Преодоление страха

Александр Александрович Логинов
Преодоление страха



   

   

Шкільні твори по літературі. Украина.

Тільки людина відповідальна за добро і зло (По роману М. А. Булгакова "Майстер і Маргарита")

Маятник качнулся и рождественское умиротворение покинуло мое сердце. Заснеженные, подсвеченные зимним солнцем, опушенные улочки  Каргополя радуют глаз, но не согревают душу.
«Украина в огне» - известный фильма Александра Довженко из времен Великой Отечественной переносится в наши дни. И на новостной странице интернета соседствует с хрониками из Киева, который в огне.

Брат мой живет в Западной Украине, родственники в Запорожской области, я на Русском Севере...

…и, когда в Украине закончились политические  игры, и закачалась почва под вождями, очарованных своей либерально-оппозиционной значимостью, надеявшихся в романтическом порыве совершить «бархатный « переворот и свержение власти предыдущей - .я вспомнил декабрь 2010 года в России  и эту дневниковую запись, меченую тем же временем :

«В меня вошел
Всем скопом, всей пучиной,
Всей солью,
Растворенною в морях,
Седой,
Мильоноверстый
Беспричинный
Страх.

Этот страх не задевал впрямую меня. Этот страх был в подкорке, в подсознании. Две картины стояли перед глазами: Девятый вал и Гибель Титаника.
  Неизвестные жизни, уходящие на дно безвременья посреди разъяренной и равнодушной стихии. И там, среди этих обуянных страхом людей, мне грезились лики моих близких и родных. Но это смутный страх. Далекий. Стоит только встряхнуться, и дьявольское наваждение пройдет. И ты свободен от дурных мыслей. Но когда этим летом полыхнули пожары по моей стране, человеческие боль и трагедия приблизились  настолько близко, что я практически ощутил на своем лице дыхание огненных смерчей. Но и эти боль и страх отступили.  Что делать, в мире природы так: огонь пожирает сушь. Вода пожирает пламя. С этим можно справиться. Этому можно противостоять. Как можно противостоять животному страху. Страху естественному, личному. Как противостоят ему в войнах воины. Или когда преодолеваешь его, попадая в самые экстремальные ситуации.
Но этот страх направлен только на тебя, и он внутри тебя. Он не растворен еще ни в природе, ни в мире живой мысли, ни в обществе.
Но когда…
Брат на брата идет.
Сын бесчестит отца,
Мать грудного младенца
В колодец бросает,
И, напившийся крови,
Два алчных резца
Волк волчице
В косматый загривок вонзает…

Страх черным туманом расползается по земле. Он ощущается во всем: в шуме листвы и ветра, в ночных шорохах, он, как предчувствие грозы, в глазах детей и стариков. Одни еще не знают, что это такое, другие - уже знают.
Со мной подобное случилось не так уж и давно. В октябре 1993-го. Я плакал, глядя на русский позор. Убийственный орудийный гром в сердце Москвы. Алчная радость победы одних, и затравленная покорность проигравших. И сотни смертей, втянутых в адовый конвейер братоубийства.
 Не полыхнуло. Пронесло. И ничему не научило. Постарались забыть. Помните, в Тиле Уленшпигеле: " Пепел Клааса стучит в мое сердце!"

   Он еще негромок, неназойлив. Он где-то там внутри. Вы еще пьете и пляшете, ходите в офисы, стоите у буровых, накапливаете деньги в банках, по возможности, любуетесь рассветами и закатами (как любовались ими пассажиры Титаника),словно ломовые лошади ходите по кругу, зарабатывая на хлеб насущный для детей своих. А эти? Что - эти?
Роют землю,
роют рвы.
строят мощные заборы.
может быть, они не воры.
но не ангелы, увы.

а иначе, почему
за забором псы лютуют,
охраняют, как святое,
добровольную тюрьму.

Из оврагов мгла ползет.
лунный серп рвет небо с треском!
не иначе сам Господь
наточил его до блеска...

Они, конечно, первыми во всей полноте почувствуют приближение страха. Туман безумия. Мглу разума. Не поздно ли?

Да, Манежная площадь 2010 года зачищена. Но стоят у меня перед глазами картины пострашнее Девятого вала. Интернетовские фото. Сбившиеся в кучку несколько молодых затравленных волчат c Кавказа. Окровавленные, в ссадинах лица. И в глазах страх. Нутряной. Животный. И этот страх им не преодолеть. Может быть, они впервые почувствовали ценность человеческой жизни. Потому что с той чеченской, последней войны прошло почти 15 лет. Они не знают, что такое 1905 год. Они не знают, что такое Кровавое воскресенье, и о «попе» Гапоне имеют весьма смутное представление. Да, они молодые слепцы, в руки которых вложили флаг, символика которого ни открыта ни глазам их, ни сердцам, ни душам.  Но им сказали:" Вперед. На правое дело идем, товарищи" И они пошли. Мне их жаль.
  Но здесь же, на Манежной, были и другие силы. С одной стороны плотные ряды ОМОНа, олицетворяющие власть, с другой - молодая злая сила со вскинутыми в едином порыве кулаками и в масках. А за маской всегда скрывается  потенциальный страх. Опять-таки, и с той и другой стороны. За себя, за своих близких и родных. И не дай Бог, если эти маски будут сорваны, и вы увидите лица страшные в своей беспощадности..»




   
...И вот Украина января 2014-го. На сегодня нищая страна, без постимперского сознания. Западной своей частью рвущаяся в Польшу, где ее, в лучшем случае, пристроят на должность сантехника и уж, конечно, прикроют раз и навсегда бандеровские,полуфашисткие шествия. А пока:кроваво-огненные видеокартины с Майдана. И успокаивающий , циничный голос одного из экспертов-политологов на телеканале «Дождь» по поводу происходящего в столице «незалежной». Мол, киевляне живут обычной жизнью. И рядом с майданом, на соседней улочке работает ресторанчик и посетители мирно пьют пиво. И вот это для меня это наиболее страшно. Так и вспомнилась бюргерская  попивающая пивко Германия прошлого века. Неужели мы, люди, и, надеюсь, еще граждане, столь равнодушны к судьбам своих стран?

И не пора ли господам-товарищам интернетовским писателям, коронуя своих «королей и королев поэзии» вспомнит судьбы Игоря Северянина и Константина Бальмонта. Я уже не говорю об Александре Блоке и Сергее Есенине, Павле Васильеве,Марине Цветаевой и Осипе Мандельштаме и других ярчайших поэтов первой половины двадцатого века. Уместны ли литературные игры, когда чума подходит к порогу нашего дома? Может быть, стоит сбросить литературные и театральные маски и обнажить свое сердце.
Иначе всем нам жить в Другом Мире, о котором сказано Владиславом Ходасевичем канун явления «коричневой чумы» в цикле стихов «Европейская ночь».

Уродики, уродища, уроды
Весь день озерные мутили воды.
Теперь над озером ненастье, мрак,
В траве - лягушачий зеленый квак.
Огни на дачах гаснут понемногу,
Клубки червей полезли на дорогу,
А вдалеке, где все затерла мгла,
Тупая граммофонная игла
Шатается по рытвинам царапин,
А из трубы еще рычит Шаляпин.
На мокрый мир нисходит угомон...
Лишь кое-где, топча сырой газон,
Блудливые невесты с женихами
Слипаются, накрытые зонтами,
А к ним под юбки лазит с фонарем
Полуслепой, широкоротый гном.
1923
  21 декабря 2010  - 27 января 2014  года                                        Александр Логинов