Чаша Христова

Борис Ефремов 2
ЧАША ХРИСТОВА
(По Евангелию от Марка)

Ибо псы окружили меня, скопище
злых обступило меня, пронзили
руки мои и ноги мои.
Можно было бы перечесть все кости мои;
а они смотрят и делают из меня зрелище;
Делят ризы мои между собою
и об одежде моей бросают жребий.
Но Ты, Господи, не удаляйся от меня;
сила моя! поспеши на помощь мне...
Пс. 21, 17-20

И, подозвав учеников,
Он снова начал говорить
О казни будущей.
«Сегодня
Взойдём мы в Иерусалим.
Сын Человеческий здесь будет,
Как вор последний, предан в руки
Своих врагов; Его осудят
На смерть, и предадут Его
Язычникам. И безобразно
Те поругаются над Ним.
И будут бить Его, и будет
Оплёван ими, и убит;
И в третий день воскреснет».

В эту
Минуту подошли к Нему
Иаков с Иоанном, братья,
Из Заведеевского рода,
И говорят: «Учитель, мы
Желаем, чтоб Ты сделал нам
О чём Тебя попросим».
Он же
Сказал им: «Что хотите, чтобы
Я сделал вам?»
Они Ему
Сказали: «Дай в Твоей нам славе,
Чтоб справа одному, другому
Чтоб слева быть – с Тобою рядом».
Но Иисус ответил братьям:
«Вы просите, не зная что.
Смогли бы вы испить ту чашу,
Которую я пью сегодня?
Или креститься тем крещеньем,
Которым Я сейчас крещусь?»
Они сказали: «Да, мы сможем».
И Иисус сказал им: «Чашу,
Которую Я пью сегодня,
Пить будете; Моим крещеньем
Креститься будете; но сесть
И справа от Меня и слева,
Не от Меня зависит это,
Но уготовано кому».

Ученики (они невольно
Слыхали этот разговор)
Негодовать на братьев стали.
Тогда учитель подозвал их
И так сказал: «Вам всем известно:
Князья народами своими
Руководят, их власть над ними
Неоспорима; и вельможи
Над людом тоже властелины.
Но между вами да не будет
Порядка этого; кто хочет
Быть большим между вас, да будет
Вам не начальником – слугою.
И кто захочет между вами
Быть первым – станет всем рабом.
Сын Человеческий ведь тоже
Не для того пришёл на землю,
Чтоб рабски здесь Ему служили,
Но чтоб другим служить и душу
Свою отдать для искупленья
Всех, кто измучился в грехах».

В Иерихон они приходят.
И вот когда уже за город
Он выходил с учениками
И множеством народа, – некто
Слепец убогий Вартимей
Сидел привычно у дороги,
Прося подачек у прохожих.
Услышав, что к нему подходит
Не кто-нибудь, а Назарей,
Он стал кричать: «О сын Давидов!
О Иисус благочестивый!
Помилуй, грешного, меня!»
Уж многие к нему бежали,
Чтоб замолчать его заставить,
Но он кричал еще сильнее:
«О Иисус! О сын Давидов!
Помилуй, грешного, меня!»

Остановился Назарей.
Велит позвать к Нему слепого.
Его зовут и объясняют,
Чтоб не боялся, и, поднявшись,
Шёл к Иисусу. И слепец,
Одежду верхнюю оставив
У чаши нищенской, на голос
Христа Спасителя пришёл.
И Назарей спросил слепого:
«Чего ты хочешь от Меня?»
И нищий с радостью ответил:
«Учитель! чтобы мне прозреть...»
И Иисус сказал ему:
«Иди. Твоя святая вера
Спасла тебя». И в тот же миг
Слепой прозрел и, мир увидев,
Пошёл со всеми по дороге.

Когда же Иерусалим
Приблизился своим предместьем
И Елионскою горой,
Учитель двум ученикам
Велел в ближайшее селенье
Идти и там найти ослёнка,
Привязанного у дороги;
На нём никто еще не ездил;
И вот его-то надо будет
Сюда, в предместье, привести.
И если скажет кто-то: «Что вы
Такое делаете?», надо
Ответить: «Господу ослёнок
Понадобится»; и ослёнка
В предместье привести позволят.

Как Он сказал, так и случилось.
И вот уж привели ослёнка,
И возложили на него
Свои одежды; и ослёнок
Повёз к воротам седока.
И многие свои одежды
Пред ним бросали на дорогу;
И ветки резали с деревьев
И устилали ими путь.
И все, кто шли Ему навстречу
И кто Его сопровождали,
Кричали радостно: «Осанна!
Во имя славное Господне
Грядущий будь благословен!
А вместе с Ним благословенно
Будь царство праотца Давида,
Грядущее во имя Бога!
Осанна в вышних!»

Так вошли
Они в великий вечный город;
И осмотрели храм; и так как
Уж поздно было, ночевать
Ушли в Вифанию.
А утром,
Лишь только из селенья вышли,
Учитель голод испытал.
Смоковницу вдали увидел;
И подошёл; но только листья
На ней – ни одного плода.
И Иисус сказал: «Отныне
Да не вкушает от тебя
Никто вовек». И слово это
Услышали ученики.

Вернувшись в Иерусалим,
Он в храм вошёл. Там, как на рынке,
Азартные кипели страсти.
Торгующих и покупавших
Он начал выгонять из храма.
Столы меновщиков и тут же
Скамьи торговцев голубями
Перевернул и так сказал:
«Написано ведь, что Мой дом
Молитвы домом наречётся
Для всех народов, ну а вы
Вертепом сделали его
Разбойничьим».
Услышав это,
Первосвященники, а с ними
И книжники – искали повод,
Чтоб погубить Его, поскольку
Боялись нового ученья,
Которому народ дивился.

Когда стемнело, Иисус
Опять ушёл с учениками
Из города; а рано утром
Смаковница была Петром
Замечена; она зачахла
Вся до корней; и он сказал:
«Равви! Которое ты проклял,
Засохло дерево. Смотри».
Но Иисус им всем ответил:
«Имейте веру Божью, ибо
Я истинно вам говорю:
Кто повелит горе подняться
И ввергнуться оттуда в море
И кто ничуть не усомнится,
А только больше лишь поверит,
Что сбудутся его слова, –
То будет, что горе он скажет.
И потому я повторяю:
Всё, что попросите в молитве,
С великой верой – будет вам.
И если встали на молитву
Простите всех за всё сердечно,
Чтобы и Отче ваш Небесный
Простил и ваши все грехи.
Но если не простите, знайте,
Что и Господь вас не простит».

И снова в Иерусалим
Пришли; и вновь когда ходил Он
По храму, книжники толпою,
Первосвященники и кучка
Старейшин подошли к Нему
И говорят: «Какою властью
Ты это делаешь? и кто же
Тебе дал власть всё это делать?»
И Он сказал: «Спрошу и Я
Вас об одном. Коль получу Я
От вас ответ, и Я скажу вам,
Какою властью совершаю
Мои дела. Вот мой вопрос:
С Небес крещенье Иоанна
Или от человеков было?
Ответьте Мне».
Между собою
Они тихонько рассуждали:
Ежели скажем, что с небес,
То Он нам скажет: почему же
Вы не поверили ему?
А скажем, что от человеков, –
Народа надобно бояться,
Поскольку люди полагают,
Что был пророком Иоанн.
Порассуждав, они сказали
В ответ: «Не знаем».
Иисус
Тогда ответил им: «И Я
Вам не скажу, какою властью
Я делаю Свои дела».

И притчами, как повелось,
Он начал говорить: что некий
Жил человек; и виноградник
Он насадил; обнёс оградой;
Точило выкопал; и башню
Построил во дворе; и сад сей
Он виноградарям отдал;
И отлучился.
В свой же срок
Послал слугу, чтоб тот принёс
От виноградника плодов.
Но виноградари беднягу,
Связав, избили и ни с чем
Отправили.
И вот хозяин
Слугу другого посылает.
И всё, как раньше, повторилось.
Разбили голову посланцу
И вновь с бесчестьем отослали.
И нового послал хозяин.
Избили и того, и многих –
То били их, то убивали.
И у хозяина остался
Всего один лишь сын любимый.
Вот и его он посылает
В надежде: «Сына моего
Они уж точно постыдятся».
Но виноградари сказали
Друг другу: «Он его наследник;
Пойдём, убьём его; и наше
Наследство будет».
И, схвативши,
Его убили, и из сада
Немедля выбросили вон.
Так что же сделает хозяин?
Придёт, предаст бесчестных смерти,
А виноградник передаст
В другие руки.
«Неужели, –
Христос спросил, кончая притчу, –
В Писании вы не читали,
Что камень тот, какой отвергли
Строители, тот самый камень
Главою сделался угла? –
Сие от Господа, и дивно
Для наших человечьих глаз».

Схватить старались Иисуса,
И лишь народа побоялись,
Поскольку поняли, что притча
О них; и тихо отошли.
Но присылают фарисеев,
Иродиан, искусных в спорах,
Чтобы Его в неверном слове,
В преступном слове уловить.

Пришли к Нему и говорят:
«Учитель! Нам давно известно –
Ты справедлив, и нет в Тебе
Заботы угождать кому-то;
Ни на какое Ты лицо
Не смотришь, но правдиво учишь
Ты только Божьему пути.
А позволительно ли будет
Нам подать цесарю платить?
Давать ему или не надо?»
Он, лицемерие их зная,
Сказал им резко и открыто:
«Что искушаете Меня?
Подайте мне динарий, чтобы
Его мне видеть». – «Вот динарий».
Он взял монету и спросил их:
«Чьё это здесь изображенье
И подпись чья?» Они сказали:
«Чьи? Кесаря. И то, и это».
И Назорей ответил им:
«Что кесарево – то отдайте
Царю земному, ну а Божье –
Отдайте Богу». Так сказал Он,
И все ответу подивились.

Потом приходят саддукеи,
Не верившие в воскресенье,
И говорят Ему: «Учитель!
Так Моисей нам завещал:
Брат у кого умрёт, оставив
Жену бездетную, пусть брат
Возьмёт ее себе женою
И семя брата восстановит.
Но братьев было семь. Вот первый
Жену бездетною оставил.
Второй с женою жил и тоже
Её оставил без детей.
И так случилось с каждым братом.
И умерла затем жена.
Так вот, когда они воскреснут,
Которого из них женою
Она в небесной жизни будет?
Ведь каждого женой была...»

Он им сказал о воскресеньи,
Вполне неверие их зная:
«Что в заблужденье вас приводит?
Незнание Писаний или
Непониманье силы Божьей?
Когда все мёртвые воскреснут,
Ни жён не будет, ни мужей,
Но все они, воскреснув, будут
Как Ангелы на небесах.
Ну, а о мёртвых, что воскреснут,
Вы разве в книге Моисея
Ни разу в жизни не читали,
Как Бог сказал при Купине:
Я Бог Аврама, Исаака
И Бог Иакова. Ведь Бог
Не есть Бог мертвых, но живых.
Вы поняли, в чём заблуждались?»

Один из книжников, услыша
Их прения и видя, как
Учитель мудро отвечает,
Тихонько подойдя, спросил:
«Из заповедей всех какая
Наипервейшая?»
В ответ
Сказал ему Учитель: «Первой
Из всех, что завещал нам Бог,
Была и будет эта:
Слушай,
Израиль! Бог Господь наш есть
Господь единый.
И всем сердцем
Твоим, и всей твоей душою,
И разуменьем всем твоим,
И всею крепостью твоею
Ты Бога Господа люби –
Вот первая из самых главных.
Вторая заповедь подобна
Той, о которой Я сказал вам:
Как самого себя, люби
Всех ближних. Больше этих двух
Нет заповедей и не будет».
Ответил книжник: «Хорошо,
Учитель! Истину сказал Ты,
Что Бог един и что иного
Нет в мире Бога. И любить
Его всем сердцем, всем умом;
Как самого себя, любить
Нам ближнего – есть больше всех
Обычных жертв и всесожжений».

И, видя, как разумно книжник
Ему ответил, Иисус
Сказал ему: «Недалеко ты
От Царства Божия». И после
Никто уж больше не решился
О чем-то спрашивать Его.

Своё учение Он в храме
Продолжил. Книжники считают,
Что, мол, Христос есть сын Давидов.
Но почему? Ведь псалмопевец
Сам Господом Христа назвал.
Исполненный Святого Духа,
В псалме он вывел стодевятом:
«Господь сказал, чтоб мой Господь
К Нему садился одесную,
Доколе Он врагов Его
К ногам пречистым не положит».
Итак, Христа назвал Давид
Не сыном – Господом. Так как же
Господь стал сыном для Давида?

И Он сказал: «Остерегайтесь
Тех книжников, что гордо ходят
В одеждах длинных, принимая
Приветствия на всех собраньях.
Те книжники ужасно любят
Сидеть с почётом в синагогах
И возлежать на видном месте
На пиршествах. Дома вдовиц
Они нещадно поедают
И долго молятся, лишь только б
Их люди видели, – сии
От Бога примут осужденье
Наитягчайшее, и сами
Свою гордыню проклянут».

И у сокровищницы сел
Христос, тихонько наблюдая,
Как каждый, со своей привычкой,
С особенной своей причудой,
Клал деньги в общую копилку.
Богатые вносили много,
Кто победней – гораздо меньше.
Вот, в тёмном, подошла вдова,
Она две лепты положила,
С монету мелкую – кондрант.
И подозвал к себе учитель
Учеников: «Я говорю вам,
Что эта бедная вдова
В сокровищницу положила
Гораздо больше богатеев,
Гораздо больше остальных.
Все жертвовали от избытка,
Она ж от скудости своей
В капилку храма положила
Всё пропитание своё».

Когда Он выходил из храма,
Воскликнул ученик, идущий
С Ним рядом: «Посмотри, учитель!
Какие камни здесь! Какие
Здесь здания! И храм какой!»
На это Иисус ответил:
«Ты видишь зданий сих громады?
Разрушено всё это будет;
И не бывать на камне камня
На этом месте».
И когда
На Елионской Он горе
Сидел напротив храма, Пётр,
Андрей, Иаков, Иоанн
Негромко Господа спросили:
«Скажи, когда всё это будет,
И признак назови, когда
Должно всё это совершиться?»
И, отвечая, Иисус
Стал говорить им: «Берегитесь,
Чтоб не прельстил вас кто-нибудь,
Поскольку многие придут
Под именем Моим, и станут
Всем говорить, что это Я,
И многие из них прельстятся.
Когда ж услышите о войнах
И о военных слухах, то
Не ужасайтесь, ибо сбыться
Сему на свете надлежит,
Но это не конец покуда.
И на народ народ восстанет,
И царство нападёт на царство;
И страшные землетрясенья
Изменят лик земли; начнутся
И глады, и смятенья; только
И это не конец; но это
Начало будет тех болезней,
Что мир к кончине приведут.

Но вы смотрите за собою;
Поскольку будут предавать вас
В судилища; и в синагогах
Вас будут бить; перед царями
Поставят вас, чтоб вы им ложно
Свидетельствовали обо Мне.

Есть и еще одна примета:
Должно Евангелие прежде
Быть проповедано в народах
Во всех концах земли.
Когда же
Вас поведут на суд неправый,
Вы не заботьтесь наперёд,
Что говорить вам, не готовьте
Себе речей; но что дано вам
В то время будет – только это
И говорите; ибо это
Не ваши будут речи; скажет
За вас те речи Духой Святой.

И вот прследние приметы.
Предаст на смерть отец детей,
Брат брата; и восстанут дети
На мать и на отца; убьют
Родителей.
И будут вас
Жестоко ненавидеть только
За имя лишь Моё; но кто
Претерпит до конца, – спасётся.

Когда же мерзость запустенья,
Давно пророком Даниилом
Предсказанную, вам придётся
Увидеть, где не подобает
(Читающий да разумеет),
Тогда, кто будут в Иудее,
Да в горы убегут, а кто
На кровле будут, те же пусть
Не сходят в дом, чтоб взять чего-то;
И кто на поле, пусть назад
Да не вернутся за одеждой.
Беременным и тем, кто будут
Питать сосцами малышей, –
Великое случится горе.
Молитесь, чтобы не случилось
Зимою бегство ваше.
Ибо
В те дни такая будет скорбь,
Какой от сотворенья мира
Не знали; лишь в конце узнают,
В великий судный день Господень.
И если бы Господь тех дней
Не сократил, то не спаслась бы
В те сроки никакая плоть;
Но ради избранных, которых
Избрал Он, – сократил те дни.

Тогда, когда вам кто-то скажет:
«Вот, здесь Христос» или «Вот, там»,
Не верьте им.
Ибо восстанут
Лже-Иисусы, лжепророки;
Знамения и чудеса
Дадут обильно, чтоб прельстить
Всё человечество тех дней;
И даже тех, кого Провидец
Уже избрал.
Вы ж берегитесь.
Я наперёд сказал вам всё.

И в дни, которые случатся,
После великой скорби той,
Померкнет солнце, и луна
Не даст земле ночного света.
Спадут, сгорая, звёзды с неба,
И поколеблется единство,
Гармония небесных сил.

И Человеческого Сына,
Грядущего на облаках,
Тогда увидят с силой многой
И вечной славой неземной.
И вот Он Ангелов пошлёт,
Чтоб избранных они собрали
От четырёх ветров, от края
Земного и до края неба.
Вы от смакОвницы возьмите
Подобие: как только ветви
Её становятся помягче
И пустят первую листву, –
Недалеко уже до лета.
Так и когда увидеть вам
Случится, что, о чем я нынче
Сказал, сбываться начинает,
То знайте – близко, при дверях.

Я истинно вам говорю:
Что не прейдёт сей род людской,
Как станет это всё сбываться.
Пройдут и небо и земля,
Но не пройдут слова Христовы.
О дне же том или о миге,
Никто не знает – будь то Ангел,
Будь Сын Его – один Отец.
Смотрите, бодрствуйте, молитесь,
Зане не знаете, в какую
Минуту то наступит время.
Подобно как бы кто собрался
В далёкий путь и, оставляя
Свой дом, дал слугам власть свою,
И каждому своё дал дело,
И постоянно быть на страже
Привратникам заданье дал.

Итак, не спите, но бодритесь,
Ведь вы не знаете, когда
Хозяин дома возвратится:
Быть может, вечером, а может,
И в полночь, в пенье петухов
Или совсем уже под утро.
Чтобы, придя внезапно, он
Вас спящими не обнаружил.
И что я нынче говорю,
Не только вам, мои собратья,
Но говорю я всем – бодритесь!
Чтоб вас хозяин в час прихода
Во сне беспечном не застал».

И приближался праздник пасхи
И опресноков. И искали
Первосвященники, как взять им
Христа скорее и убить.
И говорили: «Только надо
Не в праздник, чтобы возмущенья
В народе не было».
В то время
В Вифании Он поселился
У прокажённого Симона.
И возлежал, когда пришла
С сосудом редкостного мира
Мест вифанийских уроженка
И содержимое сосуда
Ему на голову возлила.
И в окруженьи Иисуса
Возник негодованья ропот:
К чему такая трата мира
Из нарда цельного и очень
Дорогостоящего? Лучше б
Продать его на рынке было
Динариев за триста, ну а
Полученные деньги нищим
Раздать – шептались за столом.

Но Иисус сказал: «Оставьте
Её. Что женщину смущать?
Она ведь доброе, благое
Мне дело сделала. Поскольку
Вы нищих видите всегда
И, если только захотите,
Дадите милостыню им.
Меня же видеть вам недолго.
И сделала она, что только
Ей можно было сделать: тело
Моё помазала она
Пред погребеньем. Говорю
Вам истинно: где только будут
Евангелие проповедать,
В любом конце земного царства,
Там будет сказано о ней –
В её всегда благую память
О том, что сделала она».

И вот Искариот Иуда,
Из окружения Христова,
Пошёл к церковной высшей знати,
Чтоб в руки ей предать Его.
Первосвященники, услышав
Об этом зле, возликовали
И обещались дать Иуде
За это сребренников. Он же
Искал минуты поудобней,
Чтобы исполнить страшный долг.

Когда в день первый опресноков
Ягнёнка к пасхе закалали,
Христа сподвижники спросили:
«Где хочешь пасху есть? Её мы
Пойдём и приготовим».
Он
Двоим из них даёт заданье:
«Пойдите в город. Вам навстречу
С кувшином некто попадётся.
За ним пойдите. И куда он
Войдёт, хозяину скажите:
Учитель спрашивает, где
Та комната, в которой можно
Мне пасху есть с учениками?
Он горницу свою покажет,
Большую, устланную, там
И приготовьте всё, что нужно».
Отправились ученики,
И всё нашли, как Он сказал им
И сделали, как Он велел.

И вот настал пасхальный вечер,
И Он с двенадцатью приходит.
Когда они лежали, ели,
Христос сказал им: «Говорю
Вам истинно, один из вас,
Который ест сейчас со Мною,
Меня предаст».
Они с печалью
Поочерёдно говорили:
«Не я ли?» и другой: «Не я ли?»
И Он сказал им, отвечая:
«Один из вас, вот в это блюдо
Свой хлеб макающий со Мною.
Но, впрочем, как о Нём известно
Из всех пророческих писаний,
Сын Человеческий идёт.
Но горе человеку, если
Его предаст он. Было б лучше
Ему на свете не родиться».

Когда они ещё сидели
И ели за столом, Учитель
Взял хлеб, благословил его
И преломил, и дал другим,
Сказав: «Примите и ядите;
Сие Моё есть тело».
После
Он чашу взял, благословив,
И подал, и из чаши пили.
И Он сказал: «Сие есть Кровь,
Кровь нового завета; скоро
За многих я пролью её.
Я истинно вам говорю,
Что уж не буду от плода
Пить виноградного – до часа,
Когда я новое вино
Пить буду в Царствии Небесном».

И вот, воспев, до Елионской
Они пошли горы. И грустно
Сказал Учитель Иисус:
«Все в эту ночь вы соблазнитесь
О Мне. Захарий написал:
Не будет пастыря, и овцы
Рассеются. Я в Галилее
Вас предварю, когда воскресну».

Но Пётр сказал Ему: «Уж если
И соблазнятся все из нас,
То я не соблазнюсь, Учитель».
И говорит ему Христос:
«Попомни истинное слово
Моё: сегодня, в эту ночь,
Пред тем, как дважды пропоёт
Петух, ты трижды от Меня
Поспешно отречёшься».
«Если б
Мне предстояло умереть, –
Ответил Пётр с усильем большим, –
Я от Тебя не отрекусь».
Так все в тот вечер говорили.

И в Гефсиманию пришли.
И Он сказал: «Вы здесь побудьте,
Пока схожу я, помолюсь».
И взял с Собою Он Петра,
Иакова и Иоанна,
И вдруг затосковал ужасно.
И так сказал: «Душа Моя
Скорбит смертельно; здесь побудьте;
Пободрствуйте, пока молюсь».
И, отойдя немного, пал
На землю и молился, чтобы,
Возможно если, не коснулся
Его сей час неумолимый.

И говорил: «О авва Отче!
Тебе, Всесильный, всё возможно.
Так пронеси и эту чашу,
Чтоб не испил Я из нее.
Но будет пусть не что хочу Я,
А только то, что хочешь Ты».

И возвратился, и увидел
Учеников своих заснувших,
И говорит Петру: «О Симон,
Ты спишь? Не выдержал и часа,
Чтоб не заснуть?»  И говорит:
«О братья, бодрствуйте, молитесь,
Чтобы не впасть вам в искушенье.
Дух бодр, плоть немощна».
И вновь
Он отошёл, молился долго,
Всё слово в слово повторив.
И возвратившись, вновь нашёл их
Заснувшими. Глаза у них
Отяжелели. И они
Не знали, что Ему ответить.
И вновь приходит в третий раз
И говорит: «А вы всё спите?
Всё почиваете? Вставайте.
Всё кончено. Нагрянул час.
Вот предаётся грешным людям
Сын Человеческий. Вставайте!
Пойдёмте. Скоро. Вот уже
Приблизился Меня предавший».

И тотчас, лишь сказал Он это,
Из темноты Иуда вышел;
И множество народа с ним,
С мечами, кольями, камнями.
Первосвященники немало
Той тёмной ночью потрудились.
Толпе же этой предающий
Дал знак: кого я поцелую,
Того хватайте и ведите.
И подошел к Нему Иуда
И говорит: «Равви! Равви!»
И вот Учителя целует.
И тут же руки возложили,
И окружили плотно, взяли.
Всего один поднял свой меч
За Иисуса и ударил
Схватившего, но только ухо
Отсёк ему.
Тогда Христос
Сказал: «Чего ж вы на Меня
Как на разбойника напали
С мечами, кольями? Я с вами
Почти что каждый день встречался
В Господнем храме, где учил вас.
Что ж вы тогда меня не брали?
Но пусть сбываются Писанья».

И все оставили Его,
В потёмках сада разбежались.
И только юноша один,
Укрывшись плотно покрывалом,
Пошёл за Ним, но тут же схвачен
Был воинами и, оставив
Им покрывало, убежал
С проворством серны.

А Христос
Тем часом приведён был стражей
К первосвященнику. Собрался
К нему весь цвет того священства,
Тех книжников и тех старейшин,
Которые искали смерти
Христу.
Пётр следовал за стражей,
Издалека следил, но после
Вовнутрь двора зашел и грелся
У разведённого прислугой
Костра.
А весь синедрион
Искал свидетельств на смутьяна;
Старался; и не находил;
Хоть обвинений много было,
Но ни одно законной силой
Не обладало.
Большинство
Свои сводило показанья
К одним словам: «Вот, мы слыхали
Как Он народу говорил,
Что храм разрушит рукотворный
И через три воздвигнет дня
Другой, без мастеров».
Тогда
Первосвященник Иисуса
Спросил: «Что Ты не отвечаешь
Им ничего? Они ведь против
Тебя свидетельствуют!»
Но
Христос молчал, не отвечая.
Тогда опять первосвященник
Спросил Его: «Ты ли Христос,
Сын Всеблагого?»
И Христос
Тогда ему ответил: «Я.
И Человеческого Сына
Вы узрите в великой силе,
Грядущего на облаках».
Тогда первосвященник, в гневе
Вскричал, одежду разрывая:
«На что свидетели еще нам?!
Не богохульство ли сейчас мы
Улышали? И те, кто раньше
Христа виновным обвиняли,
Все сходятся в одном желаньи –
Признать Его повинным смерти».
И многие плевать в Него
Злорадно стали; в грудь и спину
Толкали своего пророка;
И говорили: «Прореки!»;
И гневно били по ланитам.

Когда стояли у костра,
Пришла хозяйская служанка
И, подозрительно всмотревшись
В Петра, сказала: «Ведь и ты
Был с Назарянином!», но Пётр
Отрёкся; он сказал: «Не знаю;
И то, о чём ты говоришь,
Не понимаю». И, поднявшись,
Вон вышел на передний двор;
И в этот миг пропел петух.
Служанка, вновь Петра заметив,
Сказала у костра стоявшим:
«Вот этот с ними был!». Но он
Опять отрёкся. Чуть позднее
Ему сказали вновь, что он
Из окружения Христова,
Поскольку, судя по наречью,
Он галилеянин, и, видно,
Один из них. Но начал Пётр
Теперь уж клясться и молиться,
Что человека, о котором
Ему толкуют, он не знает.
И в это самое мгновенье
Опять запел петух.
И вспомнил
Несчастный ученик слова
Учителя, что прежде, чем
Споёт петух два раза, – трижды
Он отречётся от Христа;
И, как ребёнок, он заплакал
Обидно, безутешно, горько.

Уже рассвет; синедрион
Решает спешно – богохульца
Связать и передать Пилату.
Пилат же так спросил Христа:
«Ты Иудейский Царь?» На это
Христос ответил без боязни:
«Ты говоришь». И Иисуса
Первосвященники во многом
Перед Пилатом обвинили.
Пилат же вновь спросил Его:
«Ты ничего не отвечаешь?
Или не видишь, сколько много
Звучит в твой адрес обвинений?»
Но Он по-прежнему молчал,
Так что Пилат опять дивился.

На каждый праздник отпускал
Он узника, о ком просили.
Так и на этот раз был в узах
Варрава некто; вместе с шайкой
Сообщников – в дни мятежа,
Случившегося в Иудее,
Он в злобе совершил убийство.
И вот народ перед дворцом
Пилатовым, крича истошно,
К наместнику, земному богу,
С обычной просьбой обратился.
И он сказал в ответ толпе:
«Хотите ли, чтоб отпустил вам
Я Иудейского Царя?»
Ибо ему известно было,
Что предала Христа верхушка
Священников лишь по причине
Глупейшей зависти людской.
Но челядь местного священства
Ходила меж людьми, склоняя
Их за разбойника просить.
И площадь грянула: «Вар-ра-ву!!»
Тогда Пилат переспросил:
«Что ж вы хотите, чтобы сделал
Я с тем, которого назвали
Вы сами же своим Царём,
Царём народным, Иудейским?»
И площадь вновь качнулась в рёве:
«Распни Его! Распни Его!!»
Тогда Пилат, желая сделать
Угодное народу, взял
И отпустил ему Варраву.
А Иисуса, бить велев,
Предал распятию. Охрана
Свела Его во двор дворца,
Где полк собрался. И одели
В торжественную багряницу,
Сплели венец Ему терновый
И возложили на Него.
И стали чествовать притворно:
«О радуйся, Царь Иудейский!»
И били тростью, и плевали
Ему в лицо, и на колени,
Смеясь, на землю становились,
И низко кланялись Ему.
Когда же вволю насмеялись,
Сорвали багряницу, снова
В одежду прежнюю одели
И повели на место казни.

Шёл мимо Симон Кириней;
И крест, который уронил
Учитель, рухнувший под ношей, –
Его заставили нести.
И на Голгофу привели,
На место Лобное; и дали
Ему вино испить со смирной.
Но от вина Он отказался.
Распявшие Христа делили
Его одежду, бросив жребий,
Кому что взять.
Был третий час,
Когда Его распяли. Надпись
Вину его обозначала:
«Царь Иудейский». Рядом двух
С Христом разбойников распяли;
Один по левую был руку,
Другой – по правую. Сбылись
Слова Писания, что будет
К злодеям Иисус причтён.

Пришедшие на место казни
Злословили над Иисусом:
«Эй! разрушающий в три дня
Храм иудейский и в три дня
Его опять же создающий!
Спаси Себя, сойди с креста».
Первосвященники, а с ними
И книжники, насмешкам вторя,
Между собою говорили:
«Других спасал, а Сам Себя
Спасти не может. Пусть же Царь
Израилев сойдёт с креста.
И мы увидем. И в Него
Уверуем». – И усмехались.

В шестом часу настала тьма
По всей земле и продолжалась
До девяти.
И в это время
В страдальческом предсмертном крике
Христа молитва вознеслась:
«О Боже мой! о Боже мой!
Зачем Меня Ты оставляешь?»
Стоявшие у трёх крестов
Сказали: «Илию зовёт».
Один же подбежал к Нему
И, губку с уксусом на трости
Приблизивши к губам Христовым,
Давал Ему испить, смеясь:
«Постойте! вот теперь посмотрим,
Придёт ли Илия на помощь
И снимет ли Его с креста».

Христос же, громко возопив,
Дух испустил. И тем же мигом
Завеса в храме иудейском
Разодралась от верха к низу.
А сотник, у креста стоявший
И видевший, как Иисус
Дух испустил, сказал печально:
«Воистину сей человек –
Сын Божий».

Впереди толпы,
Которая на казнь смотрела,
Стояли женщины, что были
С Ним в Галилее; и потом
По Иудее с Ним ходили,
Служа и верою и правдой;
И между слуг Его вернейших
Была Мария Магдалина;
Была еще Мария, мать
Иакова и Иосии;
И Саломия рядом с нею.

Но ближе всех к кресту сыновью
Стояла в безутешном горе
Христова мать; в рыданьях плечи
Её дрожали мелко-мелко;
И, обнимая мать Христову,
Стоял любимый ученик
Ушедшего,
сам горько плача.

18 апреля 2011 года,
Великий понедельник;
21 апреля 2011 года,
Великий Четверток,
Воспоминание Тайной вечери;
22 апреля 2011 года,
Великий пяток,
Воспоминание Святых спасительных Страстей
Господа нашего Иисуса Христа.