Прекрасная Есфирь

Мила Садко
  Есфирь – библейский персонаж, царица, благодаря которой был спасён от истребления целый народ. Персидский царь Артаксеркс взял её себе в жёны, так как её предшественница публично проявила по отношению к нему неповиновение.
  Книга «Ветхий завет говорит» Самуила Дж. Шульца подробно описывает историю еврейского народа с указанием дат. Артаксеркс  (Ахасверос, он же в переводе с греческого Ксеркс) правил страной двадцать лет, с 486 по 465гг. Престол ему достался от отца – царя персидского Дария, который правил 522-486гг. Дарий свою летнюю резиденцию в Мидии – столицу Екбатана украсил выдающимися проектами. Не хуже выглядела и зимняя его резиденция – город Шушан (Сузы), украшенная ливанским кедром, слоновой костью из Индии, серебром из Египта. Персеполь же был самым впечатляющим, он был стратегически укреплён тройным заграждением. На гребне «горы Милости», на котором была построена эта великая столица, располагался ряд стен и башен. За этим заграждением была равнина, известная ныне под названием Мара Дашт.
  Сын его Ксеркс ещё до смерти Дария был избран наследником на персидский престол, но в течении двадцати лет служил наместником царя в Вавилоне под его руководством. Когда он взял империю в свои руки, в ней были незаконченные строительные проекты, религиозные реформы и вспыхивающие время от времени восстания во многих районах владений. Он подавил мятежи в ряде городов и в Вавилоне. Воздвигнутые Навуходоносором укрепления тогда были разрушены, храм Есашлы сравнен с землёй, и 323 золотые статуи Мардука унесены и переплавлены на слитки. Вавилон потерял своё лицо включением в состав Ассирии. Царю, по примеру своего отца Дария, хотелось заняться благоустройством, но пришлось по настоянию советников начать захватническую войну, в которой его армия и флот терпели поражения. От завоевания Греции новый царь отказался, вернулся в Персеполь и взялся за свои строительные проекты. Благодаря именно ему Персеполь стал выдающимся городом персидских царей с превосходными культурой и архитектурой. Царствовал он двадцать лет, жил в Сузах, убит был Артабаном, главой дворцовой стражи по приказу сына Артарксеркса первого Лонгимана.
  Изгнанникам-евреям, не вернувшимся в Иерусалим, при нём жилось неплохо. Но вскоре над ними нависла угроза полного истребления. Спасла их от неминучей гибели царица, новая жена Артаксеркса (Ксеркса). Об этом красочно написано в Библии, в «Книге Есфирь».
  У Артаксеркса, была сильна тяга к искусству и он «окультуривал» свою страну. Особенно красивы были его столицы Вавилон, Екбатан и Сузы. В Сузах его дворец занимал один гектар акрополя этого великого еламитского города. Со всех концов своей необъятной империи, простиравшейся от Индии до Эфиопии, со ста двадцати семи областей царь собрал всех начальников на шестимесячный срок в третий год правления.  Присутствовали при этом и служащие при нём главные начальники войска Персии и Мидии, и свои князья. Показывал он великое богатство царства своего и блеск величия. А по окончанию сделал пир для народа, от мала до велика в городе Сузы на садовом дворе дома царского. Богатое убранство, дорогая посуда, вдоволь еды и вина… Никого не принуждали, всё было чинно.
  Царица Астинь сделала пир для женщин в царском доме. В седьмой день царь захотел показать всему народу красоту царицы в венце царском. Она отказалась по каким-то своим соображениям. Царь разгневался. Приближённые князья персидские и мидийские решили, что пример царицы сыграет отрицательную роль для всех жён царства. Так они перестанут вовсе слушаться своих мужей! Царю посоветовали выпустить постановление о передаче царского достоинства царицы - другой. Письменные извещения разослали по областям. Астинь большене не стали приглашать к царю. Но царь не смог её забыть. Тогда дети его посоветовали собрать со всей страны самых красивых молодых девиц, чтобы он мог выбрать себе новую царицу, и царь согласился. Недостатка в женщинах для него и так не было, но в царский гарем стали поставлять всё новых красавиц.
  В Сузах жила одна девушка Гадасса, родственница переселённого из Иерусалима во время завоевания их страны персами еврея Мардохея.  Она уважала его, слушалась, так как считалась приёмной его дочерью. Она назвалась Есфирь, была очень красивой и понравилась царю. Её переселили в лучшее отделение женского дома и приставили к ней семь служанок, которые стали готовить её для царя. Это длилось двенадцать месяцев. От притираний разными маслами, полезной пищи и здорового образа жизни Есфирь была здоровой и веселой. Надменности и злобы за ней тоже не замечалось. Она нравилась всем своей скромностью, нетребовательностью и простотой. Женщины Востока того времени в большинстве своём поклонялись разным идолам. У многих были статуэтки разных богов, которых легко они могли переносить, брать с собой. Эта их вера занимала душу обманностью, так как была не истинной, как бы нарочной, искусственной. За невыполнение просьбы они могли наказать своего маленького божка, поставить в угол, развернув лицом к стене. Таким образом они отождествляли его наличие наравне с человеком. Чувства святости и настоящего трепета не было, их вера была мелочной. Живой Бог излучает любовь и побуждает людей любить ближних своих настоящей сильной любовью, жертвенной и прекрасной. Оттого люди, знающие истинного Бога, сильны духом при любых обстоятельствах и способны прощать и любить даже своих врагов. Есфирь не горела желанием попасть в гарем царя, но и ненависти в ней не было. Ей была свойственна постоянная тихая радость, что отличала её от других, даже самых красивых и приятных женщин. К тому же, кроме ума, в ней присутствовала мудрость, которую даёт Бог. Любому человеку важно знать, что его любят. Это стержень, который даёт уважение к себе, способность принимать правильные решения. Независимо от наций, народностей, рангов и постов, человек нуждается в понимании и поддержке дома, у своей половинки, которая способствует его безопасному расслаблению. Бывает, лишь ей он решается высказать самые свои важные сокровенные мысли.  Такой была красавица Есфирь. Царь её назвал по имени, выделил из массы других женщин, потом посоветовался с князьями и, возложив на неё венок, объявил царицей. Мардохей был в курсе всех этих дел и не велел ей открывать, что она еврейка. Он был уважаемый человек и сидел возле царских ворот, как знатный подданный. Однажды он был свидетелем заговора против царя, сообщил Есфирь, а та передала Артаксерксу. Заговорщиков казнили и этот случай зафиксировали в книге дневных записей у царя.
  Влиятельный вельможа при дворе Артаксеркса Аман был повышен в ранге. Все были обязаны его почитать, но лишь Мардохей отказывался ему кланяться. Аман в ярости своей решил покончить с ним, а заодно и со всем его народом. Он разработал план уничтожения и дипломатически ходатайствовал перед царём. Он смог убедить царя, что евреи опасны, но и показал огромную материальную выгоду от конфискация их имущества. Царь распорядился исполнить просьбу Амана и доверил ему свой перстень. Так был издан приказ об истреблении евреев по всей Персидской империи. Казнь была назначена на тринадцатое число двенадцатого месяца адара, что выпало по жребию. Приказ был обнародован. Евреи взяли пост и скорбели. Мардохей сообщил царице о надвигающейся беде. Он убедил её, что именно для этого случая она находится на ответственном месте. Эсфирь решила рискнуть ради своего народа и просила молиться и поститься за неё в течение трёх дней.
  Она пришла к повелителю без предупреждения, но царь не казнил её, а принял приглашение на пир в честь его. Аман был тоже приглашён. Царь во время пира захотел исполнить желание своей любимой жены, но она ещё раз пригласила их назавтра и обещала сказать, что хочет. Аман возгордился; его пригласила царица на пир! А Мардохей снова не поклонился ему… По совету жены приказал он приготовить высокое дерева для его повешанья.
  Народ Божий молился… Царю ночью не спалось, и он приказал читать книгу записей. Так он услышал, что Мардохей спас его. «Наградили этого человека?»  - «Нет». Утром позвали первого попавшегося со двора, им оказался Аман. «Как бы ты наградил того, кого царь решил отличить почестями?» Аман подумал, что это о нём речь идёт и ответил: «Одеяние царское, конь, на котором ездит царь, возложить царский венец на его голову». Царь велел исполнить это для Мардохея. В подавленном состоянии пошёл Аман на пир. Царь спросил о желании царицы. Он готов был ей пол-царства отдать! «Подари мне жизнь мою и народ мой! Проданы мы на истребление, убиение и погибель». «Кто?!» - «Он», - показала на Амана. Царь был ошеломлён и вышел, не зная, что предпринять. Вернувшись, увидел Амана, вяляющегося на ложе Есфири, умоляющего о пощаде. Вид этот был очень неприглядным, и царь взбесился, назвав его насильником. Его тут же схватили, а потом повесили на виселице, приготовленной им же для своего врага.
  Царь забрал свой перстень и отдал Мардохею, который стал влиятельным членом царского двора. Прежний указ был отменён и написали новый, который позволял евреям отомстить своим врагам. Разослали письма по всем областям. Иудеи в назначенный день тринадцатого числа расправились со всеми недоброжелателями. Десятерых сыновей Амана повесили по приказу царя, потому что немало проблем могло исходить от них. С тех пор евреи стали отмечать ежегодно праздник Пурим (от слова пур – жребий) в память об избавлении. Упоминание этого праздника во второй книге Маккавеев 15:36 как дня Мардохея указывает, что он соблюдался во втором веке до н.э. В дни Иосифа Флавия Пурим праздновался целую неделю (Древности).
   Хотя имя Божье не упоминается в книге Есфирь, промысел свыше и сверхъестественная забота пронизывают её во всём. Вера в Бога и обращение к Нему в трудные моменты жизни могут сделать самое невозможное. Всё во власти Творца и «всё содействует ко благу любящим Его».