После Олимпиады, или в чём сила системы

Валерий Шувалов
          Вечером 8 января 2014 года на волнах столичной радиостанции "Эхо Москвы" со своим особым мнением выступил известный политолог Глеб Павловский, входивший ранее в так называемый "кремлёвский пул" и знающий не понаслышке о нравах и обычаях властного закулисья. Передачу вела известная своим острым умом и не менее острым языком журналистка Ирина Воробьёва, которая уже ближе к концу беседы задала своему гостю следующий вопрос:
          - Хочу спросить Вас насчёт Олимпиады, но не в смысле каких-то там "распилов", а в смысле того, что ждёт нас после Олимпиады. То есть сейчас многие связали происходящие у нас политические изменения (осуждение и внезапное освобождение из-под стражи Алексея Навального, помилование Михаила Ходорковского и участниц Pussy Riot и проч.) с тем, что вот у нас будет Олимпиада, и власть старается выглядеть менее людоедской и более человечной. А что будет после Олимпиады? Всё станет резко хуже и всех вернут в тюрьму?
          На это Глеб Павловский, известный своим чуть ироничным спокойствием, ответил следующим образом (его ответ показался мне небезынтерсным, поэтому я и решил воспроизвести его по записи):
          - Думаю, об этом сейчас не знает никто. Конец Олимпиады - это вторая половина марта, а так далеко власть у нас не заглядывает. Диапазон планирования там очень короткий... К примеру, сколько раз хоронили правительство Медведева - глядишь, а оно, может, и до осени доживёт. Дело в том, что сам Медведев так старается стать безвредным и неопасным, что как раз это и может его погубить. Сама система может заподозрить, что он слишком слаб для неё. Мне бы не хотелось этого видеть, но что делать: мы видим то, что видим.
          А так, ну, что может быть после Олимпиады? Видите ли, наша система движется зигзагами. Будет несколько жёстких зигзагов и несколько "либеральных": одного снимут, другого посадят (ну, в смысле: назначат). Вот смотрите, официального обозревателя Первого канала Мишу Леонтьева назначили главным пиарщиком в Роснефть. Это что - жёсткий или мягкий зигзаг? Нам может показаться, что это не просто жёсткий, а реакционный зигзаг, но для самого Сечина Миша - просто либерал (смеются).
          И вот так наша власть всё время действует зигзагами, чтобы мы всё время её обсуждали. Если она пойдёт строго в одном направлении, её перестанут обсуждать. А, перестав обсуждать, её перестанут слушаться. Вот это и есть единственный способ управления: не иметь чёткого курса и всё время его резко менять. И как это ни парадоксально, но именно в этой слабости и кроется "сила" данной системы...