Дикая розга. Путь к покаянию. Празднословие

Галина Николаевна Николаева
                ЕДИНСТВО СЛОВА И ДЕЛА               

                ПРАЗДНОСЛОВИЕ
            
           Грехи мои сыпались как песок. Раньше я еще не вникала в смысл самого слова: «праздное». Священники часто напоминали на проповеди об этом грехе, особенно в Великий Пост. Теперь передо мной возник вопрос: «Что же все-таки есть «празднословие»?
           Доходчиво отвечает на этот вопрос священник Олег Чекрыгин.               
           "В Писании сказано: "Сказал  слово Свое – и быша, повелел – и создашася".
           Он сказал – и создался мир; сотворив мир, Он из него не удалился, а продолжает в нем пребывать волею Своею, продолжает его творить Своим Словом, и по слову Господню все бывает и сегодня. Мы часто приходим в Церковь со своими бедами, болезнями: идем на исповедь, каемся в грехах, потом причащаемся и получаем исцеление через повеление Божие. Господь захотел – и мы молимся Ему, читаем молитвы. Также и священник нам на исповеди говорит: «Властью, данной мне Христом, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих». Этими словами совершается великая власть: здесь произносятся не обычные слова, а исполняется власть, которая производит действие – человеку прощаются и оставляются его грехи.            
           Слово Божие со Властью! Власть эта совершается, и всякая тварь, все творение, небесные ангельские чины живут и животворяются словом Божиим, исходящим из уст Его. Мы стали существовать благодаря тому, что Господь произнес о нас слово Свое, произнес наше настоящее имя, которым Он нас нарек и вызвал из небытия в бытие и жизнь. Это слово пребывает и поддерживается в мире всеми небесными силами.
           Воля Божия совершается через слово: «Сказал - и быша, повелел – и создашася». Когда Господь произносит слово, то ангельские чины, которых Господь посылает в мир для сотворения воли Своей, несут это слово туда, куда их направила воля Божия, и этим словом сотворяют и несут Его волю. Архангел Гавриил был послан к девице Марии и сказал Ей: Ты обрела благодать у Бога и вот, зачнешь Сына во чреве Своем Духом Святым (Лк.1,31). Это было слово Божие, которое являлось волей Божией о Ней. И когда отошел от Нее Архангел, оказалось, что Она имеет во чреве ребенка. Благая весть, которая Ей была сообщена, явилась животворящим Словом Божиим, и плоть Господа нашего Иисуса Христа зачалась во чреве Ее, переданная через Слово Архангелом, который явился благовестить Ей благую весть о рождении Спасителя. Вот так совершается воля Божия через слово, которое передается Господом всей твари как животворящая сила.
          Первый из ангелов, который сотворил ложь, является отцом лжи. Ложь его состояла не в том, что он кого-то обманул или придумал, как это сделать. Ложь состоит в том, что он разорвал слово и дело! Он отказался исполнять волю Божию. И слово, которое имело животворящую силу, через него оказалось бессильно. Как сказано в Евангелии: Кто из вас сотворил волю Отца Моего: тот, который сказал «не пойду» и пошел, или тот, кто сказал «иду», Отче» и не пошел?» Восстание на Бога и ложь – это два действия, которые были соединены в одно. Восстание на Бога, которое совершил диавол по гордости, состояло в том, что он воспротивился воле Божией. Он принял слово от Бога и отказался исполнять Его. И «распалась связь времен», слово оказалось бессильным. Оно перестало быть действием. Вот тогда и мы стали участниками этой лжи через диавола. Потому что это он научил нас, будучи отцом лжи, говорить слова и не подтверждать их делами, опрокидывая саму суть и животворящую силу слова. Все в этом мире изменилось чрезвычайно, потому что диавол – мастер подмены понятий, и его цель – все в мире запутать и перепутать. Поэтому сейчас все слова, которые мы говорим, не имеют никакой силы, потому что мы утратили их подлинное значение".
          Русский язык извратили до такой степени, что теперь даже не понимаем свой родной славянский язык, не понимаем смысл Евангелия, как будто написано не на русском языке. А ведь Евангелие написано языком, на котором говорили наши предки. Мы часто произносим слова, которые у всех на слуху и не думаем об их значении. И если вникнуть, хотя бы в смысл некоторых слов, например, слово «прелесть», что оно означает? Пре - лесть, от слова "лесть", в нашем же исковерканном понятии это слово считается «самое лучшее». Что же общее может быть между лестью и самым прекрасным? В приставке «без» заменили всего-то лишь одну букву «З» на «С» и тут же смысл слова поменялся, то есть  русский язык заполонили «бесы". Раньше люди говорили «спаси Бог», т е. «благодарю». Теперь в знак благодарности говорим «спасибо», не договаривая опять одну букву, а мы этого даже не осознаем, что грешим, оскорбляя Господа. Прощаясь, мы говорим «Давай!» Ведь можно понять и как «дай», т е. ты постоянно от других чего-то требуешь. Уличный жаргон сильно исказил нашу речь, и к этому мы привыкли. А ведь Сам Господь предостерег нас: …то, что выходит из уст, оскверняет человека (Мф.15,11). В этих примерах, а их множество, не только празднословие, но и осквернение всего человека. А за день сколько раз таким образом согрешаем? В русском языке, что ни слово, то перевертыш.
          А сколько раз без страха Божиего всуе в разговорах вставляем имя Господа? Из десяти заповедей Божиих, данных Богом Моисею есть третья заповедь, которая повелевает: не произноси имени Господа Бога твоего всуе (напрасно). Не должно святое и великое Имя Божие произносить праздно, в пустых разговорах, а потому и божиться и клясться понапрасну заповедь эта запрещает.
          "За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда" (Мф.12.36). Поэтому Господь говорит: "Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого" (Мф.5,37). Только эти два слова являются для нас по-настоящему Божиими словами, которые имеют свое собственное абсолютное и неизменяемое значение, понятное всем. И вся ответственность за эти слова сразу предстает перед нами. Она не запутана и не может быть запутана ложью, обманом и кривотолком. Слово без дел мертво, вера без дел мертва, какие бы хорошие слова не говорили.
          Что толку, если человек говорит человеку: «Не пей», - а сам пьет получает от этого удовольствие или курящему говорит: «Не кури», а сам втайне курит. Может быть, из людей никто этого не знает, но Бог зрит на сердце человека, Он все знает! И отец лжи тоже рядом с нами; князь мира сего и его злые падшие ангелы, все время наблюдают за тем, как мы постоянно лжем. Мы говорим слова и не делаем дела.
          Праздное слово – это слово без плода, которое человек сказал, а сделать не сделал. Сказал: «Иду, Отче»,-  и не пошел. "Да никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших" (Еф.4,29). Поэтому все слова, которые говорятся, произносятся и не подтверждаются нашими делами, превращаются постепенно в прах и животворящей силы не имеют.
          Многословие – это пагуба и пустота сердечная. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Уныние – один исчадий многословия. Оно есть расслабление души, изнеможение ума, ублажитель мирского, оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив».     "Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости. При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен. Речь серебро, а молчание – золото, - гласят притчи Соломоновы. Дух Божий отгоняется пустыми беседами.
          Апостол Павел учит: Не будь изворотливый, говори «да» или «нет». Молчи и не оправдывайся, хотя бы и была права, потому что это Господь попустил для твоего смирения, для твоего внутреннего исцеления. Все вы больны: кто в меньшей, кто в большей степени, а значит, есть, что лечить в твоей душе. Видимая земная жизнь дана нам для того, чтобы творить волю Божию, творить Слово Его.
         
                Л О Ж Ь
      
          Когда надо поступить по совести и по Евангелию, и отказываешься это делать – это есть ложь. Просматривая свои поступки, как часто лгала всем, начиная с детства, и сейчас еще проскакивает ложь. Помню, еще в школе не училась, когда мама посылала в магазин, вместо 200 грамм масла, купишь 150 и еще булочку и по дороге съешь, и так постоянно жила во лжи и своих детей так же воспитывала. Надо вести ребенка к врачу зубному или укол сделать надо и говоришь ему: «Не будет больно». Солгала раз, и ребенок потом уже не верит. Или кто-то позвонил, просишь сказать, а точнее солгать по телефону, что меня дома нет. И не задумывалась никогда над тем, какой пример подаю детям. И ребенок приучается врать и участвовать в моей лжи. А дети растут более сообразительнее родителей, более искусно обведут взрослого так, что родителям далеко до них. А потом, удивляясь, задаешь вопрос: «Почему ребенок с малых лет обманывает родителей?» Да потому что ложь стала нормой в жизни.
          Мы часто, например, вставляем фразу "честно говоря", которая наводит на мысль: значит мы постоянно говорим не правду. Вот так строились отношения со всеми. И нас обманывают, кругом лицемерие.
           Мы обманываем даже умирающего. Раньше если у человека рак, он умирает, а ему говорят: «Все будет хорошо, вылечим». Ему бы честно сказать: «Ты умираешь – хочешь покаяться? Священника позовем, ты причастишься, умрешь как христианин». Нет, будем врать до последнего, не сознавая, что мало того, что лжем, да еще человека провожаем на дальнейшие мучения за гробом, и тем самым и себя готовим на вечные мучения.
           «Господи, согрешила. Вся моя жизнь с детства прошла в празднословии: ложь и обман были мои спутники, лицемерила и врала на каждом шагу, по любому поводу и без повода, даже по пустякам со всеми, не выполняла свои обещания и детей учила лжи. Человеколюбец, прости окаянную, Ты видишь мою болезнь, очисти меня от этой проказы, и помоги мне жить по совести  и по Евангелию».               
               
                ОСУЖДЕНИЕ
            
           Совесть подвела меня к греху осуждения.
           Иисус Христос сказал: "Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?"(Мф.7,1-2). Зачем ты любишь подмечать в других даже незначительные грехи и недостатки, а в самой себе не хочешь видеть и больших грехов и пороков?
           На заре христианства святые апостолы, посланные Спасителем для проповеди Евангелия Христова, совершали свой миссионерский подвиг среди языческих народов и правителей, которые чинили кровавые гонения на Церковь Христову. Но даже тогда святой апостол Павел, обращаясь к христианам с проповедью, призывал молиться за властей, говоря: "всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему, противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга тебе на добро. Если же желаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и  подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим.13,1-8).
           Та власть «от Бога», которая поощряет добро и наказывает зло. Как принцип, как Божественное установление – всякая власть действительно от Бога, и добрая, и злая. Но одна действует по Божиему благословению, другая же – по Божиему попущению.
           Я долго не могла понять, где я осудила, потому что у нас в разговоре это стало нормой. За болтовней не замечаешь, как язык - враг мой, мелет все, что враг на язык положит, не ведая того, что своим поганым языком себе же произношу приговор. А сколько за день осуждала, а за прожитую жизнь – не болото, а море греховное. Да только за одно это мне гореть вечно ярким пламенем!
           А еще, оказывается, есть слово «порицать», о котором и не слышала. Порицать – значит сказать о ком-либо: «Такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд, или сделал что-либо подобное». Такой злословил человека, то есть сказал пристрастно о его согрешении. А осуждать – значит сказать: «Такой-то лгун, гневлив, вор, пьяница, наркоман, ненормальный, развратник и т.д.». Он осудил самое расположение души, разом произнес приговор о всей его жизни, - а это тяжкий грех.            
           Святые говорят, что блаженны те души, которые видят во всех все хорошее. Посмотри вглубь, а ведь в нем есть хорошее и больше. Не суди, а сострадай. Сегодня  человек пал, ты его осудила. Представь себе, что  и с тобой могло такое случиться и тогда у тебя не будет желания осуждать. Осуждение оборачивается всякими болезнями.
           "Кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого? (Иак.4,11-12). Даже Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнесть укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» (Иуд.1, 9).
          Преподобный Серафим Вырицкий советовал как можно чаще читать молитву святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». «В этой молитве вся суть Православия, все Евангелие. Ею мы испрашиваем у Господа помощи на приобретение свойств нового человека» - говорил он. Грех осуждения он называл одним из величайших духовных недугов нашего времени. Мы имеем право судить только самих себя. Даже рассуждая о каком-либо человеке, мы уже невольно осуждаем его».  Если осуждаешь - это одно, а когда в разговоре с кем-то, (это часто происходит) тот другой осудил, дал оценку, и ты участвуешь в осуждении. Вы оба осудили.            .         
          «Господи! согрешила. Осуждала власть, всех и всё, и природу, значит и Тебя, Творца. Со мной часто бывает и такое, что когда по телефону неожиданно слышишь осуждение, и тут же, если не словом, так в мыслях соглашаюсь. И так, осуждала словом и в мыслях. Мой поганый язык к Тебе, Господи, обращается и славит, и благодарит, и тут же осуждает. Господи, прости меня, великую грешницу".
          Всемилостивый, даруй мне способность видеть свои грехи, и чтобы ум мой перестал видеть погрешности ближних, "положи, хранение устам моим и дверь ограждения о устнах моих". Согрешила, Господи, не имея страха Божия, употребляла имя Твое всуе: во всякой болтовне в быту, в пустых разговорах, вводя себя в страшный грех. Господи, прости меня, грешную.