировать вашу активную гражданскую позицию, и вы будете ответственны и деятельны.
Попробуем   неравнодушно посмотреть на происходящее в нашей стране. 
На экран выводится  заставка  новостей. Звучит  музыкальное сопровождение.
 Ученик и ученица в роли дикторов ТВ:
- Здравствуйте!
В студии  ….. ( фамилия и имя ученика или учеников)
На экран  выводятся  слайды по теме: «Взяточничество», «Злоупотребление служебным положением» и т.п. по теме новостей, возможно  поместить  фрагменты сообщений  о коррупционных проявлениях, о задержаниях подозреваемых в коррупционных преступлениях  чиновников, дублирующие текст дикторов.
Дикторы зачитывают по 2-3 сообщения о  новых  фактах коррупции в стране.
Ведущий:
-  Вы услышали новости  и, конечно, поняли, что все они - о коррупции, о коррупционной деятельности или бездействии, о  различных  коррупционных проявлениях, об ответственности за коррупционные преступления.
На экран выводится определение коррупции.
Ведущий:
- Какие чувства вы испытывали, слушая дикторов?  (заслушать ответы 2-3 учащихся).
Те из вас, кто следят за событиями, происходящими в стране, знают, что, к сожалению, подобные новости перестали быть редкостью.
Но, справедливости ради, я должна сказать:  коррупция уникальным российским явлением не является. Она  возникла на определенном этапе развития человеческого сообщества, развивалась во времени, прошла  ряд этапов, видоизменялась, принимая новые формы и обличья.  Коррупция имела место в истории всех стран и народов, хотя проявляла себя в каждом случае своеобразно и  зависела от социальных условий и традиций конкретной страны. Показ  слайдов  с портретами и высказываниями философов, гос. деятелей и т.д. о коррупции.  Вы  уже знаете, что  коррупция - это моральное разложение должностных лиц и политиков  и использование ими должностного положения в целях личного обогащения. О коррупции упоминал еще Аристотель, а  самое  первое упоминание об этом явлении относится ко второй половине XXIV века до н. э.: коррупция была еще в древнем Шумере. Коррупция носила  массовый характер на закате  Римской империи, став одной из причин ее гибели. Со взятками и должностным подкупом пытались  бороться  во все века, но борьба шла с переменным успехом.
      В нашей стране были и посулы, и лихоимство, и взяточничество, и мздоимство, и  система кормлений. И  в разные времена  в России  боролись с коррупцией. Посмотрите на экран. Показ слайдов «Борьба с коррупцией в России» : при  Иване III, Иване IV Грозном, Алексее Михайловиче, Петре I, Николае I.
Особого размаха коррупция достигла во времена Николая I.
Впрочем,  великий Пушкин ещё  в 1823 году, то есть  в правление Александра I, за два года до воцарения Николая I , написал:
Показ слайда ( портрет А.С. Пушкина)
(стихотворение читает один из учеников)

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды -
Ярмо с гремушками да бич.

Конечно, стихотворение не только о коррупции, но и о ней тоже. И что печальнее всего – актуально до сих пор.
Итак, особого размаха коррупция достигла во времена Николая I.
Вот несколько  исторических фактов:
1 учащийся:  Дело об аресте десятков чиновников Министерства финансов Российской Империи - одно из первых крупных дел III отделения. Чиновники продавали купцам и промышленникам фальшивые печати для проставления их на товарах и грузах, как якобы уже прошедших таможню (в Российской Империи таможней ведал Минфин). Минфиновцы не гнушались и продажей печатей, оставшихся от царствования Александра I и уже недействительных в царствование Николая I. Купцы и их брали!
Вторым крупным делом жандармов стало «дело о рекрутском наборе». За взятки в тогдашних «военкоматах» вносились записи в «паспорт солдата» о непригодности к службе в армии. Система откупа от призыва действовала во всей Российской Империи. Большие взятки брали и лекари – за заключения о различных болезнях.
Основным оружием чиновных коррупционеров были волокита, произвол, взяточничество. Большие деньги приносили также тендеры на поставку продовольствия для армии, выдача лицензий на продажу алкоголя «в неуказанное время и в неуказанных местах», продажа чиновничьих должностей за взятки, поборы с государственных крестьян. (источник: Константинов А. Коррумпированная Россия М.,2006)   
2 учащийся:  Дело петербургского Монте-Кристо ( источник: Пикуль В.С. «Николаевские Монте-Кристо»)
Так называли в обществе тайного советника Политковского, сумевшего похитить из казны более одного миллиона рублей.
В 1831 году Александр Гаврилович Политковский был назначен начальником первого отделения канцелярии «Комитета 18 августа 1814 года». Этот комитет был по существу инвалидным фондом, на средства которого содержались инвалидные дома для покалеченных воинов.
Политковский с несколькими сообщниками фабриковал пенсионные дела на вымышленных инвалидов. Будто бы они лечились за казенный счет, увольнялись из армии с выходным пособием и за счет казны отбывали к себе на родину, в какой-нибудь богом забытый уголок России.
В середине XIX века русская армия вела активные боевые действия на Кавказе. В списки тысяч раненых солдат и офицеров мошенники вписывали свои «мертвые души», которые якобы лечились в лазаретах, получали отпуска домой, умирали, становились инвалидами. А деньги вместо всех этих раненых получал Политковский с сообщниками.
Он жил на широкую ногу, закатывал балы, кутил и уверял, что средства на шикарную жизнь добыты удачной игрой в карты.
Сиживал (и частенько) Политковский за одним карточным столом и с самим генералом Дубельтом, правой рукой Бенкендорфа. По слухам, Дубельт любил играть с хранителем инвалидного капитала, потому что постоянно выигрывал у него.
Не случайно за двадцать лет с 1833 по 1853 год ни одна ревизия в инвалидном фонде недочетов не обнаружила!
В1853 году после ревизии, вскрывшей, наконец, огромные хищения, Политковский отравился. Николай I  был настолько шокирован его чудовищным цинизмом, что сказал: «Конечно, Рылеев и его компания никогда бы так со мной не поступили»....
Политковский стал в истории питерской коррупции фигурой одиозной, эталоном  безнравственнейшего чиновника, который не стеснялся красть деньги у инвалидов!
3 учащийся: «Дело флигель-адъютанта Николая I князя Дадианова» - получило большой резонанс в обществе. Командир полка, стоявшего под Тифлисом, заставил весь полк, включая жен и детей солдат, работать на себя, воровал лес в чужих имениях и продавал в Тифлисе, выстроил вместо казармы мельницу, присваивал деньги на рекрутов, ходивших босыми, держал в полку для себя стадо свиней, верблюдов, винокурню, пасеки, захватил у местных жителей 60 тысяч пудов сена и продал в Тифлисе. Только посланный царем князь Васильчиков раскрыл картину произвола, позорившую российскую армию. Николай I на плацу лично содрал с князя Дадианова эполеты и отправил на суд в Бобруйскую крепость. (Источник: Константинов А. Коррумпированная Россия М.,2006)
Ведущий:
- К сожалению,  в современной России  тоже можно  отыскать подобных «героев».
А пока вернёмся в XIX век.
- К счастью, во все времена  были  люди, вошедшие в историю благодаря своей кристально чистой репутации. Один из них -  Иван  Иванович Пущин, друг А.С. Пушкина  с лицейских дней и на всю жизнь ( показ слайда «И.И.Пущин»). Такие люди – совесть нации, её гордость и надежда.
  Ну, что же, несмотря на попытки  пресекать коррупционные проявления, проблемы, связанные с коррупцией, в России  накапливались.
И в  начале ХХ века, в  царствование последних Романовых, коррупция  стала просто неограниченной и всеобъемлющей  и  явилась  в каждой из  трех российских революций  одной из важнейших причин.
Коррупцию унаследовало и советское государство. Оно тоже боролось с коррупционными проявлениями,  часто применяя самые жёсткие санкции в отношении коррупционеров в РСФСР, в СССР (вплоть до смертной казни: дело директора Елисеевского  гастронома  Юрия Соколова)  ( показ слайдов).
Горько  осознавать, но сегодня  коррупция  в нашей стране для многих людей стала  нормой.  То, что действия, предпринимаемые  для решения  самых разных  проблем, являются коррупционными, не всегда осознаётся, но коррупционным правилам решения проблем большинство наших сограждан подчиняется. Повторю,  это не только российская проблема, это проблема большинства стран мирового сообщества.  Можно говорить, мне кажется, о её глобализации.
Справка 2009 г.: По данным международной организации Трансперенси Интернэшнл ежегодно в мире на дачу взяток расходуется более  одного триллиона дол¬ларов. Самые коррумпированные страны — Сомали и Мьянма, а самые благополучные — Финляндия, Новая Зеландия и Дания.
В декабре 2013 г. в рейтинге успешности  борьбы с коррупцией у России– 127 место, она - среди самых неблагополучных стран.
Мы все должны осознать, что коррупция – это безусловное зло, ибо наносит вред общественной морали, уродует и калечит сознание людей, формируя ущербное мировоззрение, основанное на признании  продажности всего и всех, на пренебрежении такими понятиями, как честь и совесть.
Неизбежна ли коррупция? История борьбы с коррупцией знает немало успешных примеров противодействия ей. Я надеюсь, что сегодня вы будете приводить эти  примеры.  Однако, не только правовые законодательные меры способствую искоренению коррупции в обществе.
Прежде всего,  коррупция, как и преступная деятельность вообще, — это вопрос личного нравственного  выбора человека.
И чтобы победить ее, каждый должен «убить коррупционера в себе», сформировать стойкое внутреннее неприятие коррупционной морали и коррупционного стандарта  поведения. 
Вы готовились к сегодняшнему занятию, мы обсуждали с вами многие вопросы, связанные с коррупцией, мы говорили о причинах коррупции в современном мире, её проявлениях, об усилиях, предпринимаемых  в борьбе с нею, об ответственности за коррупционные деяния.
Предлагаю начать  дискуссию «Возможна ли  в России  победа  над  коррупцией?»
Прошу  определиться с ответом на поставленный вопрос.
Проведём голосование. Перед  каждым из вас лежит пакет  с  раздаточными материалами. Прошу воспользоваться карточками для ответа:  карточка зелёного  цвета - да, красного цвета - нет, желтого цвета - затрудняюсь с ответом.  Прошу пересчитать  карточки  и  объявить результаты голосования. Ученик  вносит  в протокол голосования на доске результаты.


                Возможна ли  в России  победа  над  коррупцией?

                Да        Нет      Затрудняюсь с ответом
Кол-во проголосовавших
в начале дискуссии
Кол-во проголосовавших
в конце дискуссии
Итоговые выводы

  Дискуссионные группы  образовывают  в соответствии с ответом  на поставленный  вопрос. Пересаживаются, организуют пространство для дискуссии. Размещают  перед каждым участником  указатель с именем.
Ведущий:
 - Определите в каждой группе лидера, который будет направлять деятельность всех членов группы, выражать и собственное, и коллективное мнение и делать  выводы. Также прошу определить по одному эксперту  в каждой группе, которые по окончании дискуссии выскажут свои суждения о работе коллег и оппонентов, оценив их аргументацию, логику в изложении, ораторские умения, а затем назовут, учитывая мнение коллег, самых активных участников дискуссии.
- На ваших столах находятся материалы, которыми вы можете пользоваться в ходе обсуждения. Итак, группы сформированы и готовы к обсуждению, правила ведения дискуссии известны.
Но  прежде чем мы перейдём непосредственно к  дебатам, предлагаю вашему вниманию фрагменты из вступительного слова Президента РФ  В.В.Путина  на заседании Совета по противодействию коррупции 30 октября 2013 года
( просмотр видеосюжета).
Ведущий:
- Надеюсь, вы  смогли прийти к выводам о позиции  главы государства в вопросе борьбы с коррупцией.
Мы начинаем дискуссию.  Напоминаю, главная ваша задача – аргументировано доказать свою точку зрения. Впрочем, ваша точка зрения  может измениться в ходе обсуждения. Это нормально.
Лидеры, эксперты, пожалуйста, приступайте к выполнению своих обязанностей. Готовность к выступлению демонстрируйте поднятием руки.
Подготовка к дебатам сопровождается показом  слайдов, содержащих информацию по теме в помощь ученикам.
Выступления учащихся в защиту своей позиции  в соответствии с регламентом. Учитель  корректирует  и направляет  дискуссионный процесс при помощи наводящих, уточняющих, конкретизирующих  вопросов.
Дебаты завершаются после выступления всех участников.
Ведущий:
-  Предлагаю  каждой группе участников  перечислить  меры по борьбе с коррупцией в России, которые, на ваш взгляд, могли бы стать самыми эффективными. Прошу записать 3 предлагаемые меры.
После 3-х минутного обсуждения  лидер группы оглашает  коллективное мнение  и передаёт записанные  предложения  ведущему.
Учитель  делает выводы в зависимости от высказанных предложений по борьбе с коррупционными преступлениями. Самый главный вывод: чтобы победить коррупцию, необходимо действовать! Не ждать действий от других, а действовать каждому здесь и сейчас, противодействовать коррупции, создавая атмосферу нетерпимости к ней в обществе.
Эксперты и лидеры  делают  выводы  о  степени  успешности  работы своей группы и группы оппонентов ( сумела ли группа  доказать свою точку зрения на предложенную к обсуждению проблему, насколько  сильна была  аргументация, были ли продемонстрированы ораторские способности, соблюдались ли правила  ведения дискуссии  членами  групп) и  определить самых активных участников дискуссии.
Ведущий:
- В качестве вашего первого опыта по противодействию коррупции предлагаю принять участие в проведении социологического  опроса по теме: «Коррупция в России». Опросные листы  имеются в  каждом пакете документов.  Предлагаю  опросить  одного из  взрослых членов вашей семьи. Опрос может быть анонимным. Затем мы в классе проанализируем полученные данные и сделаем  выводы  из  полученной  информации. Прошу вас из пакета документов также взять «Памятку гражданину «Как бороться с коррупцией», прочесть её и забрать  с собой  как руководство к действию.
А теперь вернёмся к  вопросу, вынесенному на обсуждение в нашей дискуссии: возможна ли в России  победа над коррупцией? (вопрос на экране).
Прошу ещё раз ответить на наш дискуссионный вопрос при помощи карточек (да – зелёная карточка, нет – красная, затрудняюсь ответить – жёлтая).  Результаты – в протокол. Посмотреть, есть ли изменения. Соответственно полученным  результатам подвести итоги дискуссии. Если они позитивны, выразить своё удовлетворение и подкрепить патриотическими заявлениями. Если  менее оптимистичны  или  неизменны, вывести итоговую часть  дискуссии на  понимание необходимости борьбы с коррупцией. В любом случае завершающая часть занятия должна нести  патриотический и позитивный настрой.  А  уменьшение  оптимизма, как правило, свидетельствует о размышлениях и осознании  сложности  проблемы, что, безусловно, хорошо, ибо осознание ведёт к поискам  способов решения.
Ведущий:
- Благодарю всех участников дискуссии.  Ребята, сегодня вы узнали много нового  о коррупции, о её проявлениях, о способах борьбы с  ней, надеюсь, начали понимать  необходимость  нетерпимого отношения к любому проявлению коррупции. Надеюсь также, что постепенно вы  освоите  антикоррупционный  стандарт поведения и будете гордиться тем, что  непричастны  к  такому отвратительному  явлению, как коррупция.
Но прежде чем мы завершим  наше занятие, я предлагаю вам посмотреть небольшой  фрагмент из фильма «Белое солнце пустыни».
Показ фрагмента из фильма «Белое солнце пустыни».
Ведущий:
- Вот и мне, как герою Павла Луспекаева,  за державу обидно!
Мы все – граждане страны с великой историей, мы – часть великого российского народа, вставшего на пути ордынской лавины,  положившего конец наполеоновским амбициям, мы – часть народа, отправившего на свалку истории фашистскую военную машину, мы – часть народа, дух которого не смогли сломить самые страшные  войны и другие трагические события.  И я думаю, что мы  просто не имеем права на поражение в борьбе  с коррупцией. Мы обязаны раздавить эту гадину. А иначе грош – нам всем цена. Я полагаю, если каждый будет думать об этом и действовать, то у нас и страна будет иная, и жизнь в ней будет красивее, честнее и комфортнее.
И ещё. Мне кажется, что руководством к действию в борьбе с коррупцией  могут стать известные всем слова из обращения наркома иностранных дел   В. М. Молотова 22.06.1941 г. к  гражданам СССР: «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!»  Очень хочется на это надеяться.
Песня о России  в исполнении учащихся.
Занятие окончено

Источники:
Указ Президента РФ «О мерах по противодействию коррупции» от          19.05.2008 г. № 815.
Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Национальный план противодействия коррупции. 2008. 31 июля

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Российская газета. 2009. 19 мая.
Официальный сайт Президента РФ: http://www.kremlin.ru/articles/corrupt.shtml (противодействие коррупции)
Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России. – М., 2001.
Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) – М.: ИЦ «Вентана - Граф», 2009.