Письмо Михаила Калашникова

Валерий Шувалов
          14 января 2014 года практически вся мировая печать публикует сообщения и комментарии из Москвы в связи с письмом скончавшегося 23 декабря прошлого года в возрасте 94 лет всемирно известного военного конструктора Михаила Калашникова, которое было опубликовано днём ранее в прокремлёвской газете "Известия".
          Из этого письма, датированного 7 апреля прошлого года и направленного патриарху Кириллу, явствует, что М. Калашников, приобщившийся к христианской вере, когда ему был 91 год, испытывал в последние годы и месяцы своей жизни искреннее сожаление (если не сказать больше, раскаяние) по поводу того, что изобрёл столь смертоносное оружие, как автомат АК-47, который используется во всём мире как орудие убийства и инструмент агрессии и ненависти.
          В своём письме, составленном на двух страницах и скреплённом его подписью, Михаил Калашников просит патриарха Кирилла ответить ему на мучающие его вопросы, касающиеся того, виновен ли он, христианин и православный, в гибели бесчисленного количества людей. Моя духовная боль неизмерима, пишет он, и чем дольше я живу, тем больше этот вопрос сверлит мой мозг. Количество церквей и монастырей в нашей стране постоянно увеличивается, пишет он далее, но зло тем не менее не убывает.
          Сообщается, что Кирилл успокоил Михаила Калашникова, назвав его большим патриотом, и ответил знаменитому конструктору в том духе, что церковь поддерживает применение оружия в целях защиты отечества и не видит в этом никакого греха. Неизвестно, был ли Михаил Калашников удовлетворён этим ответом патриарха, который был передан ему через пресс-секретаря РПЦ.
          Как известно, первая версия автомата Калашникова появилась ещё во времена Сталина, в 1947 году. Он был предельно прост в обращении и крайне неприхотлив: считалось, что он "и в огне не горит, и в воде не тонет". За создание этого боевого оружия, которое, как говорилось в те времена, предназначалось исключительно для целей обороны, Калашников был удостоен сталинской премии. Впоследствии АК-47 неоднократно модернизировался (АК-74, АКС-74у, АК-101, АК-107), однако его основная концепция оставалась неизменной. Считается, что он во многих отношениях лучше и эффективнее американского аналога М-16. Некоторые германские специалисты до сих пор утверждают, что автомат Калашникова был якобы сконструирован по образцу немецкой штурмовой винтовки 44 (Sturmgewehr 44), разработанной в Третьем Рейхе.
          Однако сам Калашников, работавший до конца 80-х годов главным конструктором на ИЖМАШе в столице Удмуртии Ижевске, так и не разбогател в Советском Союзе, поскольку его изобретение не было залицензировано. Лучше бы я изобрёл какую-нибудь газонокосилку, сказал он однажды с горькой усмешкой. На Западе конструктор такого профиля и масштаба мог бы стать мультимиллионером или даже миллиардером.
          По словам лондонской газеты The Independent, Михаил Калашников фактически завоевал весь мир, но потерял свою душу. Его письмо патриарху - это одновременно и прозрение, и раскаяние.  В этом смысле его можно сравнить с американским физиком Робертом Оппенгеймером и его российским коллегой Андреем Сахаровым, которые также под конец жизни испытывали душевные муки, сознавая свою ответственность перед человечеством за созданное ими соответственно атомное и водородное оружие.
          По приблизительным подсчётам, в мире до сих пор было продано в общей сложности примерно 100 млн автоматов Калашникова, которые положили конец бесчисленному количеству человеческих жизней. Советский Союз не только продавал это оружие повстанцам и революционерам, но и разрешил производить его в тридцати странах мира. Не удивительно поэтому, что оружие это попало в руки террористов, наркодельцов и прочих криминальных элементов. АК-47 можно видеть до сих пор на государственном флаге Мозамбика.
          В этой связи лондонская Daily Mail приводит слова самого Калашникова, сказанные им ещё в 2008 году: Мне больно видеть, как преступные элементы всех мастей  стреляют и убивают людей из моего оружия. А годом ранее, в интервью американскому информационному агентству The Associated Press он сказал, что по ночам спит спокойно и что только политиков надо винить в том, что они срывают достигнутые договорённости и прибегают к насилию.
          Письмо Михаила Калашникова патриарху, составленное на двух страницах, было написано в апреле прошлого года, когда сам конструктор был уже тяжело болен. По словам его дочери, это письмо ему помогал писать местный батюшка, а отец лишь поставил под ним свою подпись.
          Многие обозреватели в этой связи задаются теперь вопросом, что заставило проправительственную (а не какую-нибудь оппозиционную, к примеру) московскую газету опубликовать это покаянное письмо менее чем через месяц после кончины его автора и почему оно не было предано гласности сразу же после его смерти.