Встречи. Художник из русской глубинки

Клуб Слово
  Каждый раз, когда я посещаю художественную выставку, в моей голове против воли всплывают любимые поэтические строчки Николая Заболоцкого :
             Любите живопись, поэты.
             Лишь ей единственной дано
             Души изменчивой приметы
             Переносить на полотно.
 Переносить на полотно течение самой жизни, останавливать и передавать    её прекрасные мгновения дано только мастерам.Один из таких замечательных мастеров - наш современник, тюменский художник Александр Павлов.

 Его биография внешне обычна и похожа на сотни других . Родился Александр Николаевич 9 мая 1951 года в селе Дмитриевское Ивановской области.К живописи тяготел с детства.Это и определило его выбор.В 15 лет поступил в Ивановское художественное училище, которое закончил в 1970 году.В этом же году в Казани проводилась Всероссийская художественная выставка студенческих работ.Юный художник стал дипломантом этой выставки.
Конечно же, настоящей школой для молодого таланта всегда была Академия Художеств в Ленинграде.С 1974 по 1977 год Александр Павлов был вольнослушателем Академии.В этом же году его приняли в Молодёжный Союз Художников СССР.
С 1977 года Павлов живёт и работает   в Тюменском отделении художественного фонда РСФСР, ездит  по стране и продолжает учиться.В этот период Александр Николаевич заканчивает художественно-графический факультет Нижне-Тагильского педагогического института.В 1990 году вступает в Союз художников РСФСР.
Его жанры - это пейзажи, портреты, натюрморты. Картины Павлова хранятся в музейных коллекциях не только Тюмени, но и Тобольска,Сургута,Когалыма, Омска, Санкт-Петербурга и других российских городов.Его полотна находятся в частных коллекциях Франции,Германии,Польши,Венгрии, США.О таком всемирном признании при жизни можно только мечтать!
   
Моё знакомство с творчеством Александра Павлова состоялось  летом 2001 года.Узнав, что в Тюменском музее изобразительных искусств проводится выставка " звучащих" картин художника, я поспешила туда.
Из-за двери одного из  музейных залов доносилось пение птиц.Едва я переступила порог,как тут же буквально окунулась в удивительно живой мир Природы.Со всех сторон на меня смотрели цветы, казалось, благоухала лиловая сирень,на белоснежной скатерти красовалась ярко-алая клубника в берестяном лукошке.Рассыпанные по столу грибы  хотелось взять  в руки и вдохнуть их душистый лесной аромат...
              Всё дышит ароматами сирени,
              Клубники и рассыпанных грибов.
              Ромашки целомудренно белеют
              На фоне густо- синих васильков.
                ( строки восхищённого автора)
Яркими и радостными красками сияли пейзажи.Кажется, никогда я не встречала такого гармоничного сочетания картин  природы и пения птиц( пусть и в записи). Мир, изображённый на полотнах,был знакомым, обычным, очень простым, но оторваться от созерцания картин было очень трудно.Наверное, секрет очарования его творчества заключался в какой-то особенной одухотворённости, наполненности светом, воздухом. При этом у меня возникло ощущение "эффекта присутствия". И через несколько лет я нашла подтверждение этим своим мыслям.
"Павлов любит писать заповедные уголки леса, сельские виды с парящими в небесах домиками скворешен.Он умело вовлекает зрителя в пейзаж, предлагая прогуляться среди заснеженных елей, ощутить колючий холод талой воды, раздвинуть ветки кустарника и полюбоваться крадущимся в зарослях ручьём".
Такие строчки появились на сайте Русского музея Санкт- Петербурга после экспозиции картин художника в июне- июле 2006 года.

 Павлов покорил северную столицу в 2003 году.Тогда в одном из исторических залов Васильевского острова с успехом прошла экспозиция его картин.
 Вторая выставка полотен тюменского художника, приуроченная к его 55-летию, состоялась в Строгановском дворце Русского музея.  Для экспозиции были отобраны 103 картины. Большой успех имели  работы Павлова  "Январь. Зимний сон."," Родное окно", " Дом деда. Ландыши" и, в особенности,триптих " Посвящение русским женщинам". После закрытия выставки Русский музей приобрёл 10 картин художника.
Вернувшись в Тюмень, Александр Николаевич выступил со своеобразным творческим отчётом. Значительным событием для поклонников его таланта стала мини-выставка " Мой петербургский вернисаж".   На открытии экспозиции  искусствовед Наталья Наумова заметила: "Я прекрасно понимаю, почему петербуржцы обрадовались выставке. В ней зрители, уставшие от шокирующего современного искусства, ощутили здоровое начало, чистое дыхание традиционного русского пейзажа".
В Тюмени  выставки работ художника проходили неоднократно. Одна из них называлась " Очарование русского пейзажа"( 2008 год).
Двухтысячные годы  смело   можно назвать счастливым периодом в жизни Александра Павлова.После петербургских выставок для него распахнулось окно в Европу.
В 2011 году его картины были представлены в Будапеште,Вене.  В столице Австрии художник отметил своё 60-летие.
В 2012 году работы Александра Николаевича увидели жители Праги.И в июне  этого же года состоялась вторая поездка в Вену.
Его экспозиция называлась " Однозвучно звенит колокольчик" и была посвящена излюбленной теме- цветам.В роскошном старинном особняке рядом с венской оперой   расцветали " Колокольчики"," Золотые шары"," Полевые цветы".Увидели венцы и нашу сибирскую зиму ( " Мороз и солнце") и густой туман ("Туман")," услышали" песенку ручья( "Родник").Конечно, для жителей Вены подобные картины были чем- то вроде экзотики.И тем не менее, выставка имела огромный успех.Может быть,потому, что его работы были пронизаны светом и теплом солнца и проникнуты искренней любовью к России .И музыкальностью.
"У Александра Николаевича нет музыкального образования.Тем не менее именно мелодиями он проверяет законченные картины: если в них слышны снегири, ручей журчит, а колокольчик звенит- всё удалось, полотно зазвучало, запело, состоялось". Так написала тюменская журналистка Ирина Никитина в своей статье "Венский вальс Александра Павлова"
Художника называют достойным продолжателем русской реалистической живописи.
В мае 2014 года ему исполнится 63.Но истинный мастер учится и познаёт  мир всю жизнь. "Каждая моя работа- это самопознание, познание мира"- так А. Павлов говорит о своём творчестве.
Его творческое кредо выражено в следующих словах :
" Меня иногда называют реалистом с суровым стилем, но я считаю себя художником впечатления.В своих пейзажах стараюсь не гнаться за интересным ландшафтом, а описать настроение, которое даёт пейзаж.Это мой взгляд на мир и попытка передать его зрителям".

                Как много нужно чувства, вдохновенья,
                Чтоб трогало вот так, почти до слёз
                Весенних вод и облаков круженье
                И золотое кружево берёз...
                (строки автора статьи).

Автор статьи - Наталья Дубовик.
Иллюстрация с картины художника А.Павлова "Полевые цветы"