Внимание, литературный конкурс!

Избушка На Седьмом Небе
Объять необъятное невозможно, поэтому ограничимся рассмотрением конкурсов стихов для детей, что является специальностью нашей площадки.

Как сделать конкурс притягательным

Чтобы сделать конкурсы притягательными для авторов, недостаточно просто принять у автора его произведение и отложить всякое общение с ним до того момента, когда будет необходимо голосовать (в случае так называемого "народного голосования"), или - ещё хуже - до момента подведения итогов. Автор не должен изнывать в ожидании результатов, он должен получать, по мере возможности, информацию о ходе конкурса и о впечатлении, которое складывается от его работы. Как правило, автор иногда заходит посмотреть, какие новости: что пишут в рецензиях под конкурсными стихами, какие новые стихи появились на конкурсе, что пишут под его стихотворением... И если он ничего не находит под стихами, кроме "сухой отписки" о том, что стихотворение принято на конкурс, ему становится скучно.

Самым эффективным, на мой взгляд, способом привлечь автора, помочь ему обрести опыт и почувствовать свою причастность к "процессу" - это дать ему возможность активно в нём участвовать. Иметь возможность отредактировать свой текст, участвовать в обсуждении других текстов, помочь коллеге советом (почему бы и нет?), поучиться у других, "мотая на ус" и положительный, и отрицательный опыт. Скучно учиться только на своих ошибках... и долго, это ж надо дождаться, когда ты их сделаешь! и когда заметишь! или когда подскажет кто-нибудь. На правильно поставленном конкурсе процесс обретения опыта развивающимся автором (а это главное условие - чтобы автору было куда развиваться) подвергается акселерации - подчас две недели активного участия в конкурсе равняется году "варения в собственном соку". Ни для кого не секрет, что рецензии авторам пишутся в основном хвалебные, а они никак не влияют на процесс творческого роста - в лучшем случае стимулируют автора в количественном наращивании своего творчества, на уже достигнутом уровне, но не стимулируют естественное стремление всякого творческого человека к восхождению по спирали развития. Зачем, если у него всё прекрасно? По ровной дорожке идти сподручней, не надо напрягаться. Другое дело - на грамотно организованном конкурсе, где он может участвовать в живом заинтересованном общении с авторами, перед которыми стоит та же сиюминутная конкретная задача: сделать своё заявленное на конкурс стихотворение лучше, увеличив свои шансы на победу. Но эта маленькая конкретная задача становится деятельным фактором его творческого роста. И при этом - великодушно помогать другим... что ни говори, это благородно и повышает самооценку автора, а это очень важно.

Правильная организация конкурсов

Итак, что необходимо для того, чтобы конкурс отвечал этим ожиданиям? Как правильно организовать конкурс? Попробую разложить по пунктам то, о чём я упоминала выше, с более подробными объяснениями.

1. Создание для авторов комфортных условий для того, чтобы он мог сам вносить исправления в конкурсное произведение до тех пор, пока это разрешено условиями конкурса. У нас это достигается тем, что автор заявляет свои произведения не в замечаниях к рецензии, а в самой рецензии, которую он имеет возможность корректировать, не наращивая целый "обоз" вариантов в ленте обсуждений к своему произведению. Такая схема позволяет автору также дополнить свою заявку или изменить её - дело хозяйское! - если он укладывается в условия конкурса. Довольно большая степень свободы в "управлении" своей заявкой, надо полагать, способствует хорошему авторскому самочувствию.

2. Создание доброжелательной и равноправной(в отношениях "автор - ведущие") творческой атмосферы вокруг авторов и заявленных ими произведений. Важно иметь одного-двух (а ещё лучше - 3-4) компетентных и доброжелательных ведущих, которые способны сделать грамотный разбор заявленных стихотворений, вовремя заметить ляп, дать конкретный совет или даже подсказать вариант - почему бы и нет? Как говорил древнеримский мудрец и педагог Сенека, "Легче учить примерами, чем нравоучениями" - и это верно на все сто процентов! Теория мертва, если не подкреплена конкретным опытом. Самое главное - зная теорию, научиться её успешно применять.

3. Очень важно также суметь втянуть в обсуждение произведения не только заинтересованного автора, но и других конкурсантов. Для это нужно, чтобы общение было живым, не "запедагогиченным", как я это называю, когда автору предлагаются некие ходячие штампы, пусть даже и правильные, но не подкреплённые живой, интересной и конкретной аргументацией. При этом важно сохранять деловой тон, без излишеств. Флуд допустим только для разрядки, если она необходима, и в разумных количествах. И непременно - с юмором и в дружественной форме, а то как бы "разрядка" не обернулась "зарядкой" отрицательными эмоциями.

После этапа активного принятия и доработки конкурсных стихотворений необходимо перейти к следующему этапу работы над конкурсом. Приём заявок необходимо закрыть, конкурсные стихотворения собрать в одну анонимную подборку под номерами, а сам конкурс "спрятать" от посторонних глаз до самого заключительного и всеми горячо ожидаемого момента - подведения итогов. Этим делом, как правило, занимается кто-то из ведущих, при содействии админа страницы, имеющего доступ в кабинет.

Голосование

Итак, приём заявок завершён, конкурсная лента убрана в неотображаемый раздел, вывешен анонимный лонг-лист с конкурсными произведениями. Как показывает практика, к этому моменту никто уже не помнит, где чьё произведение/я. Конечно, очень яркие авторы с оригинальным собственным стилем угадываются, но в таком случае они и заслуживают поощрения! Во-всяком случае, наш опыт показывает, что такие ситуации не вызывают проблем - каждый держит свои догадки при себе и старается быть объективным в отношении всеми любимых авторов, не наказывая их за "узнаваемость".

Лонг-лист конкурса можно использовать и при голосовании жюри, компетенция которых обязана быть вне подозрений (как у жены Цезаря), и при голосовании самих авторов (и участников, и не-участников конкурса) - так называемом "читательском голосовании". Главная фишка - анонимность голосования. Как правило, не-анонимные конкурсы порождают множество споров и обид и накаляют обстановку на площадке, чего нужно тщательно избегать. Но если конфликт всё же возник, надо надеяться на мудрое его разрешение, и приложить к этому максимум усилий.

В Избушке на Седьмом Небе применялись оба способа голосования - и с помощью жюри, и посредством "читательского голосования". Одно время оба способа применялись параллельно, и мы накопили изрядный опыт, позволяющий делать интересные практические выводы. Тщательно анализируя итоги конкурсов в течение трёх лет, от памятного конкурса ко Дню ребёнка в 2011 году, мы заметили, что не только мастерство наших авторов постоянно возрастало, но и компетентность их при оценке конкурсных работ в процессе голосования постоянно повышалась. Это выражалось в том, что расхождения в оценках у нашего жюри с оценками участников конкурса постепенно уменьшались. Рост поэтического мастерства наших авторов весьма заметно повлиял на развитие их поэтического вкуса и понимание специфики поэзии для детей. Этому также способствовало появление в журнале критических материалов по следам конкурсов - "разборы полётов" от судей конкурсов, и расширение нашей библиотечки "Школа мастерства", которая пополняется время от времени новыми статьями и эссе, вызывающими живой интерес наших активных развивающихся авторов. И это радует. Теперь качество авторского голосования в Избушке в подавляющем большинстве случаев практически не уступает компетентному судейскому голосованию. Это позволило нам отказаться от очень трудоёмкого процесса судейского голосования - справляемся своими силами.

Наряду с возрастающей компетентностью авторов-участников конкурсного процесса, одним из важнейшим условием успешного, с минимумом погрешностей голосования, является его анонимность. Анонимность голосования - это мощный психологический фактор, освобождающий сознание голосующих авторов от всех "побочных" соображений, позволяющий им сосредоточиться на главной задаче голосования. А именно - отобрать действительно лучшие, в их понимании, стихи конкурса. Появляется независимость суждений, отметающая на второй план всякие другие соображения, а на первый план выносится заинтересованность в справедливом раскладе конкурсных стихотворений на "лестнице успеха".

Продолжение следует...