Встреча в Красноярске

Валерий Шувалов
           Во вторник 24 декабря особождённая накануне из лагеря в Нижнем Новгороде Мария Алёхина прилетела авиарейсом в заснеженный Красноярск, где произошла её встреча с Надеждой Толоконниковой, также отпущенной из заключения днём ранее. Там же к ним присоединился их давний друг, фотограф Денис Синяков, который в сентябре этого года был арестован вместе с активистами "Гринпис" и также недавно освобождён по амнистии. Они намерены вместе обсудить планы создания правозащитной организации, которая будет заниматься в основном защитой прав заключённых женщин.
          Как сообщает агентство Интерфакс, в пятницу 27 декабря Мария и Надежда намерены провести в Москве пресс-конференцию. Не совсем ясно пока, примет ли в ней участие Екатерина Самуцевич, вышедшая несколько ранее на свободу.
          Между тем Мария Алёхина дала первое интервью московской корреспондентке германской газеты Die Welt Юлии Смирновой. Газета публикует текст этого интервью в своей электронной версии от 24 декабря.
          Рассказывая о деталях своего освобождения, Мария сказала, что накануне рано утром её вызвали в комнату для допросов и объявили ей, что она освобождается по амнистии. Всё произошло так быстро, что она даже не сумела толком проститься со своими сокамерницами. Однако она обещала им, что не забудет о них на свободе. Именно поэтому они вместе с Надеждой планируют создать правозащитное общество, которое будет помогать прежде всего женщинам, находящимся в заключении.
          Мария Алёхина рассказала также об условиях содержания в лагере и о тех унижениях и запугиваниях, которым подвергаются женщины со стороны администрации. На вопрос, чему она научилась в лагере, она ответила: "Я думаю, я научилась говорить властям "нет" и быть мужественней" ("Ich glaube, ich habe gelernt, zu den Machthabern Nein zu sagen und mutiger zu sein".)
         Мария присоединилась к призыву Надежды Толоконниковой бойкотировать зимнюю Олимпиаду в Сочи. Наших властителей нужно активно призывать к тому, чтобы они соблюдали законы, сказала она. И это можно сделать только на международном уровне.
         Она уже знает, что Ходорковский вышел на волю после десяти лет заключения и очень рада этому. Я уверена, что он действовал в соответствии со своими либеральными ценностями, сказала она. Одновременно с этим она не сожалеет о той акции в храме Христа Спасителя, за которой последовал арест её и её подруг. Я уверена, заявила М. Алёхина, что мы не нарушали законы.
          Чего Вы достигли своей акцией в храме? - спросила корреспондентка. - Мы заставили многих людей задуматься, на чьей они стороне. Думаю, что многие изменили после этого своё отношение к церкви, к государству и к правосудию. И это очень важно.
          Но ведь все опросы показывают, что большинство русских осудили вас, не унималась корреспондентка. Ну что ж, сказала Мария Алёхина, это хороший лакмусовый тест нашего общества.
          Касаясь планов на будущее, она сказала, что они с подругами скорее всего продолжат свои акции. Но они будут носить спонтанный характер. Коммерческие выступления на сцене - это не для нас, поскольку это противоречит нашим принципам, подчеркнула она.


На фото из газеты The Moscow Times: Красноярск, 24 декабря 2013 г.