Технические неполадки или прокол?

Валерий Шувалов
          Можно сказать, что новый 2014 год начался для президента Путина не совсем удачно: ему пришлось в срочном порядке, буквально на ходу перезаписывать своё новогоднее обращение к народу, которое обычно транслируется по всем российским телеканалам за несколько минут до полуночи. Это явно не входило в его планы и намерения, и если бы не вездесущий интернет с его молниеносной оперативностью, вся эта история, вероятно, так и не стала бы достоянием гласности.
          Всё дело в том, что на огромной территории России находятся восемь часовых поясов. Первыми Новый год встречают жители Камчатки и Чукотки (в это время в Москве ещё 16 часов). За несколько минут до полуночи, как и полагается, здесь на телеэкранах появился президент Путин, чтобы обратиться с новогодним посланием. Он был в чёрном элегантном макинтоше, без головного убора и зачитал свой заранее заготовлнный текст на фоне эффектно подсвеченного ночного Кремля. Это послание президента было на редкость оптимистическим, если не сказать благостным. В нём, в частности, говорилось о том, что наша страна стала лучше, богаче, удобней - и ни слова о террористических актах, которые потрясли в конце 2013 года всю Россию.
          Практически немедленно этот ролик с выступлением Путина был выложен в интернет, и его в первые же минуты просмотрели десятки тысяч пользователей. И тут же в интернете стали появляться возмущённые реплики рядовых россиян по поводу того, что президент в своём послании даже не удосужился упомянуть о терактах и не выразил своего отношения к ним. Однако уже ровно через час, когда в Москве было 17 часов, жители Дальнего Востока, включая Владивосток, Хабаровск и прочие районы, увидели уже несколько иное, перезаписанное обращение Путина, в котором он объявил жестокую борьбу с террористами вплоть до их полного уничтожения. Прочий текст поздравления остался без изменений.
          Самое интересное заключается в том, что это второе обращение к народу Путин записал в Хабаровске, куда он совершенно неожиданно прилетел чуть раньше, чтобы продемонстрировать свою солидарность с людьми, которые пострадали от катастрофического наводнения летом прошлого года. Свой текст с телеэкрана он зачитывал в празднично обставленном зале, на фоне нарядно украшенной ёлки и отобранных строго по анкетным данным представителей общественности этого города. Несмотря на всю кажущуюся спонтанность этого акта, он, судя по всему, был тщательно подготовлен и отрежиссирован заранее. После зачтения своего текста президент продолжал стоять на месте, в то время как зазвучал гимн России. Почти никто из присутствующих в зале не пел. Не пел и сам Путин, однако камеры были направлены в основном только на него, и создавалось такое впечатление, что гимн поют именно ему (Мария Гайдар, "Эхо Москвы"). Чувствовалось, что президенту неловко, так как камеры показываают только его и он не знает, куда деть руки... Тем не менее, гимн был допет до конца.
          Эта инсценировка, оставлявшая, мягко говоря, желать лучшего, вызвала, как и следовало ожидать, неоднозначную реакцию у простых людей, видевших всё это действо на своих экранах, а также у экспертов и политологов. Так, столичная радиостанция "Бизнес FM" назвала посещение Путиным Хабаровска, а потом, уже на обратном пути, многострадального Волгограда (у многих сразу же возник вопрос: почему не наоборот?) "новогодним марш-броском" президента. Известный своими острыми формулировками политолог Станислав Белковский сказал, выступая на телеканале "Дождь", что раньше у нас был тандем "Путин - Медведев", а теперь, судя по всему, вырисовывается новый тандем "Путин - Путин": один Путин озвучивает одно обращение, другой - другое. Возникает нечто наподобие системы двойников.
          Или вот мнение писателя Виктора Шендеровича, которое он высказал в своём блоге: Неподвижным лицом глава государства похож уже на Брежнева: то есть дикция ещё на месте, но смысла уже не чувствует. Мышцы скрежещут при артикуляции... и даже не знает гимна, как выяснилось. Стоит, куда-то наверх смотрит, ждёт подсказки с "камчатки". Садись, Вова, два!.. Это уже даже не Брежнев, а скорее Черненко.
          А один радиослушатель, позвонивший в первый день нового года на "Эхо Москвы", выразился так: Когда я увидел Путина в этом окружении, я понял, что Северная Корея всё ближе...
          И вряд ли кто поверил пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову, сказавшему, что история с двумя параллельными новогодними посланиями является следствием неких технических неполадок. Нужно всё-таки учиться называть вещи своими именами: это был на самом деле - выражаясь техническим языком - настоящий прокол.


Фото: kremlin.ru (заимствовано из газеты The Moscow Times).