Три разных мнения о поэзии

Валерий Шувалов
          Признаться, давно уже не смотрел "Вечерние стихи". Что-то в этой интересной поначалу передаче стало со временем приедаться и даже немного, а потом всё сильнее и сильнее раздражать. Но вечером 25 декабря решил сделать исключение, и - представьте себе - нисколько не пожалел об этом. Дело в том, что в студии "Вечерней Москвы", среди прочих, выступили поэт Евгений Рейн (тот самый, которому "пропуск" в большую поэзию дала в своё время Анна Ахматова), главный редактор журнала "Знамя" Сергей Чупринин, а по скайпу из США к участникам программы и зрителям обратился сам Евгений Евтушенко, у которого в этот день вышла большая подборка новых стихов в "Литературной газете".
          Мне эти три совершенно разных выступления показались в высшей степени небезынтересными, и я хотел бы поделиться с участниками проекта СТИХИ.РУ, которые по каким-то причинам не смогли увидеть эту передачу, основными мыслями, которые высказали эти три литератора.

ЕВГЕНИЙ РЕЙН:  Я полагаю, что, конечно, лучше писать стихи, чем пить одеколон. Я не пользуюсь интернетом, и я не могу сказать, насколько стихи, выкладываемые в нём, являются искусством. Я пользуюсь карандашом, блокнотом, пишущей машинкой и очень мало знаю о том, что творится в интернете. Но я категорически не согласен с мнением г-на Максимова (сказавшего ранее, что писателю якобы вообще не слишком нужна "обратная связь", т. е. большая читательская аудитория).
          Я приведу лишь две цитаты. Когда у Игоря Стравинского спросили, для кого он пишет музыку, он ответил: "Для себя и своего альтер-эго". Я тоже пишу для себя и своего альтер-эго. Вторая цитата принадлежит известному в своё время французскому писателю и философу Андрэ Мальро. Он сказал, что любое произведение искусства есть дробь, у которой в числителе творческий акт, а в знаменателе - акт восприятия.
          Без восприятия искусство существовать не может. Совершенно неважно, сколько людей воспринимают данное произведение: это может быть и один человек. Но без восприятия это произведение - нонсенс, "сапоги всмятку". Если бы мы оказались на необитаемом острове и нам бы поставили условие, что мы никогда не увидим человеческого общества, то на этом острове никакого искусства не было и не могло бы быть по определению.

СЕРГЕЙ ЧУПРИНИН:  С одной стороны, как только что сказал уважаемый Дмитрий Кравчук, пишет пятьсот тысяч человек (примерно столько авторов зарегистрировано на сайте Стихи.ру). А, с другой стороны, тираж в 500 экземпляров, как правило, не расходится. Странное дело, думаю я: если бы те, кто пишет стихи, хотя бы раз в месяц покупали себе стихотворную книжку, какие были бы волшебные тиражи и как счастливы были бы поэты!
          Дело в том, что, по моему ощущению, люди, которые пишут стихи и отправляют их в интернет, - это сплошные аутисты: они читают только себя и себе подобных. Мало вероятно, чтобы кто-то из них читал стихи Олеси Николаевой (которая также участвовала в этой программе и читала свои стихи) или Евгения Рейна. Правда, Евтушенко они, наверно, читали.
         Всегда в России писали стихи. Не было такой барышни, которая бы не писала стихи к выпускному школьному вечеру. Писали студенты. Вот посмотрите на меня: я ведь тоже писал стихи - с первого по третий курс университета. И поэтому я всегда говорю, что я не успел навредить русской поэзии. Я не замусорил её своими виршами.
          Благодаря сравнительной дешевизне издания книг и их доступности, благодаря лёгкости отправления своих стихов в интернет увеличилась саморепрезентация людей, которые иначе бы потихонечку сидели дома и читали их "любимой тёще" либо обсуждали их в литературных объединениях "Красный факел" или "Голубой маяк". Эти люди, боюсь, по-прежнему не читают настоящих стихов. Они читают только стихи себе подобных.

ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО:  Сейчас очень важно, чтобы появилось как можно больше образованных в поэзии людей, которые пишут стихи. К сожалению, есть люди, которые сами пишут, но они не сдали бы даже упрощённого экзамена по русской поэзии. Это относится даже к студентам Литинститута, и я просто не понимаю, чем объясняется отсутствие в данном случае хотя бы чисто элементарного любопытства. Я бы даже предложил снова ввести в школах, как это было раньше в лицеях, основы стихосложения...
          Ведь лучшие поэты России думали о нас, в их стихах можно найти ответы на многие важные вопросы, в том числе и для нас. Только большой читатель может стать большим поэтом - это совершенно ясно. И, кстати, я очень благодарен литобъединению "Магистраль", где я, среди прочего, впервые услышал песни Окуджавы, которые меня потрясли...