Сергей Дронкин - интервью для Atmosfear 12-2013

Георгий Арустамьян
СЕРГЕЙ ДРОНКИН «TERROR ZONE TV»

У одних читателей сразу возникнет вопрос: Сергей Дронкин, кто это?? «Terror Zone TV» – что это?? У других – родится возглас радостного удивления: «О, Сергей Дронкин, вот это да!! «Террор Зон» – ух ты!! Как? Откуда?!» Само собой, первых можно понять: всё и всех знать невозможно, а вот вторые – в большинстве своём – конечно же, помнят его не только по активному андеграундному общению в 1990-ых, но и по беспрецедентным телепередачам, которые он тогда создавал вместе со своим братом Андреем... И теперь, само собой, надо у него спросить, как это всё началось, продолжалось и, к сожалению, закончилось?

«Во первых строках своего письма, любезная Катерина Матвевна, позвольте рассказать, что красноармеец Сухов продолжает неравный бой с гидрой контрреволюции... А ежели сурьёзно, то для начала – всем привет и здравствовать! Придётся зацитировать себя любимого из давнего интервью «Рэйвену» («Raven», фанзин Тимофея Довгого, г.Смоленск – Прим.ред.). Итак, сначала я абсолютно случайно попал в «ящик чернобогов», делая некую новостийно-развлекательную металлическую программу, не подозревая о существовании какого-то там «подземелья-андеграунда» (тогда я полагал, что андеграунд – это некие полудикие художники). Хотя, вообще, началось всё гораздо раньше – когда у меня появился первый магнитофон и первые кассеты с записями. Так “я стал предателем” – тьфу, меломаном, и потом уже стал собирать по крупицам различную информацию, (а во времена моего дэдства это были, действительно, крупицы): вырезки (чаще всего ругательные – типа, “их нравы”) из газет-журналов, выписывание по дикому блату журнала «Побечук» (так Сева Новгородцев простебал журнал «Ровесник» - Прим.ред.), слушание "вражьих голосов", запись их на кассеты, дальнейшее переписывание информации в тетрадки и хождение по рукам этих ”конспектов” (тех же Севиных «Рок-посевов», например), покупка на рынке у глухонемых мутных фоток с известными и неизвестными группами и т.д. и т.п. В-общем, весёлая жизнь советского подростка – молодые не поймут, ровесники – улыбнутся. Простим мне лирическое отступление и продолжим «мысию по древу» течь. Потом (кажется, в журнале Fuzz) высмотрел рекламу «Necrozoophilic Video Compilation» (это была первая в нашем андеграунде сборка видеозаписей выступлений наших подземных команд типа Anal Pus, Sieged Mind, Infected и т.п.), списался с её автором – Владом Короленко, заказал оную – и понеслось погружение в “пучины андеграунда” – переписка с десятками групп, обмены кассетами и все прочие прелести тогдашнего андеграундного общения и "тэйп-трейдинга". По мере погружения в эти самые пучины происходило формирование абсолютно новой концепции программы (я про «Террор Зон» нашу) ну и прочее развитие... Эххх.... в какой-то момент наступил некий предел что ли – от аморфности фэнов (отдачи от них не было практически никакой) и как следствие – абсолютное равнодушие к самой программе со стороны руководства канала (она существовала больше трёх лет – не помню точно – сколько; и мы с братом делали её полностью сами, освоив съёмку, монтаж и прочие причиндалы, а люди с ТВ что-то для нас делали только первые месяца три);  от ****обольства подавляющего большинства наших групп, которые обещали высылать свои материалы, интервью, но ничего не делали; от разочарования результатами нашего могучего концерта «Три года Terror Zone». В общем, всё в кучу сложилось – и программу я закрыл...  Уже вот в последние годы, после освоения мной Интернета и соцсетей, я с огромным удивлением узнал, что кассеты с записями программ имели хождение по стране, даже вроде в Москве на «Горбухе» светились. Знал бы это тогда – может, ещё какое-то время повоевал бы». 
 - В том юбилейном концерте TZ участвовало три группы. Расскажи об этих всех бандах – почему на сцене были именно они и что с ними сейчас?
«Ооо… "Боже, как давно это было"... В первую очередь там были наши друзья – группы, нам близкие и дорогие: те, кого мы пробовали "продвигать" в андеграунде. Frozen Tears играли довольно оригинальный почти готик-дум, записали неплохой демо-альбом «Suicidal Fantasy» и распались, а затем переродились во Phlegethon... Далее: Melting Pain – стёбовый разовый хардкор-проект с участием Андрея и Ильи из Noah`s Flood (Андрей, кстати, в NF был барабанщиком, это он в MP поорать взялся) – после концерта они благополучно разбежались. Естественно, мы бы хотели видеть на концерте именно Noah`s Flood – пожалуй, лучшую группу с КМВ (Кавказские Минеральные Воды – Прим.ред.), но они были чисто студийным проектом, посему и такая вот замена... «Депрессия» – была культовой группой в Ставропольском крае, играли очень качественный дум, записали ещё в 1995-ом году великолепное демо «Распятье Богов» (им тогда по 16-17 лет было!), песни с которого до сих пор народ впечатляют, но, к огромному сожалению, по жизни были изрядными рас****яями, поэтому больше ничего не записали, хотя и собирались это сделать не один раз. В 2001-ом году «Депрессия» вошла в состояние полураспада, а после гибели их лидера Русика в 2007-ом, видимо – распались навсегда. Остальные музыканты в том же году хотели таки записать альбом с оставшимся материалом, но всё кончилось лишь двумя песнями, а жаль… Кстати, упомянутые и неупомянутые альбомы наших групп можно скачать на «рутрекере». Предвижу и следующий законный вопрос – про наш Phlegethon... Рассказываю… В 2004-ом году Ромка Керкис (ex-Frozen Tears) начал настойчиво трясти Юрку Кана (экс-оттуда же) на предмет совместного музицирования. Начали они что-то такое мутить и искать согруппников,  я пришёл к ним на репу посмотреть и в результате нагло ворвался в коллектив. Затем притащил за собой Андрюху из Noah's Flood – этакая супер-группа из "звездюлин" местного разлива получилась... Мы за пару лет от хэви-метал ужесточились до почти дэта (Юрка обозвал наш стиль Mystic Southern Death), записали демо «Beneath The Bathos», с, по моему личному мнению, великолепной музыкой, наработали отличную программу, а потом – бах! – и я ушёл. Извечная проблема многих групп – два лидера в одном коллективе не уживаются. Глупо, конечно, но так вот случилось: понты, амбиции – в результате хорошая группа пропала – материал они так и не записали, потом ушёл барабанщик, а нового толкового так и не нашли…  В итоге группа переродилась в Egregore – абсолютно безликий (что странно, ведь композитор остался прежний) проект, так ничего и не оставивший после себя (я о записях), а с отъездом Юрки на родину Питера Джексона – распалась... Печально, что жертвой наших с Юркой тёрок и амбиций пал и наш (с тобой) многообещавший проект «Изгой». В рамках «Изгоя» решили что-то записать, когда уже я покинул Phlegethon, и ради записи несколько раз я вновь репетировал с группой, но – запись растянулась во времени. При этом, записывая каждый свои партии, мы друг с другом вообще не общались – в результате: миллион косяков плюс звукоинженер изрядно поднасрал нам, отдав многодорожечную запись, где сдвинул дорожки относительно друг друга. Я этого сразу и не понял. В итоге мой брат ****ся со сведением бесконечное время, а в результате получилась всё равно херня, ибо там вокал не совпадает с музыкой. Это стало ясно лишь после того, как сведение было закончено, и я уже раз ‘дцать прослушал результат. Вокал там на какие-то доли секунды сдвинут, а в результате получилось хз что, хотя пару-тройку песен всё-таки слушать можно».

- Получается, это был последний шанс ещё остаться «в строю», но, видно, не судьба… И ты в какой-то мере пропал из виду, из слуху, но сейчас мы тебя хотя бы ненадолго, но всё же выведем на свет. А вот кого ты сам «потерял» с тех времён, кого бы ты хотел не только найти, узнать кто-где-как, а и увидеть в рядах активных деятелей тяжёлой/тёмной/подземельной жизни?
«Как ни странно, но я нахожусь в более-менее постоянном контакте практически со всеми людьми, с кем общался в те годы, и кто продолжает меня интересовать. Спасибо Интернету. Поэтому – сейчас вот старательно вспоминал-вспоминал – и так и не вспомнил кого-то, кто бы меня интересовал, а я его совсем потерял.... А кого бы хотел видеть активными в плане творчества – это Тима Довгого (Raven'zine), Серёгу Тесленко (Dance of Sauron'zine) и Серёгу «Хантера» Григорьева (Катюша'zine), но все они, к сожалению, совсем отошли от всех этих писательских дел – семьи, дети, работы и т.д., но музыку слушать и любить продолжают».

- Журнал Atmosfear, по сути, если не является сейчас, то изначально был именно fanzine`ом... Раз уж мы упомянули его «коллег», расскажи об этой сфере подземной жизни – этого андеграундного самиздата и какие отличительные особенности были у тех фанзинов?
«Было некоторое количество фанзинов (не более количества пальцев на руках) так сказать «с большой буквы» – со своей уникальной атмосферой, с ярко выраженным почерком автора, отражающих внутренний мир оного и его взгляды и пристрастия. И была куча «хочется-быть-фанзином-журналом», не отражающая ничего, кроме стремления показать, что и мы не лаптем шиты и не лыком щи хлебаем... Всё, как всегда... Помнишь – в том же «Рэйвене» – я сравнил андеграунд с маленьким красивым мрачным замком (вход в который открыт лишь немногим), к которому пристроен огромный несуразный сарай, в котором копошатся все, кому не лень.... Вот так оно и было, да и сейчас есть».

- А чем были наполнены твои передачи TZ? Что это было по содержанию, идеологии, стилю?
«Ну,  прежде всего - они были наполнены музыкой (как ни странно)– клипы, новости, иногда обзоры дисков. После знакомства с андеграундом в Terror Zone стали появляться видеосъёмки наших групп, потом – интервью. Эти интервью делались по почте, и монтировать их было самым большим геморроем, ибо почти никто из групп не выполнял элементарных технических требований, типа пауз между ответами, а с тогдашней кассетной видеотехникой это добавляло головной боли при сборке. Позже появился явный уклон в язычество: я начал рассказывать о праздниках, знакомить со славянскими общинами – и всё это на общем мизантропском фоне со вставками типа "человек – это звучит гордо" и показом под них всяких людских уродств вроде истребления дельфинов. Как-то так... Забавно, что последний год TZ выходила в эфир сразу после передачи «Слово пастыря» – это не шутка, реально! Я не звал и не зову никого и никуда, не хочу влиять на кого-то (хотя, скорее, влиять хочется, но не в плане кого-то куда-то тащить, а чтобы думали больше, чем верили) – я лишь показывал мир таким, каким его вижу я».

- Как ни крути, а таким понятием, как «поколение», ты можешь не только морально, но и физически оперировать – 30 лет «в роке» это не шутки. Что бы ты сейчас сказал про метаморфозы неформальной жизни нашей страны?
«Ух! Вспоминается интервью редактора «Сотсирх Сусии» (радикальный наци-сатанинский фанзин, сейчас его издатель играет в группе Blackdeath) в "Рэйвене". Ничего не изменилось... Нет, конечно, внешние изменения огромны – появилась масса возможностей покупать приличные инструменты, качественно записываться (при должной сноровке – даже не выходя из дома), выпускать диски (которые сейчас уже почти и не нужны). Появился миллион возможностей прославлять в веках себя любимых, но, по сути, абсолютное большинство групп – тотальная херня. Раньше были сотни групп, записывавшие дерьмовые демо, сейчас – тысячи групп, записывающих дерьмовые альбомы. Отношение большинства музыкантов осталось всё тем же: большинство ни хрена не хотят напрягаться, хотя, по большому счёту, молодым сегодня и стремиться-то не к чему. Перспектив почти никаких... А главное изменение – это то, что к нам «в глубинку» стали приезжать с концертами группы разных калибров, и я живьём увидел некоторых из тех, по ком фанател с детства – Криса Нормана, например, или Nazareth. Ну, и наши музыканты стали обильно кататься по стране и, кроме не раз виденной «Арии», я повидал «Аркону», «Путь Солнца», Catharsis и много кого ещё».

- Думаю, будет тогда логичным привести здесь отрывок из вышеупомянутого разговора двух «подземельных редакторов»:
/////Тимофей (Raven'zine - 1999): Maggots'zine, твой первый издательский опыт, я читал ещё в те давние времена, когда о собственном фэнзине у меня и мыслей не было. Если я не ошибаюсь, Maggots вышел где-то в конце `93 - начале `94 года, что позволяет присудить тебе титул "старейшего из издателей действующих фэнзинов". Тогда кому же, как не тебе, судить о том, до какой степени опустился и разложился, или наоборот, поднялся и окреп этот наш столь милый сердцу андерграунд. Поделишься впечатлениями?
Дмитрий («Сотсирх Сусии»): НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ. Лучше было бы, если бы андерграунд "опустился и разложился", потому что это подразумевало бы движение - назад, вниз, вспять - но всё-таки движение. Любое, да - любое движение лучше застоя. Конечно, нельзя отрицать, что стало больше технически развитых представителей андерграунда - типографские журналы, флайеры, принтерные каталоги и т. п. Ксерокс отмирает и у нас... Но этот "полиграфический прогресс" и другие факты, которые также можно было бы рассматривать как проявление "роста андерграунда" - на самом деле всё лишь внешнее. Внутри всё то же самое. Это как дом, который отштукатурили и покрасили снаружи, но ничего не сделали внутри. Почему так? Всё просто. Люди - те, кто и создают этот андерграунд - остались такими же. И доказательства неизменности андерграунда увидеть крайне просто. Например, появляется какая-нибудь банда, которая знает, как нужно действовать в андерграунде, и которая, очень даже может быть играет хорошую музыку - на неё сразу же набрасываются все существующие фэнзины. В итоге, как я вижу по флайерам, содержание всех журналов практически идентично. Так было и раньше. Только сейчас вместо Anal Pus или Necrokilldozer другие названия. Или взять такое весьма противное мне обстоятельство, как намазывание почтовых марок клеем с целью их многократного использования - как были конверты, которые мерзко брать в руки, так и остались. Даже ещё больше стало. Я привёл только два примера. Всмотрись внимательнее в андерграунд - это проявляется во всех его областях. Нет, ничего не изменилось. Ничего./////

- И всё же, какие из российских-украинских-белорусских групп ты считаешь достойными внимания на мировом уровне?
«Да много их было и есть, так, навскидку – Gods Tower, Ens Cogitans, Mental Home, Aryavarta, «Вежа Хмар», Moon Far Away, Khors, Nokturnal Mortum, Djur, Navjarmaahr, «Оле Луккойе», Intra Spellaeum, «Крыница», «Разнотравье», Noah's Flood, мурманский «Мор»... Список можно продолжать и продолжать – другой вопрос, что наши группы «там» (в широком смысле) практически никому не нужны. Многие выпустили альбомы на иностранных лейблах, большое количество отечественных релизов уходит “в заграницу” по обменам, но это, собственно - и всё. Речи о каких-то серьёзных подвижках, вроде контрактов, турне, ”раскрутки” всяческой, как правило – не идёт. Редкие исключения, вроде «Арконы», лишь подтверждают правило. Музыкальный рынок там настолько перенасыщен, что буржуинским коммерсантам не нужно морочиться с постсоветскими группами со всеми нашими проблемами – типа нехватки денег, визами, дальними расстояниями и т.д. и т.п.»

- Да, знаешь, в последнее время часто слышу в высказываниях «ветеранов» и тамошней сцены искренние сожаления по поводу нынешнего положения молодых групп… Насчёт молодых групп и их стремлений – ну этот вопрос, наверное, даже можно и расширить: а к чему стремиться, вообще, молодым людям сейчас? Нет, это не о «формуле жизни», «национальной идее» - а в принципе? Ведь слишком многое стало не только доступно, но и запутано невероятно!
«Да хрен его знает, к чему им стремиться. Всё в мире девальвировано, а по-хорошему ведь честь, совесть, гордость никто не отменял. Беда только, что огромная часть молодых вообще не знакома с такими понятиями».

- А как ты относишься к цитате «только что-то истинно национальное может стать по-настоящему интернациональным»?
«Сейчас вот вспомнить пытаюсь каких-нибудь мировых исполнителей национальной музыки, обладающих воистину интернациональной популярностью. Если не вспоминать фолк-коллективы, типа казачьих ансамблей или «ривердэнсов», то на ум ничего и не приходит. Наоборот, всенародным признанием скорее мультикультурные Dead Can Dance пользуются. Или вот Metallica, например – есть в ней хоть что-то национальное?»
  - Недавно я с огромным удовольствием переслушивал такие «странные» группы, как KYPCK и «Баба Яга» - как ты относишься к таким вот явлениям на сцене?
«Баба Яга» в своё время были неким культурным шоком, и их первый альбом я до дыр заслушал – второй был уже ”не то”. Кстати, в Англии была ещё и блэковая Baba Yaga – они в 2008-ом миньон `Sorrow. Neglect. Pestilence` выпускали – неплохой, надо сказать. А «KYPCK» – первый их альбом поначалу вызвал интерес, но надоел быстро, второй же не покатил вообще. Как отношусь? А как надо к этому относиться? Здорово, что наша культура и язык вызывают интерес у “западэнцэв”, так это им самим и интересно в первую очередь. Недавно вот австрийцев Die Drei Friseure пытался слушать ещё – добросовестно пытался… ***ня какая-то, а ведь кто-то в восторге…»

- Какие музыкальные пристрастия ты пронёс с 1980-90-ых до этих дней, а кто отсеялся, и какие любови появились в последние годы? Так же и в кино, в литературе…
«Больше музыки – хорошей и разной! Это – главное. Перечислять любимцев не буду – это будет эбический список на пару листов: от фолка до классики, от глэма до брутал-дэта, от эмбиента до немецких маршей. В литературе и кино примерно то же самое. В последнее время всё больше читаю исторической литературы – настоящей исторической, а не бредни пейсателей, типа Асовых и Задорновых. Завёл в «Одноклассниках» группу по ”языческой теме”, где народу пробую что-то рассказывать про наших реальных предков – реальных, а не выдуманных писателями и шарлатанами. Вот и свой уровень постоянно подтягиваю. Из художественной литературы по-прежнему скупаю и читаю все выходящие книги харьковского «триумвирата»: Олди, Дяченко, Валентинов; ещё –Ник Перумов, Стивен Кинг – это писатели, чьи книги в моей библиотеке есть все, ну и много чего ещё там есть. Недавно вот «Золотой храм» Юкио Мисимы осилил, впечатлило, хотя абсолютно чуждо… Из фильмов – великая тройка любимцев не меняется долгие годы – «Русь Изначальная», «И На Камнях Растут Деревья» и «Храброе Сердце» – эти фильмы я смотрел по нескольку десятков раз,  кроме этого могу с удовольствием посмотреть и боевик крепкий вроде «Звёздного десанта», и нечто серьёзное, типа «Как Ты Провёл Этим Летом» (но в арт-хаус всякий обычно не въезжаю), очень люблю Охлобыстинскую шизу – «Даунхаус» и «ДМБ» (первый только). По кино надо, наверное, ещё отметить, что являюсь фанатом переводов Дим Юрича «Гоблина» Пучкова, и стараюсь ничего не пропускать, что от него исходит. Жаль, только что теперь он именно работает переводчиком – как следствие, количество бутора, им переводимого, увеличилось».

- Почему завёл страницу по «языческой теме» именно в «Одноклассниках»? В «ВКонтакте» и в Facebook`е народу гораздо больше ведь…
«Как я уже говорил – мне не нужна паства, и я – не гуру. Я лишь делюсь информацией и всё. Почему-то именно в «Одноклассниках» я более всего прижился. «Фейсбук» меня вообще не греет, а «вКонтакте» я общаюсь с конкретными людьми (больше всего как раз со старыми знакомцами из подземелья)».

- Какие именно книги и события у тебя стали поворотными в процессе изучения истории наших предков?
«Раньше я вообще скупал и читал практически всё, где встречалось: ”славяне-арии-русы” – и с восторгом  читал о мега-древних и мега-великих предках, потом постепенно некоторое пресыщение началось, сомнения – типа, “что-то тут не так”… А потом купил приснопамятные “славяно-арийские веды” (САВ) – это и переполнило чашу! Чувство “ведь это ж ***ня тотальная!!!” было преобладающим (книжку я сжёг на известном тебе капище) – после этого стал гораздо придирчивей относиться к информации».

- Почему именно эта тема до сих пор особенно интересует тебя?
«Да фиг знает, почему она меня до сих пор интересует. Люблю, видимо. А в определённой сфере прямо “накипело” – скажу ещё вот что: на заре появления всех этих инглингов, всеясвятных грамотеев, крамольников и т.д. и т.п. мне казалось, что ничего страшного в этом нет (дескать, к истине ведь разными путями идти можно, и кто может твёрдо говорить о том, как оно там было на самом деле), и когда адекватные язычники стали с этим бороться,  я ещё спорил с ними – пусть живут, чего, казалось бы, страшного в расшифровывании слов; в вере в бога Ра (которого на Руси не было никогда) в сказках про “славяно-ариев”?? По прошествии лет десяти оказалось, что это, действительно, страшно – сейчас найти толковую и адекватную информацию уже очень трудно, особенно человеку, который вдруг заинтересовался историей и не имеет даже начальных знаний – изданы сотни, если не тысячи книг так называемых лингво-фриков и фолк-хисториков. В Интернете всё просто засрано (не, не так – ЗАС-РА-НО!!!) хиневичами-левашовыми-чудиновыми-трехлебовыми и прочими – нет числа им! В любом поисковике на любой запрос о славянах из ста ссылок 93-95 будет на сайты подобных уродов – и последние остатки традиции извращаются и убиваются... Живой тебе пример: ты недавно интервью с группой «Валькирия» делал,  и они вещали о “древнем воинском обереге” Валькирия – этот “древний”  оберег создал в начале 1990-ых мой друг Володя Январский – с конкретной задачей и для конкретного человека! Картинку потом с****ил аХиневич и запустил в массы, как древний оберег. Он же – аХиневич – собрал вообще все возможные изображения свастик со всего мира – придумал им якобы славянские названия (громовник-боговник-хреновник, всяческие соларды и коларды) и понеслось штамповать на продажу «обереги», которые в принципе не могут никого ни от чего оберегать, ибо настоящий оберег вообще нельзя купить – купленная вещь не “работает” как оберег! Сейчас уже и псевдоэтнографы появились, которые утверждают, что их бабушки ходили увешанные всякими “колядниками” и “хренядниками” и дают расшифровки народных узоров и вышивок по трактовкам инглингов! В общем, ****ец полный… »
- Есть ли что-то, что ты любил раньше, а сейчас это приводит тебя в ужас, и, наоборот, что-то, чего ты когда-то не принимал, не понимал, стало ли тебе ближе с годами?
«Хех, ну в детстве я очень любил помидоры с сахаром, например, или хлеб, намазанный томатной пастой – в зрелом возрасте попробовал и пришёл в ужас: как я это ел?!?! А на полном серьёзе, раньше был под влиянием всяких больших “открытий” в духе жёлтой прессы и искренне верил всяким Алексеевым, Асовым, Прозоровым, но сейчас меня от них тошнит. Раньше – под влиянием вышеперечисленных “правдорубов” я с презрением относился к науке, а сейчас с уважением отношусь к настоящим учёным – вроде Седова, Зализняка, Галкиной, Багдасарова, Агапкиной, Толстого…»

- В силу новых открытий изменилось ли твоё отношение к православию, христианству и, вообще, к «мировым религиям»?
«Да, к самой религии – изменилось, к церкви – нет. Православие – так случилось – стало тем самым фактором, благодаря которому появился собственно русский народ. До этого была куча отдельных племён и народцев. И именно после принятия христианства все и стали русскими, и в православии гораздо больше языческого, чем собственно христианского – даже боги языческие вполне себе успешно воплотились в христианских святых. В православии гораздо больше традиции, чем во многих нынешних неоязыческих “общинах”… Умиляет, когда неоязычники метут про “христианство – религия рабов”, вещают про гордых языческих предков, про то, что их развратила и обесчестила христианская религия и постоянно ****Ят о почитании предков. Спрашиваешь, так твои – лично твои – дедушки-бабушки, прадедушки и прабабушки были чмо? Рабы? Ведь три-четыре поколения твоих предков, как минимум – были христианами? В ответ обычно невразумительное мычание, а в среде инглингов – часто начинают врать, что их предки были староверами и, дескать, хранили все эти годы “древние знания“, но никому их не показывали. Какое к ***м “почитание пращуров”, если они врут и плюют  на собственных предков? Говорю – посмотрите на карту, сравните территории России, к примеру, XV-XVIII-XX веков. Эту страну прошли-покорили-присоединили униженные христиане-рабы? Чмошники, боящиеся Бога? Или наши гордые, сильные и умелые предки (уже православные – так случилось, я не виноват). При всей моей любви к язычеству – я не могу не признавать очевидных фактов: язычники-славяне не смогли создать сильного централизованного государства-империи, каждый из народов славянских был настолько горд, что ни в какую не хотел уступать соседу – и из-за этого они регулярно грызлись меж собой и не менее регулярно получали ****юлей от более могучих и организованных соседей, а славяне-христиане, ставшие русскими – такую империю всё же в результате и создали».
- А вот насчёт религии и церкви – всё же основой религии по большому счёту являются церковники, и труд и жизнь (житие) отдельных из них по-разному повлияло и на историю народа, и на отношение это народа к церкви... Во всём – а особенно в таких щепетильных вопросах – главную роль играет "человеческий фактор" – кадры решают всё! Я имею в виду, что эту религию, которая сплотила разрозненные племена, так или иначе принесли и хранили именно попы, нельзя же однозначно сказать, что вот лекарство, которое придумали и прописали мне врачи, крутое, а сами же врачи – суки…
«Кадры в таком случае, действительно, многое решают – те же Сергий и Серафим не зря ведь почитаемы с древности... Понимаешь, охристианивание – оно ведь не было этаким одномоментным актом: пришёл князь Владимир и всех окрестил – ***ня это полная. Русь сельская – ещё в XVI веке была абсолютно языческой. Христианство только в городах к тому времени заняло прочные позиции (посмотри данные археологов: в сельских захоронениях вплоть до XVI века нет практически ничего христианского). А Россия – страна преимущественно аграрная аж до самого XX века – это уже коммунисты почти полностью уничтожили язычество вместе с самим укладом сельской жизни. В православии огромное количество абсолютно языческих черт: свечи, крестные ходы, «красный угол» с божницей, почитание «святых мест», камней (следовиков, например), родников – всё это абсолютное язычество. Ничего христианского в этом нет. Сами слова – «молитва», «господь», «спас» – древнеславянские, т.е. появились задолго до возникновения христианства. Можно, как пример, соседнюю Осетию привести – где христианство, по большей части, формальное название, а сама вера – сплошное язычество: превыше Христа почитается Уастырджи – прародитель и покровитель осетин, кругом действуют дзуары – языческие святилища, наряду с попами спокойно существуют и отправляют ритуалы дзуарлаги – потомственные жрецы и т.д. и т.п. Думается, и на Руси раньше было нечто подобное. А вот нынешняя РПЦ – просто коммерческая организация, и корни её в реформах никонианских, когда стали гусли с гуслярами жечь да вытравливать из веры её языческую основу. РПЦ, вообще, будто все силы прикладывает к тому, чтобы саму веру уничтожить. Всё – на продажу. Понимаешь, есть мнения, что в своё время волхвы переходили в христианство, принося в него своих богов, дабы они оставались с народом – чему и есть результаты почитания Власия и Николы (Велеса), Ильи-пророка – Перуна, Параскевы – Макоши и т.д. Так и сейчас есть в монастырях и сельских церквях батюшки-подвижники, живущие верой и весьма далёкие от официозной гомосеческо-коммерческой РПЦ, но формально-то они к ней принадлежат. Кстати, занятный пример: в Туле есть у меня знакомая девчонка (по Интернету знакомая) – ей помощь знахаря толкового понадобилась (о проблеме её не скажу, но был нужен не врач, а именно знахарь). И я всех своих знакомых язычников с той округи попросил помочь с поисками. Не нашли никого, а в итоге посоветовали отправить её в Оптину Пустынь – там де есть старец, который такие проблемы решает… Показательно?»

- Расскажи, кстати, о местах, где ты родился, вырос, живёшь и при идеальном стечении обстоятельств, где бы ты хотел прожить всю – ну или часть – своей активной жизни?
«Родился я в городе Грозный. Рос я там и с переменным успехом – в Пятигорске. Полжизни тут, полжизни там... Грозный был очень красивым индустриальным городом – не без многих заморочек, но с массой возможностей. Пятигорск – не менее красивый город (в последнее время внезапно стал региональным центром, что вызвало небывалый наплыв мигрантов из соседних северокавказских республик, желающих жить в “столице”), окружённый горами, полями и прочими красивостями, к тому же по округе проистекает множество источников минеральной воды – в общем, любой желающий наберёт в Яндексе или Гугле «города КМВ» и легко найдёт любую информацию – даже с картинками. А прожить где – сложный вопрос. В идеале я хотел бы, чтоб мою страну не разодрало в куски в начале 1990-ых, не случилось «обострения дружбы народов», и я бы продолжал жить в Грозном».

- Где ты ещё бывал, в каких краях? Что тебе давали, дают эти дороги?
«Да много, где я бывал. Очень люблю наши кавказские горы, Приэльбрусье, поездки в Домбай... Горы – каждый раз как некое очищение и прикосновение к настоящему».

- Не бывает ли мыслей, типа, «где мои 17 лет?»
«Неа, как ни странно - не бывает. Есть некая ностальгия именно по тому времени, но не по своему возрасту и нереализованным возможностям».

- А нет ли желания вновь активизироваться? Тот же свой фанзин, сайт, лейбл и тп?
«Иногда появляется такое желание, но то ли я слишком ленив, то ли... я слишком ленив... По закрытию Terror Zone TV я, действительно, горел желанием издать свой фанзин – даже сделал интервью с некоторыми весьма интересовавшими меня людьми, полностью продумал концепцию, оформление, обложку (на ней должны были быть мои глаза в прорези шлема), а потом как-то внезапно потерял интерес к самой идее журнала. Лень-матушка… Для делания своего сайта я слишком равнодушен ко всем этим диги-делам – мне абсолютно неинтересны все эти компьютерные заморочки, я и веб-зины не читаю никогда, мне нужна бумага в руках. Идея лейбла – тоже была, но с практическим исчезновением физических носителей, и она канула в Лету. Более же всего хотелось бы орать в реальной группе, но и это пока очень сложный вопрос».

- Тем не менее, с какими чувствами ты сейчас просыпаешься каждое утро?
«Честно? Лично я просыпаюсь почти каждое утро с мыслью – как же всё заебало… Такой вот пессимизм... Объяснять, почему – не буду. Просто не буду и – всё. Хотя, в общем-то, как говорил ослик Иа: “Грех жаловаться. У меня есть друзья. Только вчера кто-то разговаривал со мной. А на прошлой неделе или неделей раньше Кролик наткнулся на меня и сказал: “Тьфу ты, опять он!” Это и есть дружеское общение. Вокруг меня что-то да происходит”. Вообще, «Винни Пух и Все-Все-Все» – одна из моих самых любимых книг. Недавно наконец-то её нашёл и с огромным удовольствием перечитал – кладезь мудрости!»
- Не убавить, не прибавить! Пусть всё-таки вокруг тебя и всех-всех-всех нас что-то постоянно да происходит!