28 декабря день памяти Сергея Есенина

Акростихи Наталии Белостоцкой
ЕСЕНИН СЕРГЕЙ    АЛЕКСАНДРОВИЧ
(21 сентября  1895 г. – 28 декабря 1925 г.)

          Известный русский советский поэт.
Читая автобиографию поэта, представляется не монументальная личность с пьедестала, а живой человек  со своим поиском смысла бытия, радостями невзгодами, проблемами.

С детства Есенин был драчуном, озорником (так он о себе пишет сам).
Стихи начал писать рано (примерно лет с 9), но сознательное творчество считает с 16-17 лет. В 18 лет, разослав стихи по редакциям, удивился: «А чего это не печатают?» И поехал в столицу. Там его приняли с пониманием.

В 1915 г. появилась первая книга стихов «Радуница». Все в один голос говорили: «Талант!» Его стихи начали хвалить чрезмерно и неискренне, так умеют хвалить лицемеры и завистники. За «Радуницей», поэт выпускает сборники: «Голубень»,… «Исповедь хулигана», поэму «Пугачёв», а впереди ещё будут сборники: «Страна негодяев», «Москва кабацкая», «Исповедь хулигана»…

Есенин не хулиган, он – просто, как поэт настоящий, был незащищён перед трудностями жизни и быта, ибо он был человеком исключительной впечатлительности, и может быть поэтому любимым писателем Есенин считал Н.В.Гоголя –  и, говоря о своём хулиганстве, Есенин больше говорит о своей трагедии, о своей боли, нежели хотел причинить боль другому. Вот почему поэтизация хулиганства у Есенина сочетается с исключительной нежностью к людям и особенно к тем, кто проиграл в жизненной борьбе:

«Ведь я и себя не берёг
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок»

Есенин С.А. признавал глубокую связь искусства (поэзии) с жизнью (а не поэзию ради поэзии), и он  пишет: «…искусство является оружием жизни». И « искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово…языка, которым я хочу себя выразить». В своей статье  «Ключи Марии» С. Есенин  высказал убеждение, что поэт не может держаться определённой какой-нибудь школы, ибо это «связывает его по рукам и ногам», «только свободный художник может принести свободное слово».
Есенину было не безразлично, что происходило в русской литературе в период становления новой Советской  власти: «В русской литературе за последнее время произошло невероятнейшее отупление. Художники наши (художники слова  авт.) уже несколько десятков лет подряд живут совершенно без всякой внутренней грамотности» (из статьи «Ключи Марии»). Пожалуй, это высказывание можно отнести и к сегодняшней поэзии,  указав и на отсутствие внешней грамотности: зачастую поэты пишут, игнорируя все правила правописания, а может это умышленная демонстрация  пренебрежения к русскому языку?...

Есенин рассуждал и о чистоте русской поэзии, осуждая футуризм, и прочие отступления от ясности в поэзии. «Подглуповатый футуризм …сгруппировал в своём сердце все отбросы чувств и разума и этот зловонный букет бросил, как «проходящий в ночи», в наше…окно искусства». Есенин патриот, считавший, что у поэта должна быть родина. И поэтому, он обладал удивительной  способностью раскрывать читателю прелесть русской природы, подогревая тем самым великую любовь к Родине, не зависимо от того: пишет ли он о берёзе, или о поле, о клёне или  о чаще, о снопе соломы или о деревне… «Есенинская тема» – тема родины, России. «Моя лира жива одной большой любовью,  любовью к Родине» – так писал сам поэт…

А в 1921 г. Есенин женился на А. Дункан и уехал в Америку, но в 1923 г. сбежал  обратно в Москву. Как принял поэт Америку? «Человека я пока ещё не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин Доллар, а на искусство начихать…».  Есенин написал поэтическую драму «Страна негодяев», где высказал политический взгляд, рассматривая два мира: мир социализма  Советской России и мир капитализма Америки, осмысливая всемирно-исторический конфликт эпохи: столкновение двух  этих идеологий.

«Калифорния – это мечта               
Всех пропоиц и неумных бродяг.         
Тот, кто глуп или мыслить устал,         
Прозябает в её краях.               
Эти люди – гнилая рыба.               
Вся Америка – жадная пасть,               
Но Россия…вот это глыба…               
Лишь бы только - Советская власть!»    

Категоричным  стихом  драмы поэт пытается разобраться  в сути того и другого строя, становясь идеологическим борцом…Поэт показал себя сторонником советской идеологии. А как рассуждали в Америке?  Можно привести слова великого человеколюбца Авраама Линкольна, сказанные незадолго до гибели: « …Приход к власти корпораций неизбежно повлечёт за собой эру продажности и разложения в высших органах страны, и капитал будет стремиться утвердить своё владычество, играя  на самых тёмных инстинктах масс, пока национальные богатства не сосредоточатся в руках немногих избранных, – а тогда – конец республике» («Железная пята»- роман Джека Лондона (американский писатель))…

Канули в Лето чаяния С. Есенина и сегодня на просторах есенинской России уверенно ступает своей железной пятой «махровый» капитализм, убаюкивающий сознание трудового народа феерическими праздниками; капитализм подобный капитализму  царской России, но с современными «цацками»: «нана»-технологиями и мего барышами для себя , а для народа – 282ст. УК РФ,  суеверный страх и разобщение.  Предостережение  А. Линкольна сбывается в России…

Но вернёмся к есенинской поре.       Поэт повзрослел и чувство грусти находило место в лирике  Есенина:

«Я теперь скупее стал в желаньях,
  Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?
  Словно я весенней гулкой ранью
   Проскакал на розовом коне».

В 1924 г. Есенин выпускает сборник «Москва кабацкая».  «Моё имя наводит ужас, как заборная, громкая брань» – тут Есенин явно любуется собой. То ли в шутку, то ли с иронией, а может и серьёзно, как знать, поэт написал в автобиографии «Самые лучшие поклонники поэзии нашей (той группы  поэтов, к которой он примкнул) – проститутки и бандиты. С ними мы в большой дружбе»…

Кульминация мотива трагедии поэта запечатлена в поэме  «Чёрный человек» (1925 г.) Чёрный гость, пришедший  к Есенину, в то же время оказывается олицетворением и всего тёмного во внутреннем мире самого поэта. Переполненный гневом и отвращением, поэт бросает свою трость прямо в «морду» чёрного гостя («И летит моя трость прямо к морде его…в переносицу…»), но разбивает только зеркало со своим отображением («Я один… и разбитое зеркало…»). По  примете: разбить зеркало – к покойнику, а слово для поэта  метафизично и умеет воплощаться в реальности т.к. известно – настоящие поэты были подобны пророкам, ибо их слово – живое слово, и это не метафора, а метафизика.

Этим произведением Есенин осудил дурное в своей жизни («Месяц умер»), он сумел, как бы отделить от себя чёрные силы, представив их в образе Чёрного человека,  это ещё  и те силы,  которые окружали поэта.
Поэма  несёт в себе элементы гоголевского мистицизма, когда вымысел становится  не отделим от реальности  и…

Трагичен уход поэта С.Есенина из жизни. Но причин для суицида не было у поэта, ибо он только что женился, а значит, и радость была, и надежда на будущее. Поэтому настойчивая версия о самоубийстве мало правдоподобна. Более реальна обратная версия…  «Он был мёртв, по словам свидетелей смертельная рана, уходящая глубоко, была у Есенина над правым глазом под бровью,… переносье было пробито на уровне  бровей …..»  (из статьи «Минуты века» № 6 от 28 июня 2012 г.)...

Наследие творчества поэта  пополнило историю русской советской литературы.               
 

ЕСЕНИН
(акропортрет)

Е*дкий дым столичной папиросы
С*хож с туманом… Всё ж, поэт во сне
Е*здил спозаранку на покосы
Н*а своём, на «розовом коне»
И* вокруг цвели луга и чащи –
Н*е был он в родных краях «пропащим».
9 февраля 2009 г.

СЕРГЕЙ  ЕСЕНИН               
(акропортрет)

С*вою «кабацкую» столицу 
Е*диноверцам он открыл.         
«Р*усь – край берёзового ситца!» –
Г*ремел поэт, что было сил.
Е*го жаргонность хулигана,
(Й*) И нарочитый вульгаризм,
Е*два ль рождались под наганом –
С*вободу он любил и жизнь!
Е*щё – знал драки и сомненья…
Н*о только «Чёрный человек»
И*з уязвлённости, из мщенья,
Н*о сокрушил поэта век.
10 июля 2012 г.