Антонис ван Дейк с подсолнухом

Алина Макарова
 Антонис ван Дейк (1599–1641) __Автопортрет с подсолнухом._1633

Нехитрый символизм подсолнечника в этом торжествующем автопортрете, исполненном на пике успеха художника, практически не вызывает споров.   В 1633 году придворный художник Карла I получает от патрона золотую цепь с медальоном и на радостях пишет этот автопортрет, указывая на подсолнечник-солнце, принятую эмблему преданности придворного монарху. Я -- как этот цветок, словно говорят его жесты: как этот подсолнух следит за солнцем, так и я смотрю на своего сиятельного заказчика (а вы, зрители, посмотрите, какую роскошную цепь он мне подарил!).
Алый атлас слепит глаза, темная рыжина волос перекликается с цветом одеяния и цветком, а цветок... похоже, смотрит, на художника? Вот это да.
Существует интересная версия , что лукавый художник поставил подсолнух и себя в относительно равные позиции. Он указывает на подсолнух, а подсолнух-то смотрит на него. Король, конечно, велик, но не художник ли сделал его таковым? По крайней мере, внешне

И тут нам никуда не уйти от второго вандейковского портрета с подсолнухом, выполненного двумя годами позже. На нем сэр Кенелм Дигби, ученый и друг художника:

Как я люблю эпатаж.
Гений и снова кураж.
Все мы немного подсолнухи,
Тянемся мыслями к солнышку...