Сказки иркутской Вороны 1

Андрей Таничев
   Однажды, во время жестоких январских холодов, пришел я на берег Ангары с фотоаппаратом.  Этот участок реки никогда не замерзает и в морозы парит, одевая кустарники и деревья красивым инеем-куржаком.  Сделал несколько фотоснимков и вдруг заметил ворону на ветке. Она в кадре - в правом верхнем углу, видишь? Птица сидела неподвижно и, казалось, не обращала на меня внимания. Я спросил: «Почему вы, вороны, не улетаете с наступлением осени в южные страны, или не прячетесь по чердакам в самый злой холод, как другие птицы?» И ворона рассказала мне историю.
     Давным-давно в этих краях было тепло круглый год. Но однажды, во время зимы, сюда пришли такие лютые холода, что  птицы стекленели в полете, падали замертво.   Жил здесь Белый Дед* - великий колдун, славившийся своей добротой. Стали птицы просить его вернуть тепло. «Пойти против воли Природы я не могу» - ответил Белый Дед: «Но готов увезти вас отсюда на своем Чудесном Коне в теплые страны».  Холода продержатся до весны и те из вас, кто в пути будут внимательны и запомнят дорогу, смогут вернуться потом в родные края, чтобы построить гнезда и вывести птенцов.  И птицы в раз закричали: «Увези нас, увези на своем Коне!» Стали они собираться в путь. Только Ворона мешкала  -  досталась ей вперед разговора с Дедом добыча, большой заяц, которого она хотела доклевать. Мясо зайца было очень вкусное, но так застыло на морозе, что с трудом поддавалось клюву. Уже все птицы, разместились в карманах и за пазухой большой шубы Белого Деда и выглядывали оттуда, чтобы запомнить дорогу и вернуться домой.  «Брось зайца и полезай ко мне в шубу, нам пора ехать!» – крикнул Вороне Белый Дед.  «Карр, карр (сейчас, сейчас)» - ответила та, продолжая клевать мясо.  Подождал немного Дед и снова позвал Ворону. И опять она, ответила ему: «Карр, карр».  В третий раз позвал, но та снова не захотела бросить добычу. И тогда уже более не стал ждать Дед, тронул поводья - да и пропал из виду.  Осталась Ворона зимовать. Трудно ей пришлось, но выжила, дождалась-таки весны. С наступлением теплых дней вернулись с юга те птицы, кто запомнил дорогу, вывели птенцов. А осенью снова полетели, уже с потомством, в теплые страны. Но Ворона-то дороги не знала! Так и зимует до сих пор.  Привыкла и морозов совсем не боится. Сидит, как ни в чем не бывало, на покрытых инеем электрических проводах и только каркает иногда – Белого Деда ругает.
         
*Белый Старец (Сагаан убугун,  Сагаан убгэн) – древний персонаж у монгольских народов, в частности у бурят. Покровитель здоровья, богатства и семейного благополучия.  Один из главных персонажей праздника Сагаалган («Белый месяц»)